Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец
Минный крейсер проект "Вулкан - M"
1906

Иллюстрации

Чертежи


    Минные крейсера проекта "Вулкан-М" - разрабатывались конструкторами германской фирмы "Вулкан", как улучшенный вариант кораблей типа "Украйна". В проекте были устранены выявленные недостатки, увеличивалось водоизмещение, значительно улучшалась остойчивость, что способствовало лучшей мореходности и увеличению дальности плавания. Все чертежи, механизмы и оборудование поставлялись из Германии фирмой "Вулкан". Корабли строились за счёт добровольных пожертвований для нужд флота и предназначались для уничтожения миноносцев противника, охранения боевых кораблей, отражения минных атак и несения разведки.

    Корпус корабля изготавливался из листовой стали, листы обшивки крепились 2-3 рядами заклепок, толщина листов верхней палубы достигала 4-7 мм. Корабль имел высокий полубак, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы. Командная рубка располагалась на полубаке, кормовой мостик с кормовой рубкой соответственно в корме, а радиотелеграфная рубка перед первой дымовой трубой. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт минного крейсера имел острые обводы в носовой части и две дымовые трубы, что значительно увеличивало свободную площадь верхней палубы.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:

    1. Таранный отсек, форпик, шкиперская кладовая;
    2. Кладовые корабельных запасов, минный погреб, носовой артпогреб, помещение динамо-машины, носовые кубрики;
    3. Котельное отделение №1, угольные ямы;
    4. Котельное отделение №2, угольные ямы;
    5. Котельное отделение №3, угольные ямы;
    6. Котельное отделение №4, угольные ямы;
    7. Машинное отделение;
    8. Каюты офицеров, кают-компания, места общего пользования, кормовой артпогреб;
    9. Провизионная кладовая, каюты кондукторов, камбуз;
    10. Кормовой кубрик, кладовые;
    11. Румпельное отделение;

    Водоотливные средства были представлены девятью центробежными насосами(турбинами) подачей по 80 т/час каждый.

    Спасательные средства включали 2 спасательных вельбота, 1 шестивёсельный ял, спа­са­тель­ные круг­и.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения "Вулкан" мощностью по 3 650 л.с. каждая, которые размещались побортно в машинном отделении и работали на два трёхлопастных, бронзовых винта фиксированного шага (ФШ). Пар вырабатывали четыре водотрубных котла системы Нормана с рабочим давлением в 17 атмосфер, расположенных в котельных отделениях. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас угля хранился в бункерах вдоль бортов, что обеспечивало дополнительную защиту энергетической установки. Полная скорость корабля составляла 25 узлов. Фактическая дальность плавания при скорости в 10 узлов составляла 2400 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от двух динамо-машин мощностью по 16 кВт каждая.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одно на баке и одно на юте. Скорострельность установки составляла 12-15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 5 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 800 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 9 км.
    2. Из 6 одноствольных 57-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 58 калибров, расположенных побортно. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. при начальной скорости снаряда 700 м/с, а дальность стрельбы до 5 км. Расчёт орудия включал 5 человек.
    3. Из 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных два побортно у командной рубки и два на кормовом мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 3 однотрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,8 кг при весе самой торпеды в 729,83 кг. Скорость хода торпеды составляла 35 узлов, а дальность действия до 914.4 метров.
    5. Из 25 якорных мин образца 1906 года. Мина гальваноударная из листового оцинкованного железа с диаметром корпуса 780 мм. Мина имела гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина, размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа и пять гальванических колпаков по периметру корпуса. БЧ вмещала 56 кг пироксилина. Мина располагалась сверху якоря, якорь имел специальную лапу и два ролика для перемещения по рельсам. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу.

    Строились корабли "Охотник" и "Пограничник" на заводе "В. Крейтон и К°" в г. Або(Турку), а "Генерал Кондратенко" и "Сибирский стрелок" в "Сандвикском доке и механическом заводе" в г. Гельсингфорсе(Хельсинки).

    Головной "Генерал Кондратенко" вступил в строй Балтийского флота в 1906 году.


    Тактико-технические данные минных крейсеров пр. "Вулкан-М"

    Водоизмещение:   полное 750 тонн  
    Длина наибольшая:  75,2 метра  
    Длина по КВЛ:  73,4 метра  
    Ширина наибольшая:  8,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  8,05 метра  
    Высота борта в носу:  6,8 метра  
    Высота борта на миделе:  4,7 метра  
    Высота борта в корме:  3,2 метра  
    Осадка по корпусу:  2,4 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины "Вулкан" по 3 650 л.с.,
    4 котла Нормана, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамо-машины по 16 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 25 узлов, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  2400 миль при скорости хода 10 узлах  
    Мореходность:  нет данных  
    Автономность:  9 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 75-мм пушки системы Канэ,
    6х1 57-мм пушки Гочкиса, 4х1 пулемёта Максим  
    торпедное:  3х1 457-мм ТА палубные поворотные  
    минное:  25 якорных мин обр. 1906 г.  
    Экипаж:  95 человек (7 офицеров, 4 кондуктора)  

    Всего построено минных крейсеров в 1906 г. - 4 единицы.


Hosted by uCoz