|
В 1894 году была готова спецификация по корпусу, теоретический чертёж, чертёж мидель-шпангоута и до 10 чертежей внутреннего расположения и вооружения. Строить броненосный крейсер, было поручено Балтийскому заводу в г. Санкт-Петербурге. Наблюдающим за строительством стал корабельный инженер Н. Е. Титов. 20 мая 1895 года состоялась церемония закладки броненосного крейсера "Россия" «в высочайшем присутствии». Корпус броненосного крейсера изготавливался из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали, методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабль имел вертикальный и горизонтальный кили, кильсон, стрингеры, фор- и ахтерштевни, полубак, верхнюю, батарейную и жилую (броневую) палубы, трюм и двойное дно. Вертикальный киль крепился стальными угольниками (кницами) к горизонтальному килю, который набирался из двух листов стали. Форштевень и ахтерштевень, образовывавшие носовую и кормовую оконечности, изготавливались из бронзовых отливок. Форштевень сложное сооружение криволинейной формы весил 31 тонну и имел прорезанный порт для установки погонного 152-мм орудия над местом расположения носового украшения, а в низу отверстие для носового минного аппарата. Под водой форштевень выступал вперёд, образуя собой таран. Двойной ахтерштевень отливался вместе с рулевыми петлями и подпятником и выполнялся с отверстием для среднего гребного вала. Двойное дно, делилось флорами и стрингерами на независимые отсеки для хранения запасов пресной котельной воды. Листы двухслойной наружной обшивки соединялись между собой двойным рядом заклепок по пазам край на край, а по стыкам - на планках, положенных с внутренней стороны. Пазы и стыки снаружи прочеканивались для обеспечения полной водонепроницаемости. В подводной части корпуса, ниже главного броневого пояса, корпус корабля обшивался листовой медью, которая крепилась медными гвоздями к тиковым брусьям среднего наружного киля и дубовым - для его фальшкиля, закреплённых, в свою очередь, к стальным листам киля и двойного дна с помощью медных болтов. Поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 27, 33, 37, 46, 56, 66, 76, 86, 97 и 102 шпангоутах и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На крейсере имелись две бортовых продольных переборки, которые образовывали помещения угольных ям и бортовых коридоров. Они так же служили, как дополнительная противоминная защита корабля. Все 600 бимсов палуб имели коробчатую форму и соединялись с бортом кницами. Палубные стрингеры собирались из стальных листов общей толщиной 11,9-мм. Система броневой защиты корабля выполнялась из улучшенной гарвеевской брони и включала главный вертикальный пояс по ватерлинии, второй броневой пояс, траверзы и казематы батарейной палубы и полубака, броневые палубу и боевую рубку. Главный вертикальный броневой пояс монтировался из плит бортовой поясной брони по ватерлинии, которая опускалась ниже её на 1,2 метра, а также из носового броневого траверза. Бортовая броня по ватерлинии имела толщину 203-мм в средней части корпуса (на протяжении кочегарных и машинных отделений), уменьшаясь к нижней кромке, а также в нос до 152-мм, где заканчивалась носовым броневым траверзом толщиной 178-мм, расположенным в районе 27-го шпангоута. В корму толщина плит главного броневого пояса уменьшалась до 127-мм соединяясь с броневыми плитами противоположного борта. Плиты крепились к двухслойной стальной обшивке через Z-образные профили, служившие для забивания между ними коротких обработанных по обводу корпуса плотно пригоняемых и проконопаченных лиственных брусков - чаков и наружной деревянной лиственничной обшивки, "прогнанной" поверх чаков. Броневая, карапасная в носовой части, жилая палуба имела общую толщину 51-мм в районе машинно-котельных отделений увеличиваясь к носовой оконечности до 63-мм и стелилась, на стальную палубную обшивку. К бортам броневая палуба имела скосы толщиной 76-мм, на всём её протяжении. Второй бортовой броневой пояс начинался от броневой палубы и продолжался до батарейной палубы прикрывая броневыми плитами толщиной 76-мм четыре котельных отделения и броневыми плитами толщиной 127-мм машинное отделение с двумя паровыми машинами основной мощности. Батарейная палуба имела носовой и кормовой траверзы из броневых плит толщиной по 127-мм, а также броневые переборки толщиной 38-мм, которые устанавливались между орудиями на батарейной палубе от бортов на половину ширины, образуя собой казематы, уменьшающие разрушительные действия снарядов. Казематы двух носовых 203-мм орудий главного калибра, под палубой полубака, защищались бортовой бронёй из плит толщиной 76-мм и носовым траверзом из броневых плит толщиной 51-мм. Боевая командирская рубка защищалась бронёй имевшей толщину 305-мм, а кожухи элеваторных шахт прикрыли 76-мм бронёй. На верхней палубе размещались погонная 152-мм пушка, две носовые бортовые 152-мм пушки и две 203-мм пушки под палубой полубака, кожухи с четырьмя дымовыми трубами, световые люки машинных отделений, кормовая рубка, кормовой мостик с бортовыми крыльями, 75-мм и 47-мм артиллерия, рубка адмирала, световой люк адмиральского салона, кормовые две 203-мм пушки и одна 152-мм пушка. На батарейной палубе побортно в казематах устанавливались 152-мм скорострельные орудия Канэ на поворотных платформах, столовая команды, а в корме за броневым траверзом размещались каюты офицеров штаба и апартаменты командира, а также апартаменты и салон адмирала. На жилой палубе располагались носовой минный аппарат, арсенал и шпилевое отделение, канцелярия, каюты кондукторов, операционная и лазарет, кают-компания кондукторов, бортовые угольные ямы, сушильня и баня команды, каюты офицеров, места общего пользования офицеров, кают-компания офицеров, апартаменты старшего офицера. В трюме устраивались погреба боезапасов главного калибра, 152-мм и 75-мм калибра, отделения трюмных помп и насосов, бортовые угольные ямы, котельные и машинные отделения, динамо-машины, румпельное отделение. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Для пополнения запасов питьевой воды предназначались опреснители Круга.
Водоотливная система включала магистральную трубу, проложенную по днищу в середине корпуса, по всему кораблю. Отростки от трубы проводились во все междудонные отделения и отсеки ниже броневой палубы. Восемь паровых центробежных насосов (их называли "тюрбинами") производительностью 3 000 т/ч и диаметром клапанов 305-мм откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. Так же на корабле устанавливались трюмные машинные насосы и паровые эжекторы. К эжекторам подводились приемные отростки, чтобы можно было брать воду как из магистральной трубы, так и с верхнего дна того отделения, в котором эжектор устанавливался. Пожарная система включала проведенный по всему кораблю магистральный трубопровод и пожарные машины системы Шанд-Месона, которые применяли и для затопления магистральной трубы. От магистрали вверх на все палубы к пожарным кранам поднимались отростки снабжённые брезентовыми и резиновыми рукавами. Рулевое устройство состояло из паровой рулевой машины с приводами к трем штурвалам, один из которых (основной) был установлен в боевой рубке, два в ходовых рубках. Золотник рулевой машины управлялся с помощью электропривода. Ручной штурвал помещался в рулевом отделении. Якорное устройство включало два становых и один запасной якоря Мартина, две становых цепи и одну запасную цепь. Подъем и отдачу якорей осуществляли два шпиля, на жилой палубе. Спасательные средства броненосного крейсера состояли из двух паровых минных катеров, двух малых паровых катеров, двух 16-вёсельных барказов, двух 12-вёсельных лёгких катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Главная энергетическая установка броненосного крейсера механическая, трёхвальная с двумя паровыми машинами общей мощностью 12000 л.с., одной паровой машиной мощностью в 2500 л.с. и 32 водотрубными котлами системы "Бельвилля", которые располагались в четырёх котельных и двух машинных отделениях. Машины передавали вращение на два трёхлопастных винта и один двухлопастный винт, выполненные из бронзы.
Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала пародинамо-машины "Вольта" общей мощностью 324 кВт. Машины предназначались для питания лебедок элеваторов орудий, палубного освещения, боевых фонарей, системы вентиляции. Распределение электроэнергии осуществлялось с главной электростанции. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений имелись аккумуляторные батареи. Защитная аппаратура включала предохранители и автоматы. Вооружение броненосного крейсера состояло:
Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:
"Залповая стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель - курсовой угол по компасу и расстояние до цели - дальность по обыкновенному микрометру Люжоля. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "ЗАЛП", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения данной цели, а на боевом указателе выставлял сказанное число градусов и дальномерным ключом стрелку левого циферблата выводил на сказанное расстояние, сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько контрольных звонков кнопкой, расположенной на левой стороне боевого указателя. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил зрительную трубу боевого указателя на полученный уровень или выставлял уровень крена непосредственно с помощью зрительной трубы (наведением её в горизонт) с последующей установкой залпового сообщителя при кренометре "ЗАЛП С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор контрольной доски боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ", дальномерным ключом устанавливал стрелку левого циферблата на полученное число делений и давал несколько коротких звонков. Используя таблицу стрельбы выбирал индикаторную поправку и на её величину поднимал индекс зрительной трубы, подыскивал поправку на ветер соответствующий данной скорости и курсовому углу, выбирал необходимую поправку отклонения целика по горизонтальному наведению. Получив уведомление звонком о готовности орудий борта, ждал прихода прицельной линии зрительной трубы боевого указателя на цель, если нужно, докладывал командиру корабля в какую сторону нужно катиться. Видя, что прицельная линия подходит к цели, давал предупредительный звонок, а когда прицельная линия приходила на цель, нажимал кнопку на правой стороне боевого указателя производя залп всем бортом. По сигналу "ДРОБЬ" ставил сигнальный указатель на "ДРОБЬ" и давал несколько коротких звонков. При перемене борта стрельбы поступал также, как при команде "ДРОБЬ" и переходил к приборам другого борта. "Беглый огонь" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного ключа на контрольной доске боевого указателя выводил стрелку левого циферблата на сказанное расстояние, ставил сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько коротких звонков. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил зрительную трубу боевого указателя на полученный уровень или выставлял уровень крена непосредственно с помощью зрительной трубы (наведением её в горизонт) с последующей установкой кренометрового сообщителя "С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор контрольной доски боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ", дальномерным ключом устанавливал стрелку левого циферблата на полученное число делений и давал несколько коротких звонков. После этого старший артиллерийский офицер направлял алидаду боевого указателя с зрительной трубой на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели. "Одиночная стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного ключа на контрольной доске боевого указателя согласовывал левый циферблат с правым и ставил сообщитель на надпись "В ЦЕПИ". После этого старший артиллерийский офицер направлял алидаду боевого указателя с зрительной трубой на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели. По сигналу "ОТБОЙ" старший артиллерийский офицер вынимал боевой штифт из гнезда, опускал ключ боевого указателя вниз и выводил все батареи. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики орудий устанавливали на них заданные углы и расстояния, а также производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром батареи или орудия. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все орудия переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретного орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность огня. Броненосный крейсер "Россия" стал флагманским кораблем отряда, уходившего на Дальний Восток. 15 октября 1897 года "Россия" и пароход "Ижора" вышли из Кронштадта, покидая Балтику на долгие 10 лет. 26 февраля 1898 года посетив порты Алжир, Смирну (ныне Измир), Порт-Саид, Аден и Коломбо корабли отдали якоря в Нагасаки, где главным образом базировалась Тихоокеанская эскадра. Как и все ее корабли, прибывшие крейсера включились в службу стационеров в портах Китая, Японии и Кореи. Осенью 1898 года крейсер со всеми кораблями Тихоокеанской эскадры перешёл в Порт-Артур, где начались работы по строительству порта и мастерских. В марте 1899 года начальник эскадры контр-адмирал Ф.В. Дубасов на "России" посетил Японию с нуждавшимися в ремонте кораблями. В июле 1899 года, закончив ремонт, крейсера "Россия", "Рюрик" и присоединившиеся к ним крейсера "Адмирал Корнилов" и "Владимир Мономах" после захода в Нагасаки перешли во Владивосток. 31 июля 1899 года Ф. В. Дубасов передал во Владивостоке командование эскадрой новому ее начальнику вице-адмиралу Я.А. Гильтебрандту. Эскадра состояла из крейсера "Рюрик" (флаг начальника эскадры), "Россия", "Память Азова", "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", "Адмирал Корнилов", парусно-парового клипера "Разбойник", мореходных канонерских лодок "Манджур", "Гремящий", "Кореец", "Бобр" и "Сивуч", минных крейсеров "Всадник" и "Гайдамак", эскадренных броненосцев - "Сисой Великий" (флаг контр-адмирала М.Г. Веселаго) и "Наварин" (флаг контр-адмирала О.В. Старка). С 1902 года крейсера "Россия", "Громобой", "Рюрик" и "Богатырь" в соответствии с разработанным планом военных действий были сосредоточены во Владивостоке, составив Владивостокский отряд крейсеров. 30 июля 1904 года Владивостокский отряд крейсеров вышел в море для встречи с эскадрой, чтобы не разойтись с ней, проложили курс от о. Аскольд к о. Цусима и перестроились в строй фронта с интервалами между кораблями в 20 кабельтовых (3,7 км). 1 августа 1904 года отряд пришел к месту, назначенному командующим флотом и повернул на запад, чтобы, крейсируя 7-узловой скоростью, поджидать эскадру. Японская эскадра Камимуры появилась слева в 8 милях (14,82 км), постепенно приближаясь, легла на параллельный курс. Наши корабли в соответствии с Морским уставом - "В виду неприятеля" - подняли на всех мачтах стеньговые флаги. Японские крейсера первыми открыли огонь из 203-мм орудий. "Россия" (48 убитых, 165 раненых) и "Громобой" получив тяжёлые повреждения сумели оторваться от японцев и ушли во Владивосток. Во время ремонта на верхней палубе вместо 6х75-мм орудий Канэ установлены 6х152-мм орудий, а погонное 152-мм орудие перенесено на палубу полубака. Зимой 1904-1905 года использовался в качестве плавучей батареи у входа в бухту Новик для флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду. В 1906 году вернулся на Балтийский флот, где до 1909 года проходил капитальный ремонт в Кронштадтских мастерских Балтийского завода. Ремонтные работы проводились по корпусу, механизмам и устройствам с заменой котлов и демонтажем средней машины экономического хода. С 1911 года "Россия" в составе бригады крейсеров Балтийского моря. В сентябре 1912 года крейсер вышел в поход по Атлантике с учениками школ строевых унтер-офицеров. С 1914 года "Россия" флагман 2-й бригады крейсеров Балтийского моря. С началом Первой Мировой войны принимал участие в крейсерских операциях на коммуникациях противника. С января 1915 года участвовал в постановке активных минных заграждений, прикрытии минно-заградительных и разведывательных действий лёгких сил флота. В 1915-1916 годах крейсер прошёл модернизацию и перевооружение на 6х203/45 орудия Канэ, 14х152/45 орудий Канэ, 2х47 пушки Гочкиса, 3 пулемета "Максима", причём для установки дополнительных 203-мм орудий был срезан полубак. 25 октября 1917 года "Россия" вошла в состав советского Балтийского флота. В декабре 1917 года крейсер перешёл из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. В мае 1918 года поставлен на консервацию в Кронштадтском военном порту. 01 июня 1922 года корабль продан на слом совместному советско-германскому акционерному обществу "Деруметалл". При буксировке в Германию крейсер попал в сильный шторм и был выброшен на банку Девельсей у Таллина. Впоследствии снят спасательной экспедицией Морских Сил Балтийского Моря и отведен в Киль, где и разобран на метал. Строился броненосный крейсер на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге. Головной броненосный крейсер "Россия" вступил в строй Балтийского флота в 1897 году.
11 марта 1897 года МТК одобрил спецификацию по корпусу, теоретический чертёж, чертёж мидель-шпангоута и основные чертежи внутреннего расположения и вооружения. Наблюдение за строительством броненосного крейсера на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге было поручено корабельным инженерам К.Я. Аверину и В.Х. Оффенбергу, принимавшим участие и в переработке проекта корабля. 07 мая 1898 года состоялась церемония закладки броненосного крейсера "Громобой" «в высочайшем присутствии». Корпус броненосного крейсера изготавливался из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали, методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора с изменённой конструкцией подводной деревянной обшивки и обводов бортов. Двойной ахтерштевень отливался вместе с рулевыми петлями и подпятником и выполнялся с отверстием для среднего гребного вала и балконом в районе батарейной палубы. Система броневой защиты корабля выполнялась из гарвеевской и крупповской брони и включала главный вертикальный пояс по ватерлинии, траверзы и казематы батарейной палубы и полубака, броневые палубу и боевую рубку. Главный вертикальный бортовой броневой пояс длиной 72,2 метра, монтировался, по ватерлинии, из плит гарвеевской брони толщиной 152-мм, которая прикрывала машинные и котельные отделения (между 36 и 95 шпангоутами) и опускалась ниже ватерлинии на 1,2 метра. Бортовая броня по ватерлинии заканчивалась носовым и кормовым броневыми траверзами из крупповской брони толщиной 51-мм, которые подкреплялись добавочными стальными переборками толщиной 9,5-мм, образуя пакет общей толщиной 67-мм. Броневая, карапасная жилая палуба из гарвеевских плит имела общую толщину 51-мм в районе машинно-котельных отделений увеличиваясь к носовой и кормовой оконечностям до 63-мм и стелилась, на стальную палубную обшивку толщиной 13-мм. К бортам броневая палуба имела скосы толщиной 76-мм, на всём её протяжении. Батарейная палуба имела носовой и кормовой траверзы из броневых крупповских плит толщиной по 51-мм, а также броневые прикрытия орудий (казематы) из крупповских плит толщиной: у бортов - 121-мм; с внутренней стороны - 51-мм и сверху - 25-мм. Казематы двух носовых 203-мм орудий главного калибра, под палубой полубака, защищались бортовой бронёй из крупповских плит толщиной 121-мм, а с внутренней стороны броневыми переборками толщиной 51-мм. Боевая командирская рубка защищалась крупповской бронёй имевшей толщину 305-мм, а кожухи элеваторных шахт прикрыли 38-мм гарвеевской бронёй. Из-за усиления бронирования и повышения центра тяжести, пришлось понизить батарейную палубу на 228-мм, а верхнюю - на 76-мм. Главная энергетическая установка броненосного крейсера механическая, трёхвальная с тремя паровыми машинами общей мощностью 15500 л.с., и 32 водотрубными котлами системы "Бельвилля", которые располагались в четырёх котельных и двух машинных отделениях. Машины передавали вращение на три трёхлопастных винта, выполненные из бронзы.
Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 6 пародинамо-машин "Вольта" общей мощностью 460 кВт. Машины предназначались для питания лебедок элеваторов орудий, электропривода руля, палубного освещения, боевых фонарей, системы вентиляции. Распределение электроэнергии осуществлялось с главной электростанции. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений имелись аккумуляторные батареи. Защитная аппаратура включала предохранители и автоматы. Вооружение броненосного крейсера состояло:
Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:
"Залповая стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель - курсовой угол по компасу и расстояние до цели - дальность по обыкновенному микрометру Люжоля. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "ЗАЛП", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения данной цели, а на боевом указателе выставлял сказанное число градусов и дальномерным ключом стрелку левого циферблата выводил на сказанное расстояние, сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько контрольных звонков кнопкой, расположенной на левой стороне боевого указателя. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил зрительную трубу боевого указателя на полученный уровень или выставлял уровень крена непосредственно с помощью зрительной трубы (наведением её в горизонт) с последующей установкой залпового сообщителя при кренометре "ЗАЛП С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор контрольной доски боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ", дальномерным ключом устанавливал стрелку левого циферблата на полученное число делений и давал несколько коротких звонков. Используя таблицу стрельбы выбирал индикаторную поправку и на её величину поднимал индекс зрительной трубы, подыскивал поправку на ветер соответствующий данной скорости и курсовому углу, выбирал необходимую поправку отклонения целика по горизонтальному наведению. Получив уведомление звонком о готовности орудий борта, ждал прихода прицельной линии зрительной трубы боевого указателя на цель, если нужно, докладывал командиру корабля в какую сторону нужно катиться. Видя, что прицельная линия подходит к цели, давал предупредительный звонок, а когда прицельная линия приходила на цель, нажимал кнопку на правой стороне боевого указателя производя залп всем бортом. По сигналу "ДРОБЬ" ставил сигнальный указатель на "ДРОБЬ" и давал несколько коротких звонков. При перемене борта стрельбы поступал также, как при команде "ДРОБЬ" и переходил к приборам другого борта. "Беглый огонь" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного ключа на контрольной доске боевого указателя выводил стрелку левого циферблата на сказанное расстояние, ставил сообщитель на надпись "ПРЕРВАНО", а коммутатор на - "ДЕЙСТВУЕТ" и давал несколько коротких звонков. Далее старший артиллерийский офицер определял крен с помощью кренометра, установленного на стороне, соответствующей стреляющему борту и ставил зрительную трубу боевого указателя на полученный уровень или выставлял уровень крена непосредственно с помощью зрительной трубы (наведением её в горизонт) с последующей установкой кренометрового сообщителя "С КРЕНОМЕТРОМ" или "БЕЗ КРЕНОМЕТРА". Ставил коммутатор контрольной доски боевого указателя на "НЕ ДЕЙСТВУЕТ", дальномерным ключом устанавливал стрелку левого циферблата на полученное число делений и давал несколько коротких звонков. После этого старший артиллерийский офицер направлял алидаду боевого указателя с зрительной трубой на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели. "Одиночная стрельба" - выполнялась по приказу командира, который давал направление на цель и расстояние до цели. Получив эти данные старший артиллерийский офицер ставил сигнальный указатель на "КОРОТКУЮ ТРЕВОГУ", снарядный указатель на тип снарядов необходимых для поражения цели, с помощью дальномерного ключа на контрольной доске боевого указателя согласовывал левый циферблат с правым и ставил сообщитель на надпись "В ЦЕПИ". После этого старший артиллерийский офицер направлял алидаду боевого указателя с зрительной трубой на цель и следил за нею, давая короткие звонки при перемене цели. По сигналу "ОТБОЙ" старший артиллерийский офицер вынимал боевой штифт из гнезда, опускал ключ боевого указателя вниз и выводил все батареи. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики орудий устанавливали на них заданные углы и расстояния, а также производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром батареи или орудия. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все орудия переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретного орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность огня. Броненосный крейсер "Громобой" вышел из Кронштадта под командованием капитана 1 ранга К.П. Йессена 28 ноября 1900 года и взял курс на Дальний Восток. 17 июля 1901 года посетив порты Киль, Плимут, Алжир, Смирну (ныне Измир), Пирей, Порт-Саид, Коломбо, Мельбурн, Сидней и Нагасаки корабль отдал якоря во Владивостоке. 28 июля 1901 года "Громобой", подняв флаг начальника эскадры, вышел в море для стрельбы из орудий малых калибров и минами на ходу. 2 сентября 1901 года "Громобой" и "Рюрик" в присутствии адмирала провели первую для них контргалсовую стрельбу - одно из самых интересных и поучительных упражнений, требовавших особого внимания и быстрой реакции при расхождении кораблей на близком расстоянии. 13 ноября 1901 года крейсер под флагом младшего флагмана контр-адмирала Г. П. Чухнина пришел в Порт-Артур. 12 декабря 1901 года Порт-Артур покидали ветераны Тихоокеанской эскадры броненосцы "Сисой Великий", "Наварин" и крейсера "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", "Адмирал Корнилов" уходящие в Россию под командованием контр-адмирала Г. П. Чухнина. С 1902 года крейсера "Россия", "Громобой", "Рюрик" и "Богатырь" в соответствии с разработанным планом военных действий были сосредоточены во Владивостоке, составив Владивостокский отряд крейсеров. 23 августа 1903 года под командованием контр-адмирала Э. А. Штакельберга в десятидневное крейсерство с заходом в Хакодате ушли крейсера "Россия", "Громобой", "Богатырь" и "Аскольд". 30 июля 1904 года Владивостокский отряд крейсеров вышел в море для встречи с эскадрой, чтобы не разойтись с ней, проложили курс от о. Аскольд к о. Цусима и перестроились в строй фронта с интервалами между кораблями в 20 кабельтовых (3,7 км). 1 августа 1904 года отряд пришел к месту, назначенному командующим флотом и повернул на запад, чтобы, крейсируя 7-узловой скоростью, поджидать эскадру. Японская эскадра Камимуры появилась слева в 8 милях (14,82 км), постепенно приближаясь, легла на параллельный курс. Наши корабли в соответствии с Морским уставом - "В виду неприятеля" - подняли на всех мачтах стеньговые флаги. Японские крейсера первыми открыли огонь из 203-мм орудий. Во время боя обнаружилось общее для всех кораблей разительное явление: подъемные механизмы орудий (особенно 152-мм Канэ) не выдерживали интенсивной стрельбы на дальние дистанции, и комендорам, и офицерам в течение боя приходилось, прекращая стрельбу, заниматься аварийными ремонтами своих орудий. "Россия" и "Громобой" (91 убитый и 185 раненых) получив тяжёлые повреждения сумели оторваться от японцев и ушли во Владивосток. Во время ремонта на верхней палубе вместо 6х75-мм орудий Канэ установлены 6х152-мм орудий, а погонное 152-мм орудие перенесено на палубу полубака. В 1905 году "Громобой" и "Россия" провели стрельбы и испытания привязных аэростатов, которые настойчиво внедрялись для дальнего наблюдения в море. 11 мая 1905 года крейсер подорвался на японской мине получив повреждения с левого борта в районе первой кочегарки. В 1906 году вернулся на Балтийский флот, где до 1911 года проходил капитальный ремонт в Кронштадтских мастерских. Ремонтные работы проводились по корпусу, механизмам и устройствам с заменой котлов и значительным усилением броневой защиты орудий. В мае 1911 года "Громобой" участвовал во встрече в Кронштадте американской эскадры из четырех линейных кораблей. С началом Первой Мировой войны принимал участие в крейсерских операциях на коммуникациях противника. В 1915-1916 годах крейсер прошёл модернизацию и перевооружение на 6х203/45 орудия Канэ, 20х152/45 орудий Канэ, 2х47 пушки Гочкиса, 3 пулемета "Максима". 25 октября 1917 года "Громобой" вошёл в состав советского Балтийского флота. В декабре 1917 года крейсер перешёл из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. В мае 1918 года поставлен на консервацию в Кронштадтском военном порту. 01 июня 1922 года корабль продан на слом совместному советско-германскому акционерному обществу "Деруметалл". При буксировке в Германию крейсер попал в сильный шторм и был выброшен на аванпорт Лиепаи. Впоследствии разобран на металл на месте. Строился броненосный крейсер на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге. Броненосный крейсер "Громобой" вступил в строй Балтийского флота в 1900 году.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||