Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец
Минный крейсер
проект "Шихау"
1906

Иллюстрации

Чертежи


    Минные крейсера проекта "Шихау" - разрабатывались в Германии корабельной фирмой "Шихау". Все чертежи выполнили конструкторы фирмы "Шихау", а строительство корпусов вели в России. Корабли предназначались для уничтожения миноносцев противника, охранения боевых кораблей, отражения минных атак и несения разведки. Финансирование проводилось на добровольные пожертвования для нужд флота, которые стали поступать в казну после начала русско-японской войны на Дальнем Востоке.

    Корпус корабля строился из стали толщиной 6 мм (в оконечностях 4 мм), листы обшивки крепились заклепками, толщина листов верхней палубы достигала 5-6 мм. Корабль имел полубачную архитектуру, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы. Командная рубка располагалась в носовой части корпуса, кормовой мостик с кормовой рубкой соответственно в корме, а радиотелеграфная рубка сразу за первой дымовой трубой. Причём командная рубка переместилась на полубак, а фок-мачта устанавливалась позади рубки, что в дальнейшем стало стандартным решением для архитектуры эскадренного миноносца. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт минного крейсера имел острые обводы в носовой части и две дымовые трубы, что значительно увеличивало свободную площадь верхней палубы.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:

    1. Таранный отсек, форпик, шкиперская кладовая;
    2. Кладовые корабельных запасов, минный погреб, носовой артпогреб, помещение динамо-машины, носовой кубрик;
    3. Котельное отделение №1, угольные ямы;
    4. Котельное отделение №2, угольные ямы;
    5. Машинное отделение;
    6. Котельное отделение №3, угольные ямы;
    7. Котельное отделение №4, угольные ямы;
    8. Кормовой артпогреб, каюты офицеров, кают-компания, места общего пользования;
    9. Провизионная кладовая, каюты кондукторов, камбуз;
    10. Провизионная кладовая, кормовой кубрик;
    11. Румпельное отделение;

    Спасательные средства включали 2 спасательных вельбота, 2 шестивёсельных яла, спа­са­тель­ные круг­и.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения мощностью по 3 210 л.с. каждая, которые размещались побортно в машинном отделении и работали на два трёхлопастных, бронзовых винта фиксированного шага (ФШ). Пар вырабатывали четыре водотрубных котла системы Щульца-Торникрофта, расположенных в котельных отделениях. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас угля (150 т) хранился в бункерах вдоль бортов, что обеспечивало дополнительную защиту энергетической установки. Полная скорость корабля составляла 25 узлов. Фактическая дальность плавания при скорости в 12 узлов составляла 1080 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от двух динамо-машин.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одно на баке и одно на юте. Скорострельность установки составляла 12-15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 5 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 800 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 9 км.
    2. Из 6 одноствольных 57-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 58 калибров, расположенных побортно. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. при начальной скорости снаряда 700 м/с, а дальность стрельбы до 5 км. Расчёт орудия включал 5 человек.
    3. Из 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных попарно на крыльях носового и кормового мостиков. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 3 однотрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,8 кг при весе самой торпеды в 729,83 кг. Скорость хода торпеды составляла 35 узлов, а дальность действия до 914.4 метров.
    5. Из якорных мин образца 1906 года в перегруз. Мина гальваноударная из листового оцинкованного железа с диаметром корпуса 780 мм. Мина имела гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина, размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа и пять гальванических колпаков по периметру корпуса. БЧ вмещала 56 кг пироксилина. Мина располагалась сверху якоря, якорь имел специальную лапу и два ролика для перемещения по рельсам. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу.

    Строились корабли "Эмир Бухарский" и "Финн" на Сандвикском доке в Гельсингфорсе, а "Доброволец" и "Москвитянин" на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге.

    Головной "Эмир Бухарский" вступил в строй Балтийского флота 15 мая 1906 года.


    Тактико-технические данные минных крейсеров пр. "Шихау"

    Водоизмещение:   полное 620 тонн  
    Длина наибольшая:  72,5 метра  
    Длина по КВЛ:  71,3 метра  
    Ширина наибольшая:  8,2 метра  
    Ширина по платформе:  7,4 метра  
    Высота борта в носу:  6,6 метра  
    Высота борта на миделе:  4,3 метра  
    Высота борта в корме:  4,3 метра  
    Осадка по корпусу:  2,3 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 3 210 л.с.,
    4 котла Щульца-Торникрофта, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамо-машины, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 25 узлов, экономическая 12 узлов  
    Дальность плавания:  1080 миль при скорости хода 12 узлах  
    Мореходность:  нет данных  
    Автономность:  4 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 75-мм пушки системы Канэ,
    6х1 57-мм пушки Гочкиса, 4х1 пулемёта Максим  
    торпедное:  3х1 457-мм ТА палубные поворотные  
    минное:  якорные мины обр. 1906 г. в перегруз  
    Экипаж:  86 человек (5 офицеров)  

    Всего построено минных крейсеров в 1906 г. - 4 единицы.


Hosted by uCoz