Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец
Эсминец
тип "Лейтенант Шестаков"
1909

Иллюстрации

Чертежи


    Эскадренные миноносцы типа "Лейтенант Шестаков" - разрабатывались специалистами завода "Наваль" в г. Николаеве, на основе чертежей и спецификации минного крейсера "Всадник". Корабли заказаны в рамках судостроительной программы на 1903-1923 гг. и предназначались для уничтожения миноносцев противника, охранения боевых кораблей, отражения минных атак и несения разведки.

    Корпус корабля изготавливался из листовой стали толщиной 6 мм в пределах машинных и котельных отделений, а в районе ширстрека толщина обшивки доходила до 8 мм, уменьшаясь в оконечностях до 5 мм. Крепление листов обшивки между собой осуществлялось с помощью заклёпок. Корабль имел высокий полубак, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы. В конструкции корпуса эсминца отсутствовал таранный форштевень, а для носовых и кормовых 75-мм пушек использовались спонсоны по левому и правому борту. Основные водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы, горловины в переборках не допускались. Предусматривались водонепроницаемые продольные переборки угольных ям. Командная рубка располагалась на полубаке, кормовой мостик с кормовой рубкой - между вторым и третьим торпедными аппаратами, а радиотелеграфная рубка в корме. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Отделка жилых помещений выполнялась парусиновыми щитами на рамах по указанию главного командира Черноморского флота Р. Н. Вирена. Силуэт минного крейсера имел острые обводы в носовой части и две дымовые трубы, что значительно увеличивало свободную площадь верхней палубы.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков:

    1. Форпик, шкиперская и малярная кладовые (0-8 шпангоуты);
    2. Кладовая корабельных запасов, минный погреб, цепной ящик, носовые кубрики (8-27 шпангоуты);
    3. Носовой артпогреб, помещение динамо-машин, кубрик команды, батарейная палуба 75-мм орудий (27-35 шпангоуты);
    4. Котельное отделение №1, угольные ямы (35-47 шпангоуты);
    5. Котельное отделение №2, угольные ямы (47-59 шпангоуты);
    6. Котельное отделение №3, угольные ямы (59-71 шпангоуты);
    7. Котельное отделение №4, угольные ямы (71-83 шпангоуты);
    8. Машинное отделение №1, угольные ямы (83-93,98 шпангоуты(ломаная переборка));
    9. Машинное отделение №2, угольные ямы (93,98(ломаная переборка)-108 шпангоуты);
    10. Кормовой артпогреб, провизионная кладовая, каюты офицеров, кают-компания (108-124 шпангоуты);
    11. Провизионная кладовая, каюты кондукторов (124-129 шпангоуты);
    12. Кормовой кубрик (129-143 шпангоуты);
    13. Румпельное отделение.

    Водоотливные средства были представлены семью водоструйными эжекторами Н. И. Ильина с подачей воды по 80 т/час каждый.

    Спасательные средства включали 1 спасательный вельбот, 1 шестивёсельный ял, 1 четырёхвёсельный ял, 1 малая шлюпка (тузик), спа­са­тель­ные круг­и.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения "Наваль" мощностью по 3 550 л.с. каждая, которые размещались побортно в двух машинных отделениях и работали на два трёхлопастных, бронзовых винта фиксированного шага (ФШ). Пар вырабатывали четыре водотрубных котла системы Нормана с рабочим давлением в 17 атмосфер, расположенных в котельных отделениях. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас угля хранился в бункерах вдоль бортов, что обеспечивало дополнительную защиту энергетической установки. Полная скорость корабля составляла 24 узла. Фактическая дальность плавания при скорости в 12 узлов составляла 1900 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от двух динамо-машин мощностью по 16 кВт каждая.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 1 одноствольной 120-мм пушки Канэ с длинной ствола 45 калибров, расположенной на юте. Скорострельность установки составляла 5 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 823 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 9 км. Масса установки со станком и щитом составила 9,1 тонны.
    2. Из 5 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одно на баке и четыре побортно на спонсонах в носу и корме. Скорострельность установки составляла 12-15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 5 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 800 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 9 км.
    3. Из 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных два побортно на командном мостике и два на кормовом мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 3 однотрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 114,76 кг при весе самой торпеды в 729,83 кг. Скорость хода торпеды составляла 41 узел, а дальность действия до 1005.84 метров.
    5. Из 35 якорных мин образца 1908 года. Мина гальваноударная из листового оцинкованного железа имела габариты 1280х915х1050 мм. Мина включала гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина, размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа и пять гальванических колпаков по периметру корпуса. БЧ вмещала 115 кг пироксилина, время прихода в боевое положение не более 15 минут. Мина располагалась сверху якоря, якорь имел специальную лапу и четыре ролика для перемещения по рельсам. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 125 метров. Минимальный минный интервал доходил до 40 метров при наибольшей скорости хода при постановке мин в 14 узлов. Максимальный темп постановки, мин в минуту составлял 6 штук.

    Строились корабли "Л-нт Шестаков", "Капитан Сакен", "Капитан-лейтенант Баранов" и "Лейтенант Зацаренный" на заводе "Наваль" в г. Николаеве.

    Головной "Лейтенант Шестаков" вступил в строй Черноморского флота в сентябре 1909 года.


    Тактико-технические данные эсминцев типа "Лейтенант Шестаков"

    Водоизмещение:   полное 780 тонн  
    Длина наибольшая:  74,1 метра  
    Длина по КВЛ:  73,4 метра  
    Ширина наибольшая:  8,3 метра  
    Ширина по КВЛ:  7,2 метра  
    Высота борта в носу:  7,1 метра  
    Высота борта на миделе:  4,5 метра  
    Высота борта в корме:  2,8 метра  
    Осадка по корпусу:  2,2 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины "Наваль" по 3 550 л.с.,
    4 котла Нормана, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамо-машины по 16 кВт, постоянный ток  
    Скорость хода:  полная 24 узла, экономическая 12 узлов  
    Дальность плавания:  1900 миль при скорости хода 12 узлов  
    Мореходность:  нет данных  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 120-мм пушка системы Канэ,
    5х1 75-мм пушек Канэ, 4х1 пулемёта Максим  
    торпедное:  3х1 457-мм ТА палубные поворотные  
    минное:  35 якорных мин обр. 1908 г.  
    радиотехническое:  1 радиостанция мощностью 0,5 кВт, дальность-75 миль  
    Экипаж:  94 человека (6 офицеров, 4 кондуктора)  

    Всего построено эскадренных миноносцев в 1909 г. - 4 единицы.


Hosted by uCoz