Главная | Надводные силы | Морской тральщик
МТЩ проект 59
1942-1943

Иллюстрации

Чертежи


    Морские тральщики проекта 59 - спроектированы под руководством главного конструктора Л.М. Ногида, а затем Л. М. Кожда в рамках кораблестроительной программы 1933 года. Технический проект корабля был утвержден в 1938 году, главным наблюдающим по проекту от ВМФ назначили В. В. Головкова. Корабли использовались для сопровождения и проводки за тралом боевых кораблей, соединений и быстроходных конвоев, а так же для минной разведки и траления минных полей в удаленных от баз районах, борьбы с подводными лодками противника и постановки минных заграждений.

    Корпус корабля из углеродистой стали марки 4С, набран по продольно-поперечной системе и имел полубачную архитектуру. Длина полубака составляла 40 % длины корабля. Носовая надстройка корабля двух ярусная с открытым мостиком, клепаной конструкции, распологалась на полубаке. Кормовая одноярусная надстройка протяжённостью от полубака до кормовой установки главного калибра имела мостики для размещения зенитной артиллерии и пулемётов. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены тральный кран, 3-барабанная лебедка и клюз. При разработке проекта корабля предусматривалось размещение мощного электромагнитного трала. Однако трал до конца войны на вооружение так и не поступил.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты. Кроме этого жевучесть корабля обеспечивалась двухэшелонным расположением механической силовой установки, пожарной, водоотливной, осушительной системами, а также системой орошения и затопления погребов боезапаса.

    Спасательные средства включали два 6-ти вёсельных яла, расположенных побортно на стальных двухсторонних ростр-балках на полубаке за носовой надстройкой. Для спуска ялов на воду, а также для подъема их на борт имелись по две поворотных шлюпбалки. Кроме ялов корабль комплектовался спасательными кругами диаметром 760 мм и спасательными поясами.

    Силовая установка механическая, двухвальная, паротурбинная с двумя турбо-зубчатыми агрегатами общей мощностью 7120 л. с., размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО) и двух котлов с нефтяным отоплением и рабочим давлением пара 20 кгс/см2 с температурой 313°С, расположенных в двух котельных отделениях (КО). Агрегаты обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на два винта фиксированного шага. Скорость полного хода тральщика составляла 22 узла.

    Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от двух турбо-генераторов ТГ мощностью по 50 кВт через два главных распределительных щита (ГРЩ) и двух дизель-генераторов ДГ на 25 и 12,5 кВт. Устанавливались ТГ и ГРЩ по одному в носовом и кормовом МО, а ДГ размещались в надстройке на верхней палубе.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 одноствольных 100-мм орудий Б-24-БМ с длинной ствола 56 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме. Орудия комплектовались броневыми щитами. Заряжание орудия ручное из кранца первых выстрелов. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Скорострельность установки составляла 12 выстрелов/мин, а живучесть ствола составляла 800 выстрелов. Угол вертикального наведения от -5 до +45°. Начальная скорость снаряда 900 м/с, дальность стрельбы до 23,3 км. Масса установки 7740 кг.
    2. Из 3 одноствольных 37-мм зенитных автоматов 70-К с длинной ствола 67 калибров, расположенных один в диаметральной плоскости на баке перед боевой рубкой и два побортно на мостике в кормовой части кормовой надстройки. Эти установки не располагали противоосколочными щитами и электрическими приводами наводки. Орудия имели воздушное охлаждение стволов, а обойма для зенитки состояла из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 6 человек. Скорострельность автомата позволяла сделать 150 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°. Начальная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Масса орудия составила 1 350 кг.
    3. Из 2 одноствольных 20-мм автоматов ШВАК с длинной ствола 84 калибра, расположенных побортно на мостике у второй дымовой трубы. Питание пушки ленточное. Расчёт включал 2 человека. Скорострельность установки составляла 700 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 815 м/с, дальность стрельбы - нет данных.
    4. Из 4 крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов "Кольта-Браунинга" с длинной ствола 130 калибров. Режим огня - только автоматический, действия автоматики основаны на использовании энергии отката и наката. Скорострельность установки составляла до 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 893 м/с, максимальная дальность стрельбы до 6,7 км, максимальный потолок до 4,5 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 100 патронов. Охлаждение ствола пулемётов водяное, а живучесть стволов составляла 3000 выстрелов. Расчёт установки включал 1 человека. Пулемёты имели систему ручного управления. Масса установки - 54,9 кг.
    5. Из 1 бомбосбрасывателя в корме и 20 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    6. Из 1 бомбосбрасывателя в корме и 20 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
    7. Из 20 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
    8. Из 2 комплектов трала Шульца, который состоял из двух смычек тралящей части, соединенных буксирами с парой тралящих кораблей. Положение трала на определенной глубине обеспечивалось специальными грузами и плавучими буями. Трал имел на своей тралящей части до 48 трехлапых кошек и мог очищать полосу шириной до 183 м со скоростью до 7 узлов.
    9. Из 2 комплектов Змейковых тралов получивших свое название из-за специального "водяного змея" — устройства, отводившего тралящую часть в сторону при движении до 210 метров от тральщика. Вблизи змея устанавливался резак или подрывной патрон, перебивавший минреп до 5 мин. Трал данного типа мог быть односторонним или двухсторонним, то есть с одной или двумя ветвями. Трал имел углубление от 7 до 30 м, ширину захвата до 75 м, скорость траления от 4 до 8 узлов. Имелся обозначитель протраленной полосы.
    10. Из 2 комплектов параван-тралов К-1, располагались в корме. Одинарный двусторонний контактный трал, в котором в качестве отводителя использо вался параван К-1. При буксировке параваны отводили тралящие части в стороны и удерживали их ходовые концы на заданном углублении. Углубитель шел за кораблем на своем буксире, причем глубина его хода определялась длиной буксира. Параванный трал имел ширину захвата 180 м, заглубление от 6 до 18 м, скорость буксировки от 12 до 22 уз. Для спуска и подъема параванов служил кран, расположенный в корме.

    Корабли комплектовались компасом, размагничивающим устройством типа РУ-ЛФТИ и дымовыми шашками МДШ.

    РУ-ЛФТИ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. Обмотки РУ выполнялись кабелем СРМ по каждой обмотке пропускался постоянный ток такого направления и такой величины, чтобы создаваемое им магнитное поле было равно и противоположно направлено одной из составляющих магнитного поля корабля.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Закладывались корабли в 1939 году на заводе №201 в г. Севастополе (5), на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный (6) и на Петрозаводе №370 в г. Ленинграде (6).

    Головной тральщик "Владимир Полухин" вошёл в строй Балтийского флота в 1942 году.


    Тактико-технические данные МТЩ проекта 59

    Водоизмещение:   стандартное 698 тонн, полное 879 тонн.  
    Длина наибольшая:  79,2 метра  
    Длина по КВЛ:  76 метров  
    Ширина наибольшая:  8,1 метра  
    Ширина по КВЛ:  7,77 метра  
    Высота борта на миделе:  6,29 метра  
    Высота борта у форштевня:  9,44 метра  
    Высота борта у транца:  5,24 метра  
    Осадка по корпусу:  2,5 метра  
    Силовая установка:  2 паро-турбинны по 3600 л.с., 2 котла, 2 винта ФШ,
    1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбо-генератора ТГ по 50 кВт, 1 ДГ на 25 кВт,
    1 ДГ на 12,5 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 22 узла, экономическая 16 узлов  
    Дальность плавания:  3700 миль при 16 узлах  
    Мореходность:  нет данных  
    Автономность:  15 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 100-мм орудия Б-24-БМ, 3х1 37-мм автомата 70-К,
    2х1 20-мм автомата ШВАК, 4х1 12,7-мм пулемёта Кольта  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 20 бомб ББ-1 и 20 бомб БМ-1  
    минное:  20 якорных мин КБ-3 и минных рельсов  
    противоминное:  2 трала "Шульца", 2 змейковых трала, 2 параван-трала К-1,
    1 размагничивающее устройство ЛФТИ  
    навигационное:  2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К"  
    химическое:  ? дымовых шашек МДШ  
    Экипаж:  120 человек (7 офицеров)  

    Всего построено кораблей с 1942 г. по 1943 г. - 2 единицы.

    Пять тральщиков заложенных на заводе № 201 погибли при оставлении Севастополя нашими войсками в 1942 году.

Hosted by uCoz