|
8 мая 1895 года в Париже был заключен контракт с фирмой "Форж э'Шантье" на постройку яхты-крейсера для Великого князя Генерал-Адмирала Российского флота Алексея Александровича. Стоимость яхты оценивалась в 685 тысяч французских франков. Согласно контракту "все предметы, составляющие поставку, будут выполнены с возможной тщательностью с употреблением соответствующих материалов перворазрядных качеств". В объем поставок не входили: артиллерийское и торпедное вооружение с боезапасом, посуда, матросские койки, постельное белье. Все это, доставленное из России, грузилось и размещалось на корабле силами завода. Ходовые испытания по условиям контракта должны были проводиться через 29 месяцев, т.е. к 8 октября 1897 года . Обязательным условием считалось обеспечение скорости хода в 20 узлов в течение 6 часов при естественной тяге, обыкновенном угле и кочегарах из российского экипажа, а не из заводской сдаточной команды. 25 ноября 1895 года состоялась официальная закладка крейсера. На торжествах присутствовала вся администрация завода, командир корабля капитан 1 ранга А.М. Абаза (будущий управляющий делами Комитета Дальнего Востока), Генеральный консул в Руане и Гавре и морской агент (атташе). Контролировал строительство корабельный инженер Э.Р. де Грофе. Корпус яхты-крейсера выполнялся клёпанным из стали с сильно выраженной седловатостью в носовой части и развитым, скругленным под водой тараном. 28 июня 1895 года на стапель уложили первый лист горизонтального киля, который имел толщину листов от 7 до 16-мм. К горизонтальному килю крепился брусковый дубовый фальшкиль высотой 270-мм. Штевни изготавливались из бронзы. Рамы бортовых шпангоутов выполнялись из швеллерного проката сечением 175x70-мм и 160x65-мм выше броневой палубы. Рамы - обшивались стальными листами толщиной 7-8-мм. Поперечная шпация (расстояние между шпангоутами) была различной: 0,98 метра в котельных отделениях; 0,9 метра в оконечностях и переменная в машинном отделении, с учетом использования флоров в качестве фундаментов. В средней части корпуса, под машинным и котельными отделениями, простиралось второе дно, которое имело толщину листов 6-мм. Второе дно служило своеобразным фундаментом для двух горизонтальных паровых машин тройного расширения мощностью по 5000 л.с. каждая и 18 котлов. В днищевой набор яхты укладывались 80 тонн чугунных чушек, для увеличения метацентрической высоты до 0,69 метра. Это, в свою очередь, уменьшало размах бортовой качки и увеличивало остойчивость корабля. Подводная часть корпуса обшивалась тиком толщиной от 80 до 150-мм и красной медью толщиной 0,8-мм, а у якорных клюзов толщина меди увеличивалась до 2-мм. Тиковая и медная обшивка крепилась к корпусу с помощью бронзовых болтов по упрощенному однорядному английскому способу. Снаружи днища предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса и служившие для уменьшения бортовой качки. Крейсер имел три палубы - верхнюю, батарейную и броневую-карапасную, а так же две платформы в оконечностях - носовую и кормовую. Трюм делился на 11 отсеков десятью водонепроницаемыми поперечными переборками и продольной переборкой в МКО. Бимсы платформ изготовлялись из уголковой стали размерами 100x70-мм, а толщина настила платформ составляла 4-мм. На носовой платформе расположились кладовые и отделение динамо-машин, а так же артиллерийские погреба носового плутонга. По бортам машинно-котельных отделений (МКО) были устроены продольные переборки угольных ям. Броневая карапасная палуба в горизонтальной плоскости имела толщину броневых листов 25-мм, а на скосах броневые листы достигали толщины 25-мм и 50-мм. В пределах МКО под бимсами броневой палубы крепилась стальная подшивка толщиной 5-мм. На броневой палубе располагались семь отсеков разделённых шестью водонепроницаемыми переборками толщиной 5-мм. В отсеках размещались кубрики команды с подвесными койками, три двухместные каюты кондукторов и две двухместные каюты для прислуги Генерал-Адмирала. Водонепроницаемые двери в переборках имели размер 1,5x0,55 метра и задраивались посредством одного рычага. Вдоль бортов от крайних переборок располагались бортовые коффердамы, возвышавшиеся на 1,2 метра над ватерлинией и отстоявшие от наружной обшивки на 1 метр. Они делились на отсеки непроницаемыми переборками и служили для защиты корабля от поступления воды в случае повреждения борта. В районе среднего и кормового кочегарных отделений у продольных коффердамов находились верхние угольные ямы. Батарейная палуба имела толщину настила 7-мм и стелилась на бимсы из швеллера сечением 140x60-мм. Помещения на батарейной палубе разделялись выгородками из плоских и гофрированных листов толщиной 1,5—2-мм. В этих помещениях размещались 11 одноместных кают для офицеров крейсера, 6 одноместных кают для офицеров свиты Генерал-Адмирала, две двухместные каюты для прислуги Генерал-Адмирала и изысканно отделанные апартаменты Генерал-Адмирала. Апартаменты располагались за кормовыми бортовыми 152-мм орудиями и включали в себя прихожую и приемный салон, которые размещались в середине, а так же гостиную, рабочий кабинет, спальню и сообщающуюся с ней большую уборную, которые находились побортно. Две разборные выгородки давали возможность, при отсутствии на борту Генерал-Адмирала, обеспечить сквозной проход (сквозь прихожую и приемный салон) из носовых помещений батарейной палубы к кормовым — туда, где находились апартаменты командира. Спонсоны батарейной палубы позволяли 152-мм орудиям вести огонь параллельно диаметральной плоскости. Они ограждались от палубных помещений выгородками толщиной 7-мм, а с наружной стороны — фальшбортами толщиной 6-мм. Верхние иллюминаторы имели прямоугольную форму, а нижние иллюминаторы были стандартной круглой формы. Верхняя палуба имела толщину стальных листов настила от 7 до 10-мм, которые крепились заклёпками к бимсам из швеллера сечением 160x65-мм. На верхней палубе располагались два 152-мм орудия, шпиль, три надстройки, десять 47-мм пушек, три дымовые трубы и две мачты с латинскими парусами. Носовая боевая рубка имела бронирование стен толщиной 100-мм, крыши 25-мм и трубы приводов систем управления под боевой рубкой 50-мм. За ней находилась носовая надстройка, состоящая из двух ярусов и объединённая вместе с боевой рубкой основным ходовым мостиком. В первом ярусе носовой надстройки расположили штурманскую рубку. Второй ярус носовой надстройки являлся ходовой рубкой. Между фок и грот-мачтами располагались три наклонные дымовые трубы и световые люки машинных отделений. Кормовая надстройка одноярусная с запасным ходовым мостиком. Ровная верхняя палуба обшивалась брусками из тика. Помещения судна освещались электричеством и имели паровое отопление. Силуэт яхты с двумя облегчёнными мачтами с гафелями и тремя дымовыми трубами с уклоном назад, а так же кормовым балконом выглядел очень изящно. Якорное устройство состояло из 3 якорей убиравшихся в клюзы (1 запасной) Мартина, которые весили 3,5 тонны, а так же 2 верпов массой по 1 тонне. Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём, для определения, положения которого служили специальные электрические указатели. Ручное управление рулём осуществлялось из кормовой рубки или с поста на кормовой платформе. Противопожарная и осушительная системы состояли из магистральной трубы диаметром 250-мм и 120-мм в оконечностях, которая располагалась по всей длине корабля над вторым дном, шести паровых помп системы Тирона и осушительным коллектором диаметром 80-мм. Помпы системы Тирона имели производительность: две - 400 тонн/час, две - 30 тонн/час и две 15 тонн/час. Спасательные средства яхты включали 2 паровых катера длиной 10,35 метра, 5 гребных катеров длиной от 9 до 11 метров, 2 шестивёсельных вельботов и 2 шестивёсельных ялов. Главная энергетическая установка механическая, паровая, с 18 котлами и двумя паровыми машинами индикаторной мощностью по 5000 л.с. каждая, которые вращали два трехлопастных, бронзовых винта диаметром 4,5 метра с шагом 5,5 метров, причем левый винт был левого, а правый — правого вращения. Кронштейны гребных валов и дейдвудные трубы изготавливались также из бронзы.
Электроэнергетическая система включала пять динамо-машин мощностью по 20 кВт, которые вырабатывали электрический ток напряжением 100 В и располагались в отдельном отделении на носовой платформе яхты. Потребителями электроэнергии являлись: два элеватора 47-мм орудий, четыре элеватора 152-мм орудий, 750-мм прожектор и 600 ламп накаливания мощностью по 10 Вт. Вооружение яхты состояло: Яхта-крейсер «Светлана» совершила своё первое дальнее плавание по маршруту Гавр - Тулон - Лиссабон - Гавр - Киль - Либава - Кронштадт. В Лиссабоне (Португалия) крейсер посетила королевская чета, которая вместо протокольных 15, осматривала его 45 мин. В Киле крейсер "Светлана" осмотрели 15 ведущих немецких кораблестроителей.
Строилась яхта-крейсер на верфи судостроительной фирмы "Форж э'Шантье деля Медитерранне" в г. Гавре (Франция). Яхта-крейсер Генерал-Адмирала "Светлана" вступила в строй Балтийского флота в 1898 году.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||