Главная | Надводные силы | Яхты Императора, Генерал-адмирала
Императорская яхта
"Штандарт"
1896
  

Иллюстрации

Чертежи

Виртуальная реконструкция

Кинохроника

Романовы на яхте "Штандарт"


    Императорская яхта "Штандарт" - первоначально закладывалась на датской верфи судостроительной фирмы "Burmeister & Wein" в 1892 году, как вспомогательный крейсер для пополнения Добровольного флота Российской Империи. В 1893 году по распоряжению Александра III, который ежегодно гостил в Дании вместе с женой Марией Фёдоровной (урождённая принцесса Датская Дагмара) и детьми, судно было переделано в императорскую яхту. Работы по переделке судна начались весной 1894 года, а официальная закладка яхты состоялась 01 октября 1893 года в присутствии императорской четы, причём судно должно было "…отвечать задачам поддержания престижа России и величия императорского дома на международной арене". Руководил строительством корабельный инженер Н.В.Долгоруков и инженер-механик Н.А.Пастухов.

    Корпус яхты выполнялся клёпанным из стали с небольшой седловатостью в носовой части и коротким полубаком. На судне монтировались золотые украшения в носу и корме в виде имперских орлов, которые соединялись между собой позолоченными канатами, вдоль обоих бортов. "Штандарт" имел две палубы - верхнюю и главную, а так же две платформы в оконечностях - носовую и кормовую. В средней части судна, под машинным и котельными отделениями, простиралось второе дно, которое разделялось водонепроницаемыми отделениями. Второе дно служило своеобразным фундаментом для двух вертикальных паровых машин тройного расширения мощностью по 6000 л.с. каждая и 24 котлов. Подводная часть корпуса яхты защищалась от обрастания обшивкой из медных листов. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса и служившие для уменьшения бортовой качки. Верхние иллюминаторы прямоугольной формы, а нижние иллюминаторы имели стандартную круглую форму. На верхней палубе разместили две надстройки, две дымовые трубы и три мачты с парусным вооружением гафельной шхуны, как на "Полярной Звезде". Носовая надстройка состояла из двух ярусов и имела ходовой мостик. В первом ярусе носовой надстройки расположили штурманскую рубку и две каюты для начальствующего состава. Второй ярус носовой надстройки являлся ходовой рубкой. Между фок и грот-мачтами располагались две наклонные дымовые трубы. Кормовая надстройка большая, одноярусная отделанная красным деревом, в ней размещались столовая для официальных приемов на 70 человек, рабочий кабинет и приемная императора. Ровная верхняя палуба обшивалась брусками из американского тика. На главной (царской) палубе находились императорские апартаменты, включавшие в себя общую гостиную, отдельные кабинеты и отдельные спальни государя, государыни и вдовствующей императрицы, столовая, салон, каюты наследника, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На носовой платформе размещались кладовые, мастерские, душевые и кубрики команды, ниже находились грузовой трюм и пороховой погреб. На кормовой платформе располагались каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, радиорубка, душевые кабины, а ниже - рефрижераторные камеры для скоропортящейся провизии. Помещения судна освещались электричеством. Яхта была отделана роскошно, императорские покои деревом вишни и ореха, а стены в императорских гостиных облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном. Кубрики нижних чинов имели отделку из дуба и сосны окрашенных белой краской. Следует отметить, что для обслуживающего персонала и команды были созданы значительно лучшие условия обитания, чем на предыдущих яхта. Силуэт яхты имел три мачты облегчённого типа с гафелями и бушпритом в носовой части, а так же две дымовые трубы, с изящным уклоном назад.

    Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём, для определения положения которого служили специальные электрические указатели.

    Спасательные средства яхты включали 2 больших паровых катера красного дерева, 2 моторных катера, 2 больших 14-вёсельных баркаса, 2 10-вёсельных баркаса, 2 шестивёсельных яла и 2 8-вёсельных шлюпки.

    Главная энергетическая установка паро-парусная, с 24 котлами и двумя паровыми машинами индикаторной мощностью по 6000 л.с. каждая, которые вращали два бронзовых винта. Паровая машина вертикальная, тройного расширения пара, с механизмом парораспределения и функцией реверса, что позволяло свободно развивать полную скорость до 22 узлов и экономическую скорость в 16 узлов. В сентябре 1896 года, не завершив ходовых испытаний, яхта приняла на борт Николая II и его супругу, императрицу Александру Фёдоровну, и в сопровождении яхты «Полярная звезда» — ушла в Англию.

    Электроэнергетическая система включала три динамо-машины, которые вырабатывали электрический ток напряжением 100 В и располагались в отдельном отделении в средней части яхты.

    Вооружение яхты состояло:

    1. Из 8 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, которые располагались в носовой части верхней палубы с обоих бортов. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5° составляла до 4,7 км.

    Яхта «Штандарт» совершила своё первое дальнее плавание по маршруту Копенгаген - Плимут - Шербур - Кронштадт с Николая II и его супругой на борту. Почти ежегодно для отдыха Николай II с семьей совершал на «Штандарте» многодневные или короткие плавания.
    В 1897 году новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили Сиамский (Таиланд) король, Император Германии Вильгельм II и президент Французской республики Франсуа Феликс Фор.
    В июле 1902 года яхта участвовала в маневрах учебного артиллерийского отряда Балтийского флота на которых присутствовали Император Российский Николая II и Император Германии Вильгельм II.
    В июне 1912 года судно участвовало в торжественной встрече яхты «Hohen-zollern» с Кайзером Вильгельмом II на борту.
    В августе 1912 года на яхте проводились дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Пуанкаре.
    В 1917 году яхта ушла в Гельсингфорс (Хельсинки).
    С 1918 года после "Ледового перехода", судно находилось на консервации в Кронштадте.
    В 1933 году было принято решение переоборудовать «Штандарт» в минный заградитель. В результате переоборудования внешний вид судна сильно изменился.
    В ноябре 1936 года минный заградитель "Марти" вступил в строй боевых кораблей Балтийского флота СССР. Корабль участвовал в Зимней (Финской) и Великой Отечественной войнах. Минный заградитель «Марти» занимался минными постановками в Финском заливе, участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко, во время блокады вел артиллерийскую поддержку сухопутных частей.
    3 апреля 1942 года корабль становиться одним из первых, Гвардейским кораблём Балтийского флота.
    В 1948 году корабль разоружён и переформирован в плавказарму "Ока".
    В 1965 году ориентировочно бывшая яхта разрезана на металл.

    Строилась яхта на верфи судостроительной фирмы "Burmeister & Wein" в г. Копенгагене (Дания).

    Императорская яхта "Штандарт" вступила в строй Балтийского флота в 1896 году.


    Тактико-технические данные яхты "Штандарт"

    Водоизмещение:   5480 тон  
    Длина по КВЛ:  112,8 метра  
    Ширина наибольшая:  15,4 метра  
    Высота борта в носу:  15,04 метра  
    Высота борта на миделе:  11,82 метра  
    Высота борта в корме:  12,35 метра  
    Осадка по корпусу:  6,5 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 6000 л.с.,
    24 котла, 2 винта ФШ, 1 руль.  
    Скорость хода:  полная 22 узла,
    экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  1480 миль  
    Мореходность:  без ограничений  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  8х1 47-мм пушек Гочкиса.  
    Экипаж:  373 человека (20 офицеров)  

    Всего построено судов в 1896 г. - 1 единица.

Hosted by uCoz