Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец
Минный крейсер
проект "Вулкан"
1905-1907

Иллюстрации

Чертежи


    Минные крейсера проекта "Вулкан" - разрабатывались в Германии корабельной фирмой "Вулкан". Все чертежи выполнили конструкторы фирмы "Вулкан", а строительство корпусов вели в России. Корабли предназначались для уничтожения миноносцев противника, охранения боевых кораблей, отражения минных атак и несения разведки. Финансирование проводилось на добровольные пожертвования для нужд флота, которые стали поступать в казну после начала русско-японской войны на Дальнем Востоке.

    Корпус корабля строился из стали толщиной 6 мм (в оконечностях 4-мм), листы обшивки крепились 2-3 рядами заклепок, толщина листов верхней палубы достигала 4-7 мм. Корабль имел полубачную архитектуру, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы. Командная рубка располагалась в носовой части корпуса, кормовой мостик с кормовой рубкой соответственно в корме, а радиотелеграфная рубка перед второй дымовой трубой. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт минного крейсера имел острые обводы в носовой части, три дымовые трубы, что значительно сокращало свободную площадь верхней палубы.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:

    1. Таранный отсек, форпик, шкиперская кладовая;
    2. Кладовые корабельных запасов, минный погреб, носовой артпогреб, помещение динамо-машины, носовой кубрик;
    3. Котельное отделение №1, угольные ямы;
    4. Котельное отделение №2, угольные ямы;
    5. Котельное отделение №3, угольные ямы;
    6. Котельное отделение №4, угольные ямы;
    7. Машинное отделение;
    8. Провизионная кладовая, кормовой артпогреб, каюты офицеров, кают-компания, места общего пользования;
    9. Провизионная кладовая, каюты кондукторов, камбуз;
    10. Провизионная кладовая, кормовой кубрик;
    11. Румпельное отделение;

    Спасательные средства включали 2 спасательных вельбота, 1 шестивёсельный ял, спа­са­тель­ные круг­и.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения "Вулкан" мощностью по 3 510 л.с. каждая, которые размещались побортно в машинном отделении и работали на два трёхлопастных, бронзовых винта фиксированного шага (ФШ), диаметром по 2,8 метра. Пар вырабатывали четыре водотрубных котла системы Нормана с рабочим давлением в 17 атмосфер, расположенных в котельных отделениях. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас угля (130 т) хранился в бункерах вдоль бортов, что обеспечивало дополнительную защиту энергетической установки. Полная скорость корабля составляла 26 узлов. Фактическая дальность плавания при скорости в 10 узлов составляла 1150 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от двух динамо-машин мощностью по 16 кВт.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одно на баке и одно на юте. Скорострельность установки составляла 12-15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 5 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 800 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 9 км.
    2. Из 4 одноствольных 57-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 58 калибров, расположенных попарно, побортно в средней части корпуса. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. при начальной скорости снаряда 700 м/с, а дальность стрельбы до 5 км. Расчёт орудия включал 5 человек.
    3. Из 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных попарно на крыльях носового и кормового мостиков. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 1 однотрубного 457-мм торпедного аппарата (ТА), расположенного за грот-мачтой в диаметральной плоскости. ТА палубный поворотный с углом разворота в 360°. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 53,5 кг при весе самой торпеды в 383,3 кг. Скорость хода торпеды составляла 27 узлов, а дальность действия до 731,52 метров.
    5. Из 1 двухтрубного 457-мм ТА, расположенного между второй и третьей дымовыми трубами в диаметральной плоскости. ТА палубный поворотный с углом разворота в 360°. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 53,5 кг при весе самой торпеды в 383,3 кг. Скорость хода торпеды составляла 27 узлов, а дальность действия до 731,52 метров.
    6. Из 16 якорных мин образца 1898 года. Мина гальваноударная из листового оцинкованного железа с диаметром корпуса 780 мм. На верхней полусфере располагалось 5 свинцовых колпаков один в центре, четыре - по периметру. БЧ вмещала 56 кг пироксилина. В нижней части корпуса имелась горловина для солевого (или сахарного) предохранителя, разрывавшего цепь запала. Мины и якоря к ним хранились на корабле раздельно и компоновались на палубе непосредственно перед постановкой. Для постановки мин использовалась грузовая стрела, так как требовалась особая осторожность при минной постановке.

    Строились корабли на судоверфи завода "Ланге и сын" в г. Риге(Украйна, Туркменец-Ставропольский, Войсковой, Казанец, Стерегущий,Страшный, Донской казак, Забайкалец).

    Головной "Украйна" вступил в строй Балтийского флота в мае 1905 года.


    Тактико-технические данные минных крейсеров пр. "Вулкан"

    Водоизмещение:   полное 730 тонн  
    Длина наибольшая:  73,18 метра  
    Длина по КВЛ:  72,2 метра  
    Ширина наибольшая:  7,2 метра  
    Высота борта в носу:  7 метров  
    Высота борта на миделе:  4,6 метра  
    Высота борта в корме:  4,6 метра  
    Осадка по корпусу:  2,4 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины "Вулкан" по 3 510 л.с.,
    4 котла Нормана, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамо-машины по 16 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 26 узлов, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  1150 миль при скорости хода 10 узлов  
    Мореходность:  нет данных  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 75-мм пушки системы Канэ,
    4х1 47-мм пушки Гочкиса, 4х1 пулемёта Максим  
    торпедное:  1х1 457-мм ТА и 1х2 457-мм ТА поворотные  
    минное:  16 якорных мин обр. 1898 г.  
    Экипаж:  90 человек (7 офицеров)  

    Всего построено минных крейсеров с 1905 г. по 1907 г. - 8 единиц.


Hosted by uCoz