Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец


Эсминец проект 7
1938-1942

Иллюстрации

Чертежи

Видео ролик
    Эскадренные миноносцы проекта 7 - разрабатывались Центральным конструкторским бюро спецсудостроения ЦКБС-1 по программе "военно-морского судостроения на 1933- 1938 гг.", принятой 11 июля 1933 года Советом Труда и Обороны СССР. Главным руководителем проекта назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем - П.О.Трахтенберга. В основу проекта легли теоретические чертежи итальянской фирмы «Ансальдо» привезённые В.А.Никитиным из Италии, кроме этого была проведена прогонка модели в опытном бассейне в Риме. Наши конструкторы заимствовали и компоновку машинно-котельной установки и общую архитектуру корабля, однако отечественные вооружение, механизмы и оборудование заставили во многом отойти от прототипа. Корабли предназначались для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника на удалённых морских коммуникациях, отражения минных атак, охранения своих крупных кораблей и конвоев при переходе в дальней и ближней морской зоне, а так же постановки минных заграждений.

    Корпус корабля клёпанный, с ограниченным применением сварки, из листовой маломарганцовистой стали, имевшей повышенную прочность, но одновременно и большую хрупкость. Корабль имел полубак, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы, второе дно. На протяжении машинно-котельных отделений применялась продольная система набора корпуса, а в оконечностях поперечный набор. Шпация по всей длине корпуса составляла 510 мм. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась жилая палуба с покрытием из линолеума. Основные водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы и имели толщину 3-4 мм. Броневой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов обшивки составляла 5-9 мм, а в районе машинно-котельных отделений 10 мм. Носовой и кормовой мостики, были оборудованы приборами управления кораблем, а так же на носовом мостике размещался командно-дальномерный пост (КДП-4), а на кормовом дальномер ДМ-3. Под носовым мостиком находилась двух ярусная носовая надстройка. В нижнем ярусе носовой надстройки располагались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, командования соединения), штабная каюта, радиорубка дальней связи, пост гидроакустика, агрегатная. В верхнем ярусе имелись ГКП, ходовая и штурманская рубки, рубка ближней связи, шифропост. Под кормовым мостиком находилась одно ярусная кормовая надстройка. В кормовой надстройке расположили каюту дежурного и санитарные помещения младшего начсостава и команды. От полубака и за дымовую трубу размещались кожух дымовой трубы, пост энергетики и живучести (ПЭЖ) и ростры для спасательных средств. Над переборкой разделяющей 1 и 2 МО, на верхней палубе, располагалась ещё одна надстройка с камбузом, посудомойкой и помещением дизель-генератора. Офицерские помещения размещались в носовой части, а матросы жили в кубриках в носу и в корме. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Обе системы подключались к пожарной магистрали. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт эсминца имел острые обводы в носовой части и одну наклонную, овальную дымовую трубу.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков:

    1. Форпик, шкиперская и малярная кладовые (0-6 шпангоут);
    2. Цепной ящик, провизионная кладовая, помещение шпилевой машины (6-18 шпангоут);
    3. Цистерна пресной воды, помещение рефрижераторной машины, кубрик команды №1, кают-компания (18-33 шпангоут);
    4. Цистерна питательной воды, артиллерийский погреб №1, кубрик команды №2, каюты офицеров (33-44 шпангоут);
    5. Цистерна топлива, артиллерийские погреба №2 и №3, кубрик команды №3, каюты офицеров (44-61 шпангоут);
    6. Котельное отделение №1 (61-78 шпангоут);
    7. Котельное отделение №2 (78-94 шпангоут);
    8. Котельное отделение №3 (94-109 шпангоут);
    9. Машинное отделение №1 (109-133 шпангоут);
    10. Отделение вспомогательного котла (133-138 шпангоут);
    11. Машинное отделение №2 (138-159 шпангоут);
    12. Артиллерийские погреба №4 и №5, помещение МПУАЗО, посты (159-175 шпангоут);
    13. Химическая кладовая, артиллерийский погреб №6, кубрик команды №4 (175-186 шпангоут);
    14. Артиллерийский погреб №7, цистерна топлива, кубрик команды №5 (186-205 шпангоут);
    15. Румпельное отделение и химическая каюта (205-220 шпангоут);
    Согласно расчетам эсминец гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков. При затоплении трех смежных отсеков сохранить плавучесть удавалось не всегда.

    Якор­ное уст­рой­ст­во вклю­ча­ло два элек­три­че­ских шпи­ля, два яко­ря Хол­ла и один кор­мо­вой сто­п-ан­кер. Мас­са ста­но­во­го яко­ря - 1 т, дли­на якор­ных це­пей - 184 м. Мас­са сто­п-ан­ке­ра - 350 кг, ско­рость вы­би­ра­ния якор­ной це­пи - 0,2 м/с.

    Рулевое устройство имело электрический привод и один полубалансирный руль расположенный в диаметральной плоскости. Управление осуществлялось с основного и запасного ходовых мостиков и из штурманской рубки. Аварийное управление производилось в ручную из румпельного отсека.

    Водоотливные средства были представлены 13 водоструйными эжекторами с подачей воды от 10 до 100 т/час и 2 переносными эжекторами с подачей воды по 20 т/час.

    Средства спасения включали 1 моторный катер, 3 шестивёсельных яла, спасательные круги и индивидуальные спасательные пояса.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя трёхкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24 мощностью по 25 250 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбины передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали три водотрубных котла треугольного типа с нефтяным отоплением и с симметричным расположением пароперегревателей, расположенных в котельных отделениях. Паропроизводительность котлов № 2 и № 3 составляла по 98,5 т/ч, а переднего № 1 — 83 т/ч, так как в нем из-за сужения корпуса имелось 7 форсунок вместо 9, а поверхность нагрева достигала 1077 м2, вместо 1264 м2 у двух последних. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались не только топливные цистерны, но и междудонное пространство, что повышало запас топлива до 500 тонн. Полная скорость корабля составляла 38 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 19 узлов составляла 2500 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от трёх динамо-машин ПСТ 30/14 мощностью по 50 кВт каждая и одного резервного дизель-генератора ПН-2Ф мощностью 30 кВт с распределительными станциями.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 4 одноствольных 130-мм артустановок Б-13 с длинной ствола 50 калибров, расположенных две на баке и две в корме. Боекомплект, составлявший 150 выстрелов на ствол (175 в перегруз), разме­щался в четырёх артпогребах. Его подача осуществлялась двумя элеваторами (один для зарядов, другой для снарядов) на каждое орудие; в случае отказа имелись трубы для ручной подачи, а заряжение орудий осуществлялось вручную. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Расчёт орудия включал 11 человек. Скорострельность установки, в зависимости от угла возвышения, составляло 6-10 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 27,5 км. Масса орудия со станком и щитом составляла 12,8 тонны. Управление артогнём осуществлялось ПУАО "Мина", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом командно-дальномерном посту (КДП-4).
    2. Из 2 одноствольных 76-мм зенитных орудий 34-К с длинной ствола 55 калибров, расположенных побортно на рострах позади грот-мачты. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +85°, а углы горизонтального обстрела обоих установок - от 20° до 180° на оба борта. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 14,6 км, а досягаемость по высоте - 9 км. Боезапас по норме составлял 350 выстрелов на орудие, в перегруз брали 846 выстрелов(по вместимости погребов). Масса орудия составляла 4,872 тонны.
    3. Из 2 одноствольных 45-мм универсальных полуавтоматов 21-К с длинной ствола 46 калибров, расположенных побортно у среза полубака и обеспечивающих обстрел воздушных целей с носовых курсовых углов. Эти установки не имели противоосколочных щитов и механических приводов наводки. Расчёт орудия состоял из 3 человек. Скорострельность полуавтомата составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда 740 м/с, дальность стрельбы до 9,2 км, а досягаемость по высоте - 6 км. Масса орудия доходила до 507 кг.
    4. Из 2 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДК-32, расположенных побортно на командном мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3 км, а потолок до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, амортизатор отката на станке, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    5. Из 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов (ТА) 39-Ю, расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС "Мина". ТА палубные поворотные с углами разворота от 62,5° до 118° на оба борта. Торпедные аппараты пороховые, комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Мина", который обеспечивал последовательный выстрел торпед. ПУТС "Мина" позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда 53-38 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1,615 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 44,5 узлов (4 км), 34,5 узла (8 км) и 30,5 узла (10 км). Боезапас состоял из 16 торпед, из них 8 в погребе, а остальные в ТА.
    6. Из 65 якорных мин образца 1926 года. Мина ударно-механическая с сфероцилиндрической формой корпуса из листового оцинкованного железа имела габариты 1840х900х1000 мм. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасывания мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 254 кг взрывчатого вещества, время прихода в боевое положение от 15 до 25 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 130 метров, наименьшее 18 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6,1 метра, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 41 метра при наибольшей скорости хода при постановке мин в 24 узла и наибольшей высоте борта 4,6 метра. Задержка взрыва при срабатывании мины составляла 0,05 секунды.
    7. Из 2 бомбосбрасывателей для 16 глубинных бомб ББ-1, расположенных у кормового среза верхней палубы. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

    Система управления огнем главного калибра "Мина-7" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём главного калибра (ПУАО) "Мина-7" состоящего:
      • Из центрального автомата управления стрельбой главного калибра ЦАС-2 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с дальномерных постов данных вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы.
    • Данные о курсе своего корабля автоматически поступали от гирокомпаса "Курс", к сожалению, на практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности.
    • Информация о цели шла в систему управления стрельбой от дальномеров командно-дальномерного поста КДП-4 и ночных визиров центральной наводки ВМЦ-2.
    Система «Мина-7» позволяла разделять огонь носовой и кормовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

    На кораблях устанавливались гирокомпас "Курс", шумопеленгатор "Посейдон", 2 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2, РЛС "Гюйс-1" (на "Громком" СФ), РЛС "Гюйс-1М" (на "Рьяном" ТОФ).

    Гирокомпас типа "Курс" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

    ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели "на стопе" по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.

    Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная (дымвещество — мазут), имела выхлоп через дымовую трубу при производительности 50 кг/мин. Высота завесы составляла 40 - 60 метров.

    Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

    РЛС "Гюйс-1" - первая серийная корабельная РЛС с одной антенной (каналом), двухкоординатная, метрового (1,5 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 200 МГц. Антенна — типа «волновой канал» с числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которые отображались в виде вертикальных пульсирующих импульсов. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа линкор 15 км, крейсер – 13 км, эсминец – 9,26 км, тральщика – 7,4 км. Точность определения дальности составляла 92,6-129,6 метров, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,55%.

    РЛС «Гюйс-1М» - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг. Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.

    Строились корабли на заводе №190(7) и на Балтийском заводе №189(3) в г. Ленинграде, на заводе "Андрэ Марти" №198(4 для ЧФ/12 для ТОФ ) и на заводе №200(1 для ЧФ/1 для ТОФ) в г. Николаеве с последующей сборкой секций на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре(9) и на Дальзаводе №202 в г. Владивостоке(9).

    Головной "Гневный" вступил в строй Балтийского флота 30 октября 1938 года.


    Тактико-технические данные эсминцев проекта 7

    Водоизмещение:   стандартное 1500 тонн, полное 2180 тонн  
    Длина наибольшая:  112,5 метра  
    Длина по КВЛ:  110 метров  
    Ширина наибольшая:  10,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  10,1 метра  
    Высота борта в носу:  8,5 метра  
    Высота борта на миделе:  6 метров  
    Высота борта в корме:  3,2 метра  
    Осадка по корпусу:  3,8 метра  
    Силовая установка:  2 паровые турбины ГТЗА по 25 250 л.с.,
    3 котла, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    3 динамо-машины ПСТ 30/14 по 50 кВт,
    постоянный ток 115 В, 1 ДГ ПН-2Ф на 30 кВт.  
    Скорость хода:  полная 38 узлов, экономическая 19 узлов  
    Дальность плавания:  2500 миль при скорости хода 19 узлов  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  4х1 130-мм артустановки Б-13 от ПУАО "Мина-7"  
    зенитное:  2х1 76-мм орудия 34-К, 2х1 12,7-мм пулемёта ДК,
    2х1 45-мм полуавтомата 21-К.  
    торпедное:  2х3 533-мм поворотных ТА 39-Ю с ПУТС "Мина".  
    минное:  65 якорных мины обр. 1926 г.  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 16 бомб ББ-1. 
    гидроакустическое:  1 шумопеленгатор "Посейдон"  
    радиотехническое:  передатчик "Шквал-М", приёмник "Метель",
    1 приёмопередатчик УКВ "Рейд".  
    навигационное:  1 гирокомпас "Курс-2", 4 127-мм маг. компаса ЗМИ,
    1 лаг ГО-3  
    химическое:  2 комплекта ДА №1, 1 комплект ДА №2  
    Экипаж:  197 человек (15 офицеров, 44 старшины)  

    Всего построено эсминцев с 1938 г. по 1940 г. - 28 единиц.


    Эскадренные миноносцы проекта 7У - это улучшенный вариант с эшелонным расположением главной энергетической установки, разработанный под руководством О.Ф. Якоба. Разрабатывался проект Центральным конструкторским бюро спецсудостроения ЦКБС-1 и КБ завода №190 под руководством главного конструктора Н.А. Лебедева. Окон­чательно проект был утверждён Наркоматом ВМФ 29 августа 1938 года.

    Корпус корабля отличался от пр.7 расположением машинных и котельных отделений, а также наличием четвёртого котла, что незначительно увеличило водоизмещение. Носовую водонепроницаемую переборку 1 КО перенесли на 3 шпации вперед: с 61-го на 58-й шпангоут. Также на три шпации переместили и носовую надстройку вместе с КДП-4 и 130-мм орудиями. Носовая надстройка осталась двухъярусной с носовым мостиком. В нижнем ярусе носовой надстройки располагались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, командования соединения), штабная каюта, пост гидроакустика, агрегатная, аккумуляторные и зарядная аккумуляторов. В верхнем ярусе имелись ГКП, ходовая и штурманская рубки, шифропост, пост секретной связи и радиорубка ближней связи. Кормовая надстройка одноярусная имела кормовой мостик. В кормовой надстройке расположили санитарные помещения младшего начсостава и команды, аккумуляторную, агрегатную, помещение дизель-генераторов и радиорубку дальней связи. От полубака и за первую дымовую трубу размещались кожух дымовой трубы, камбуз, посудомойка и сверху ростры для катеров. Возле второй дымовой трубы располагалась ещё одна надстройка с мастерской и химическим постом, а сверху ростры для шестивёсельных ялов, там же находился дальномер ДМ-3. Офицерские помещения размещались в носовой части, а матросы жили в кубриках в носу и в корме. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Обе системы подключались к пожарной магистрали. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт эсминца имел острые обводы в носовой части и две наклонные, овальные дымовые трубы.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков:

    1. Форпик, шкиперская и малярная кладовые (0-6 шпангоут);
    2. Цепной ящик, провизионная кладовая, помещение шпилевой машины (6-18 шпангоут);
    3. Цистерна пресной воды, помещение рефрижераторной машины, кубрик команды №1, кают-компания (18-33 шпангоут);
    4. Цистерна питательной воды, артиллерийский погреб №1, кубрик команды №2, каюты офицеров (33-41 шпангоут);
    5. Цистерна топлива, артиллерийские погреба №2 и №3, кубрик команды №3, каюты офицеров (41-58 шпангоут);
    6. Котельное отделение №1 (58-72 шпангоут);
    7. Котельное отделение №2 (72-86 шпангоут);
    8. Машинное отделение №1 (86-109 шпангоут);
    9. Котельное отделение №3 (109-123 шпангоут);
    10. Котельное отделение №4 (123-137 шпангоут);
    11. Машинное отделение №2 (137-159 шпангоут);
    12. Артиллерийские погреба №4 и №5, помещение МПУАЗО, посты (159-175 шпангоут);
    13. Химическая кладовая, артиллерийский погреб №6, кубрик команды №4 (175-186 шпангоут);
    14. Артиллерийский погреб №7, цистерна топлива, кубрик команды №5 (186-205 шпангоут);
    15. Румпельное отделение. (205-220 шпангоут);
    Согласно расчетам эсминец гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков. При затоплении трех смежных отсеков сохранить плавучесть удавалось не всегда.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя трёхкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24 мощностью по 25 250 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбины передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали четыре шатровых вертикальных водотрубных котла с нефтяным отоплением, бо­ко­вым эк­ра­ном и од­но­сто­рон­ним про­то­ком га­зов, снаб­жен­ные пет­ле­вы­ми па­ро­пе­ре­гре­ва­те­ля­ми. Паропроизводительность котлов составляла по 80 т/ч, поверхность нагрева каждого котла достигала 655 м2, а дав­ле­ние 27,5 кг/см2 при тем­пе­ра­ту­ре 340°С. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались не только топливные цистерны, но и междудонное пространство. Полная скорость корабля составляла 37 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 19 узлов составляла 2380 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от двух турбогенераторов ПГ-3 мощностью по 100 кВт каждый и двух резервных дизель-генераторов мощностью по 50 кВт с распределительными станциями.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 4 одноствольных 130-мм артустановок Б-13 с длинной ствола 50 калибров, расположенных две на баке и две в корме. Боекомплект, составлявший 150 выстрелов на ствол (175 в перегруз), разме­щался в четырёх артпогребах. Его подача осуществлялась двумя элеваторами (один для зарядов, другой для снарядов) на каждое орудие; в случае отказа имелись трубы для ручной подачи, а заряжение орудий осуществлялось вручную. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Расчёт орудия включал 11 человек. Скорострельность установки, в зависимости от угла возвышения, составляло 6-10 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 27,5 км. Масса орудия со станком и щитом составляла 12,8 тонны. Управление артогнём осуществлялось ПУАО "Мина", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом командно-дальномерном посту (КДП-4).
    2. Из 2 одноствольных 76-мм зенитных орудий 34-К с длинной ствола 55 калибров, расположенных побортно на кормовом мостике. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +85°, а углы горизонтального обстрела обоих установок - от 20° до 180° на оба борта. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 14,6 км, а досягаемость по высоте - 9 км. Боезапас по норме составлял 350 выстрелов на орудие, в перегруз брали 846 выстрелов(по вместимости погребов). Масса орудия составляла 4,872 тонны.
    3. Из 3 одноствольных 45-мм универсальных полуавтоматов 21-К с длинной ствола 46 калибров, расположенных два побортно и одно в диаметральной плоскости на пло­щад­ке по­за­ди пер­вой ды­мо­вой тру­бы. Эти установки не имели противоосколочных щитов и механических приводов наводки. Расчёт орудия состоял из 3 человек. Скорострельность полуавтомата составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда 740 м/с, дальность стрельбы до 9,2 км, а досягаемость по высоте - 6 км. Масса орудия доходила до 507 кг.
    4. Из 4 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК с длиной ствола 84 калибра, расположенных два побортно на командном мостике и два побортно у среза полубака. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км при начальной скорости пули 850 м/с. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, амортизатор отката на станке, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    5. Из 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов (ТА) 1-Н, расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС "Мина". ТА палубные поворотные с углами разворота от 45° до 135° на оба борта. Торпедные аппараты комбинированные с возможностью вести стрельбу, как пороховым способом, так и пневматическим. Они комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Мина", который обеспечивал последовательный и залповый выстрел торпед. ПУТС "Мина" позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. В кон­ст­рук­цию ТА был вне­сен ряд усо­вер­шен­ст­во­ва­ний, что вдвое по­вы­си­ло точ­ность его на­ве­де­ния на цель. Торпеда 53-38 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1,615 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 44,5 узлов (4 км), 34,5 узла (8 км) и 30,5 узла (10 км). Боезапас состоял из 16 торпед, из них 8 в погребе, а остальные в ТА.
    6. Из 65 якорных мин образца 1926 года. Мина ударно-механическая с сфероцилиндрической формой корпуса из листового оцинкованного железа имела габариты 1840х900х1000 мм. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасывания мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 254 кг взрывчатого вещества, время прихода в боевое положение от 15 до 25 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 130 метров, наименьшее 18 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6,1 метра, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 41 метра при наибольшей скорости хода при постановке мин в 24 узла и наибольшей высоте борта 4,6 метра. Задержка взрыва при срабатывании мины составляла 0,05 секунды.
    7. Из 2 бомбосбрасывателей для 16 глубинных бомб ББ-1, расположенных у кормового среза вехней палубы. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

    Система управления огнем главного калибра "Мина-7" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём главного калибра (ПУАО) "Мина-7" состоящего:
      • Из центрального автомата управления стрельбой главного калибра ЦАС-2 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с дальномерных постов данных вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы.
    • Данные о курсе своего корабля автоматически поступали от гирокомпаса "Курс", к сожалению, на практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности.
    • Информация о цели шла в систему управления стрельбой от дальномеров командно-дальномерного поста КДП-4 и ночных визиров центральной наводки ВМЦ-2.
    Система «Мина-7» позволяла разделять огонь носовой и кормовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

    На кораблях проекта устанавливались гирокомпас "Курс", шумопеленгатор "Посейдон", 2 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2, дымовые шашки МДШ, РЛС "Гюйс-1М" (на "Строгом" БФ).

    Гирокомпас типа "Курс" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

    ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели "на стопе" по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.

    Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная (дымвещество — мазут), имела выхлоп через дымовую трубу при производительности 50 кг/мин. Высота завесы составляла 40 - 60 метров.

    Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    РЛС «Гюйс-1М» - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг. Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.

    Строились корабли на заводе №190(10) и на Балтийском заводе №189(3) в г. Ленинграде и на заводе №200(5 для ЧФ) в г. Николаеве.

    Головной "Сторожевой" вступил в строй Балтийского флота в октябре 1940 года.


    Тактико-технические данные эсминцев проекта 7У

    Водоизмещение:   стандартное 1800 тонн, полное 2404 тонн  
    Длина наибольшая:  112,5 метра  
    Длина по КВЛ:  110 метра  
    Ширина наибольшая:  10,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  10,1 метра  
    Высота борта в носу:  8,5 метра  
    Высота борта на миделе:  6 метров  
    Высота борта в корме:  3,2 метра  
    Осадка по корпусу:  3,8 метра  
    Силовая установка:  2 паровые турбины ГТЗА по 25 250 л.с.,
    4 котла, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбогенератора ПГ-3 по 100 кВт,
    постоянный ток 115 В, 2 ДГ-50 по 50 кВт.  
    Скорость хода:  полная 37 узлов, экономическая 19 узлов  
    Дальность плавания:  2380 миль при скорости хода 19 узлов  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  9 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  4х1 130-мм артустановки Б-13 от ПУАО "Мина-7"  
    зенитное:  2х1 76-мм орудия 34-К, 4х1 12,7-мм пулемёта ДШК,
    3х1 45-мм полуавтомата 21-К.  
    торпедное:  2х3 533-мм поворотных ТА 1-Н с ПУТС "Мина".  
    минное:  65 якорных мины обр. 1926 г.  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 10 бомб ББ-1. 
    гидроакустическое:  1 шумопеленгатор "Посейдон"  
    радиотехническое:  передатчик "Шквал-М", приёмник "Метель",
    1 приёмопередатчик УКВ "Рейд".  
    навигационное:  1 гирокомпас "Курс-2", 4 127-мм маг. компаса ЗМИ,
    1 лаг ГО-3  
    химическое:  2 комплекта ДА №1, 1 комплект ДА №2,
    дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  207 человек (15 офицеров, 45 старшин)  

    Всего построено эсминцев с 1940 г. по 1942 г. - 18 единиц.


Hosted by uCoz