Главная | Надводные силы | Яхты Императора, Генерал-адмирала
Яхта-крейсер
Генерал Адмирала
"Светлана"
1898
  

Иллюстрации

Чертежи





    Яхта-Крейсер Генерал-Адмирала "Светлана" - строилась на французской верфи фирмы "Форж э'Шантье деля Медитерранне", по утверждённым Морским Техническим комитетом (МТК) тактико-техническим требованиям, как великокняжеская яхта-крейсер в 4000 тонн водоизмещения.
    8 мая 1895 года в Париже был заключен контракт с фирмой "Форж э'Шантье" на постройку яхты-крейсера для Великого князя Генерал-Адмирала Российского флота Алексея Александровича. Стоимость яхты оценивалась в 685 тысяч французских франков. Согласно контракту "все предметы, составляющие поставку, будут выполнены с возможной тщательностью с употреблением соответствующих материалов перворазрядных качеств". В объем поставок не входили: артиллерийское и торпедное вооружение с боезапасом, посуда, матросские койки, постельное белье. Все это, доставленное из России, грузилось и размещалось на корабле силами завода. Ходовые испытания по условиям контракта должны были проводиться через 29 месяцев, т.е. к 8 октября 1897 года . Обязательным условием считалось обеспечение скорости хода в 20 узлов в течение 6 часов при естественной тяге, обыкновенном угле и кочегарах из российского экипажа, а не из заводской сдаточной команды.
    25 ноября 1895 года состоялась официальная закладка крейсера. На торжествах присутствовала вся администрация завода, командир корабля капитан 1 ранга А.М. Абаза (будущий управляющий делами Комитета Дальнего Востока), Генеральный консул в Руане и Гавре и морской агент (атташе). Контролировал строительство корабельный инженер Э.Р. де Грофе.

    Корпус яхты-крейсера выполнялся клёпанным из стали с сильно выраженной седловатостью в носовой части и развитым, скругленным под водой тараном. 28 июня 1895 года на стапель уложили первый лист горизонтального киля, который имел толщину листов от 7 до 16-мм. К горизонтальному килю крепился брусковый дубовый фальшкиль высотой 270-мм. Штевни изготавливались из бронзы. Рамы бортовых шпангоутов выполнялись из швеллерного проката сечением 175x70-мм и 160x65-мм выше броневой палубы. Рамы - обшивались стальными листами толщиной 7-8-мм. Поперечная шпация (расстояние между шпангоутами) была различной: 0,98 метра в котельных отделениях; 0,9 метра в оконечностях и переменная в машинном отделении, с учетом использования флоров в качестве фундаментов. В средней части корпуса, под машинным и котельными отделениями, простиралось второе дно, которое имело толщину листов 6-мм. Второе дно служило своеобразным фундаментом для двух горизонтальных паровых машин тройного расширения мощностью по 5000 л.с. каждая и 18 котлов. В днищевой набор яхты укладывались 80 тонн чугунных чушек, для увеличения метацентрической высоты до 0,69 метра. Это, в свою очередь, уменьшало размах бортовой качки и увеличивало остойчивость корабля. Подводная часть корпуса обшивалась тиком толщиной от 80 до 150-мм и красной медью толщиной 0,8-мм, а у якорных клюзов толщина меди увеличивалась до 2-мм. Тиковая и медная обшивка крепилась к корпусу с помощью бронзовых болтов по упрощенному однорядному английскому способу. Снаружи днища предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса и служившие для уменьшения бортовой качки. Крейсер имел три палубы - верхнюю, батарейную и броневую-карапасную, а так же две платформы в оконечностях - носовую и кормовую. Трюм делился на 11 отсеков десятью водонепроницаемыми поперечными переборками и продольной переборкой в МКО. Бимсы платформ изготовлялись из уголковой стали размерами 100x70-мм, а толщина настила платформ составляла 4-мм. На носовой платформе расположились кладовые и отделение динамо-машин, а так же артиллерийские погреба носового плутонга. По бортам машинно-котельных отделений (МКО) были устроены продольные переборки угольных ям. Броневая карапасная палуба в горизонтальной плоскости имела толщину броневых листов 25-мм, а на скосах броневые листы достигали толщины 25-мм и 50-мм. В пределах МКО под бимсами броневой палубы крепилась стальная подшивка толщиной 5-мм. На броневой палубе располагались семь отсеков разделённых шестью водонепроницаемыми переборками толщиной 5-мм. В отсеках размещались кубрики команды с подвесными койками, три двухместные каюты кондукторов и две двухместные каюты для прислуги Генерал-Адмирала. Водонепроницаемые двери в переборках имели размер 1,5x0,55 метра и задраивались посредством одного рычага. Вдоль бортов от крайних переборок располагались бортовые коффердамы, возвышавшиеся на 1,2 метра над ватерлинией и отстоявшие от наружной обшивки на 1 метр. Они делились на отсеки непроницаемыми переборками и служили для защиты корабля от поступления воды в случае повреждения борта. В районе среднего и кормового кочегарных отделений у продольных коффердамов находились верхние угольные ямы. Батарейная палуба имела толщину настила 7-мм и стелилась на бимсы из швеллера сечением 140x60-мм. Помещения на батарейной палубе разделялись выгородками из плоских и гофрированных листов толщиной 1,5—2-мм. В этих помещениях размещались 11 одноместных кают для офицеров крейсера, 6 одноместных кают для офицеров свиты Генерал-Адмирала, две двухместные каюты для прислуги Генерал-Адмирала и изысканно отделанные апартаменты Генерал-Адмирала. Апартаменты располагались за кормовыми бортовыми 152-мм орудиями и включали в себя прихожую и приемный салон, которые размещались в середине, а так же гостиную, рабочий кабинет, спальню и сообщающуюся с ней большую уборную, которые находились побортно. Две разборные выгородки давали возможность, при отсутствии на борту Генерал-Адмирала, обеспечить сквозной проход (сквозь прихожую и приемный салон) из носовых помещений батарейной палубы к кормовым — туда, где находились апартаменты командира. Спонсоны батарейной палубы позволяли 152-мм орудиям вести огонь параллельно диаметральной плоскости. Они ограждались от палубных помещений выгородками толщиной 7-мм, а с наружной стороны — фальшбортами толщиной 6-мм. Верхние иллюминаторы имели прямоугольную форму, а нижние иллюминаторы были стандартной круглой формы. Верхняя палуба имела толщину стальных листов настила от 7 до 10-мм, которые крепились заклёпками к бимсам из швеллера сечением 160x65-мм. На верхней палубе располагались два 152-мм орудия, шпиль, три надстройки, десять 47-мм пушек, три дымовые трубы и две мачты с латинскими парусами. Носовая боевая рубка имела бронирование стен толщиной 100-мм, крыши 25-мм и трубы приводов систем управления под боевой рубкой 50-мм. За ней находилась носовая надстройка, состоящая из двух ярусов и объединённая вместе с боевой рубкой основным ходовым мостиком. В первом ярусе носовой надстройки расположили штурманскую рубку. Второй ярус носовой надстройки являлся ходовой рубкой. Между фок и грот-мачтами располагались три наклонные дымовые трубы и световые люки машинных отделений. Кормовая надстройка одноярусная с запасным ходовым мостиком. Ровная верхняя палуба обшивалась брусками из тика. Помещения судна освещались электричеством и имели паровое отопление. Силуэт яхты с двумя облегчёнными мачтами с гафелями и тремя дымовыми трубами с уклоном назад, а так же кормовым балконом выглядел очень изящно.

    Якорное устройство состояло из 3 якорей убиравшихся в клюзы (1 запасной) Мартина, которые весили 3,5 тонны, а так же 2 верпов массой по 1 тонне.

    Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём, для определения, положения которого служили специальные электрические указатели. Ручное управление рулём осуществлялось из кормовой рубки или с поста на кормовой платформе.

    Противопожарная и осушительная системы состояли из магистральной трубы диаметром 250-мм и 120-мм в оконечностях, которая располагалась по всей длине корабля над вторым дном, шести паровых помп системы Тирона и осушительным коллектором диаметром 80-мм. Помпы системы Тирона имели производительность: две - 400 тонн/час, две - 30 тонн/час и две 15 тонн/час.

    Спасательные средства яхты включали 2 паровых катера длиной 10,35 метра, 5 гребных катеров длиной от 9 до 11 метров, 2 шестивёсельных вельботов и 2 шестивёсельных ялов.

    Главная энергетическая установка механическая, паровая, с 18 котлами и двумя паровыми машинами индикаторной мощностью по 5000 л.с. каждая, которые вращали два трехлопастных, бронзовых винта диаметром 4,5 метра с шагом 5,5 метров, причем левый винт был левого, а правый — правого вращения. Кронштейны гребных валов и дейдвудные трубы изготавливались также из бронзы.
    Паровая машина четырёхцилиндровая, тройного расширения пара, с двумя цилиндрами низкого давления, одним - среднего давления и одним высокого давления имела мощность 5000 л.с. при частоте вращения в 136 об/мин., и функцией реверса. Диаметры цилиндров высокого, среднего и низкого давления равнялись 0,92, 1,36 и 1,42 метров, соответственно. Ход поршней составлял 0,78 метра. Обе паровые машины позволяли развивать полную скорость до 20 узлов и экономическую скорость в 11,5 узлов. Котёл водотрубный системы Бельвиля имел рабочее давление в 17 атм. Площадь нагревательной поверхности котла равнялась 134,3 м2. Площадь колосниковых решеток составляла 4,48 м2. Нормальный запас котельный воды равнялся 20 тоннам, питание котлов осуществлялась 12 донками Бельвиля. Угольные ямы принимали 520 тонн угля. Вентиляция кочегарок осуществлялась дефлекторами, которые имели диаметр 700-мм. 22 марта 1898 года завершились ходовых испытаний, яхта приняла на борт Генерал-Адмирала Алексея Александровича, и развила скорость в 19,2 узла при 132 об/мин. и мощности 9897 индикаторных сил.

    Электроэнергетическая система включала пять динамо-машин мощностью по 20 кВт, которые вырабатывали электрический ток напряжением 100 В и располагались в отдельном отделении на носовой платформе яхты. Потребителями электроэнергии являлись: два элеватора 47-мм орудий, четыре элеватора 152-мм орудий, 750-мм прожектор и 600 ламп накаливания мощностью по 10 Вт.

    Вооружение яхты состояло:

    1. Из 6 одноствольных 152-мм пушек Обуховского завода с длиной ствола 45 калибров, расположенных две в средней части носовой и кормовой оконечностей верхней палубы и четыре побортно на спонсонах батарейной палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит толщиной 25-мм. Ствол нарезной, комплектовался поршневым замком. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Боезапас установки состоял из 135 выстрелов. Расчёт установки включал 6 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +20°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 54 кг развивал начальную скорость в 790 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +20°- до 11,3 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком и щитом составляла 14,7 тонны.
    2. Из 10 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, которые располагались восемь на верхней палубе и две на носовом мостике с обоих бортов. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Боезапас пушки состоял из 600 выстрелов. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5° составляла до 4,7 км.
    3. Из 2 траверзных, однотрубных 380-мм торпедных аппаратов подводного исполнения, которые располагались по бортам. Боезапас включал 5 мин Уайтхеда. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

    Яхта-крейсер «Светлана» совершила своё первое дальнее плавание по маршруту Гавр - Тулон - Лиссабон - Гавр - Киль - Либава - Кронштадт. В Лиссабоне (Португалия) крейсер посетила королевская чета, которая вместо протокольных 15, осматривала его 45 мин. В Киле крейсер "Светлана" осмотрели 15 ведущих немецких кораблестроителей.
    В 1899 году крейсер совершил памятный походов на открытие в Екатерининской гавани порта Александровск, и для доставки на торжества Великого князя Владимира Александровича морской министр предоставил свою яхту. Маршрут корабля проходил через Тронхейм, где на борт приняли Великого князя Владимира Александровича. Из Архангельска Великий князь выехал в Петербург поездом, а "Светлана" ушла на остров Медвежий, где команда крейсера водрузила на берегу, на месте бывшего поморского поселения, русский коммерческий флаг и установила высокий железный крест с укрепленной у его основания надписью: "Принадлежит России".
    В 1900 году яхта совершала плавания, под флагом морского министра в Ревель (Таллин), затем в Варнемюнде, где, приняв на борт великую княгиню Анастасию Михайловну, с заходом в Киль и Копенгаген, вернулась в Кронштадт. Совершает совместное плавание с "Полярной звездой", на борту которой в Копенгаген следует великий князь Михаил Александрович со своей семьей. Крейсер с Великим князем Алексеем Александровичем на борту совершает плавание из Кронштадта в Либаву, откуда морской министр поездом направился в Париж.
    В августе 1901 года крейсер участвует в конвоировании, совместно с недавно построенным "Варягом", царской яхты "Штандарт".
    2 марта 1904 года Генерал-Адмирал принял решение о включении "Светланы" в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В Кронштадте, в мае того же года, на корабль установили четыре 75-мм орудия, смонтировали оптические прицелы на 152-мм и 75-мм артиллерию, дальномер Барра и Струда, радиотелеграф системы "Телефункен".
    2 октября 1904 года "Светлана" направилась на Дальний Восток через Суэцкий канал в составе отряда контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама.
    14 мая 1905 года согласно приказу вице-адмирала З.П.Рожественского крейсер под брейд-вымпелом своего командира капитана 1 ранга С.П.Шеина возглавил разведывательный отряд, включавший в себя крейсер II ранга "Алмаз" и вспомогательный крейсер "Урал". Назначение разведывательного отряда в Цусимском бою состояло в охранении транспортов, поэтому "Светлана" весь день держалась между транспортами и противником, то есть в арьергарде наших главных сил. За время боя в нее попало несколько снарядов, один из них поразил корабль в отделение динамо-машин. Крейсер получил подводную пробоину и через незадраенные, в выгородках, дверные проёмы вода затопила погреба. Приняв примерно 350 тонн воды, "Светлана" осела носом на 1,3 метра, осталась без электричества и без боезапаса для носового плутонга, а ход упал на 2—3 узла. После захода солнца на "Светлане" потеряли из вида свои броненосцы, транспорты, а также корабли противника и прекратили огонь — в кормовых погребах к этому времени оставалось лишь сто двадцать 152-мм снарядов. С.П.Шеин, памятуя приказ З.П.Рожественского о необходимости достижении Владивостока, направился на север.
    15 мая 1905 года крейсер двигаясь со скоростью 14—15 узлов, с тем, чтобы пламенем из труб не обнаружить себя, что позволило избежать встречи с миноносцами японцев. Под утро обнаружили миноносец "Быстрый" и далее пошли с ним вместе. В 7 часов утра наши корабли были обнаружены крейсерами "Ниитака", "Отова" и сопровождающим их миноносцем. "Светлана" сумела развить скорость 17,5 узлов, но через час стало ясно, что от преследования уйти не удастся. Собранное командиром совещание офицеров единодушно решило вступить в бой, отстреливаться до последнего снаряда, а затем затопить корабль. Подпустив корабли противника на дистанцию 55 кабельтовых (10,2 км) крейсер открыл огонь 152-мм средним и левым кормовым орудиями. Пристрелка осложнялась из-за дифферента корабля. "Быстрый", имея угля лишь на 2 часа хода, преследуемый миноносцем противника, на полной скорости направился к берегу, около которого его и подорвала команда. Тем временем японские крейсеры, ведя огонь по "Светлане", продолжали сокращать с ней дистанцию. Быстро истратив весь боезапас, "Светлана" по-прежнему пыталась уйти, но японский снаряд пробил защиту машинных люков и разорвал главные паровые трубы. Крейсер потерял ход. По приказу командира, открыли клапаны кормовых кингстонов, люки, а также двери в переборках и выгородках, а экипаж с правого борта корабля начал прыгать в воду. Люди спасались на подручных средствах, так как все шлюпки были разбиты. Японцы разозлённые, тем что крейсер не сдался, стали расстреливать его в упор. Один из снарядов через дымовую трубу попал в среднюю кочегарку левого борта, убив всех кочегаров. От разрыва снаряда на батарейной палубе погиб старший офицер корабля капитан 2 ранга А.А. Зуров, убило и капитана 1 ранга С.П.Шеина, который все время находившийся на мостике. В 11 часов крейсер с большим дифферентом на нос лег на левый борт и затонул в точке с координатами 37°с.ш. и 129°50' в.д. погрузившись на глубину 600 метров. Противник продолжал расстреливать плавающих людей, а затем направился на юг. Через два часа подошедший вспомогательный крейсер "Америка-мару" занялся спасением экипажа "Светланы", а последних замеченных моряков поднимали из воды уже в темноте. На следующий день пленных доставили в Сасебо, где умерло еще несколько человек. Всего из экипажа крейсера погибло 167 человек.

    Строилась яхта-крейсер на верфи судостроительной фирмы "Форж э'Шантье деля Медитерранне" в г. Гавре (Франция).

    Яхта-крейсер Генерал-Адмирала "Светлана" вступила в строй Балтийского флота в 1898 году.


    Тактико-технические данные яхты-крейсера "Светлана"

    Водоизмещение:   нормальное 3908 тонн  
    Длина наибольшая:  101 метр  
    Ширина наибольшая:  13 метров  
    Высота борта в носу:  12,26 метра  
    Высота борта на миделе:  10,79 метра  
    Высота борта в корме:  11,28 метра  
    Осадка по корпусу:  5,7 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 5000 л.с.,
    18 котлов Бельвиля, 2 винта ФШ, 1 руль.  
    Скорость хода:  полная 20 узлов,
    экономическая 11,5 узла  
    Дальность плавания:  4278 миль при 11,5 узлов  
    Мореходность:  без ограничений  
    Автономность:  15,5 суток при 11,5 узлах  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  6х1 152-мм орудий, 2х1 380-мм подводных ТА,
    10х1 47-мм пушек Гочкиса.  
    Экипаж:  457 человек (19 офицеров, 11 кондукторов)  

    Всего построено судов в 1898 г. - 1 единица.

Hosted by uCoz