Главная | Надводные силы | Морской тральщик
МТЩ проект 73
1945-1950

Иллюстрации



    Морские тральщики проекта 73К - это корректированный вариант тральщиков доработанный в ЦКБ-32 после войны. Корабли достраивались из оставшихся корпусов тральщиков проекта 59.

    Корпус корабля из углеродистой стали марки 4С, набран по продольно-поперечной системе и имел полубачную архитектуру. Длина полубака составляла 40 % длины корабля. Носовая надстройка корабля двух ярусная с открытым мостиком и бронированной боевой рубкой, клепаной конструкции, распологалась на полубаке. Кормовая одноярусная надстройка протяжённостью от полубака до кормовой установки главного калибра имела мостики для размещения зенитной артиллерии и пулемётов. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены тральный кран, 3-барабанная лебедка и клюз. При разработке проекта корабля предусматривалось размещение мощного электромагнитного трала.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков.
    Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты. Кроме этого живучесть корабля обеспечивалась двухэшелонным расположением механической силовой установки, пожарной, водоотливной, осушительной системами, а также системой орошения и затопления погребов боезапаса.

    Спасательные средства включали два 6-ти вёсельных яла, расположенных побортно на стальных двухсторонних ростр-балках на полубаке за носовой надстройкой. Для спуска ялов на воду, а также для подъема их на борт имелись по две поворотных шлюпбалки. Кроме ялов корабль комплектовался спасательными кругами диаметром 760 мм и спасательными поясами.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя американскими дизелями фирмы "Дженерал моторс" общей мощностью 3200 л. с., размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Дизеля поставлялись в СССР по ленд-лизу во время войны и обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта фиксированного шага. Скорость полного хода тральщика составляла 17 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от четырёх дизель-генераторов по 50 кВт, размещенных по два в машинных отделениях и одного дизель-генератора на 13,5 кВт, размещенного в надстройке на верхней палубе.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 одноствольных 85-мм универсальных орудий 90-К с длинной ствола 52 калибра, расположенного на баке. Орудие комплектовалось броневым щитом. Заряжание орудия ручное из кранца первых выстрелов. Боезапас включал 600 выстрелов, подача выстрелов из погребов боезапаса осуществлялаь вручную. Расчёт орудия включал 7 человек. Скорострельность установки до 18 выстрелов/мин, а живучесть ствола составляла 1600 выстрелов. Продувание ствола отсутствовало. Угол вертикального наведения от -5 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 15,5 км, а досягаемость по высоте - 10,5 км. Масса установки 5300 кг.
    2. Из 3 одноствольных 37-мм зенитных автоматов 70-К с длинной ствола 67 калибров, расположенных один в диаметральной плоскости на баке перед боевой рубкой и два побортно на мостике в кормовой части кормовой надстройки. Эти установки не располагали противоосколочными щитами и электрическими приводами наводки. Орудия имели воздушное охлаждение стволов, а обойма для зенитки состояла из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 6 человек. Скорострельность автомата позволяла сделать 150 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°. Начальная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Масса орудия составила 1 350 кг.
    3. Из 4 крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались два побортно в средней части и два побортно в корме. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Боезапас включал 4030 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 1 бомбосбрасывателя в корме и 20 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
    5. Из 1 бомбосбрасывателя в корме и 20 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
    6. Из 2 штоковых бомбомётов БМБ-1, расположенных в корме побортно. Боезапас включал 18 глубинных бомб ББ-1.
    7. Из 20 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
    8. Из 2 комплектов морского контактного трала МТ-2, располагались в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим или уничтожающим действием на мину имел ширину захвата до 110 м, заглубление от 5 до 35 м, скорость буксировки от 6 до 10 узлов. Удаление трала от тральщика, составляло 270 метров с механизмами уничтожения и 360 метров с резаками. Трал не имел обозначителя протраленной полосы. Максимальная глубина места траления до 80 метров.
    9. Из 1 петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-3, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
    10. Из 2 быстроходных акустических тралов БАТ-2 поверхностного действия, для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала доходил до 120 метров при комбинированном взрывателе и 50 метров только при акустическом взрывателе. Глубина места траления составляла более 50 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 8 до 10 узлов.
      Для постановки и выборки тралов были предусмотрены тральный кран, 3-барабанная лебедка и клюз.

    Корабли комплектовались РЛС целеуказания «Гюйс-1М», РЛС навигации «Рым», аппаратурой госопознавания «Факел», ГАС «Тамир-5», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.

    РЛС «Гюйс-1М» - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг. Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.

    ГАС «Тамир-5» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала, точность пеленгования колебалась в пределах 5-8°.

    РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. Обмотки РУ выполнялись кабелем, по каждой обмотке пропускался постоянный ток такого направления и такой величины, чтобы создаваемое им магнитное поле было равно и противоположно направлено одной из составляющих магнитного поля корабля.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Достраивались тральщики на заводе №201 в г. Севастополе (3) и на Петрозаводе №370 в г. Ленинграде (9).

    Головной тральщик "Фёдор Митрофанов" вошёл в строй Балтийского флота в 1945 году.


    Тактико-технические данные МТЩ проекта 73К

    Водоизмещение:   стандартное 703 тонны, полное 858 тонн  
    Длина наибольшая:  79,2 метра  
    Длина по КВЛ:  76 метров  
    Ширина наибольшая:  8,1 метра  
    Ширина по КВЛ:  7,77 метра  
    Высота борта на миделе:  6,29 метра  
    Высота борта у форштевня:  9,44 метра  
    Высота борта у транца:  5,24 метра  
    Осадка по корпусу:  2,5 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля "Дженерал моторс" по 1600 л.с., 2 винта ФШ,
    1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    4 дизель-генератора по 50 кВт, 1 дизель-генератор 13,5 кВт
    постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 17,5 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  6300 миль при 14 узлах, 3700 миль при 17,5 узлах  
    Мореходность:  нет данных  
    Автономность:  15 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 85-мм универсальных орудия 90-К,
    3х1 37-мм автомата 70-К, 4х1 12,7-мм пулемёта ДШК  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 20 бомб ББ-1 и 20 бомб БМ-1,
    2 бомбомёта БМБ-1  
    минное:  20 якорных мин КБ-3 и минных рельсов  
    противоминное:  2 контактных трала МТ-2, 2 акустических трала БАТ-2,
    1 электромагнитный трал ПЭМТ-3, 1 РУ  
    гидроакустическое:  ГАС "Тамир-5"  
    радиотехническое:  РЛС целеуказания "Гюйс-1М"  
    навигационное:  2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К",
    1 НРЛС "Рым"  
    химическое:  ? дымовых шашек МДШ  
    Экипаж:  119 человек (7 офицеров)  

    Всего достроено тральщиков для Балтийского и Черноморского флотов с 1945 г. по 1950 г. - 12 единиц.


Hosted by uCoz