Иллюстрации
Чертежи
|
Учебные суда типа "Воин" - строились: головное "Воин" на шведской верфи Нового акционерного общества заводов Мотала, по заказу Морского Технического комитета (МТК); "Верный" на Балтийском заводе по чертежам "Воина", но с более мощной машиной. Специализированные учебные суда предназначались для прохождения морской практики гардемаринами Морского кадетского корпуса.
В 1892 году в Швеции состоялась официальная закладка учебного судна для Балтийского флота, водоизмещением в 1280 тонн и скоростью хода под машиной не менее 8 узлов. Согласно контракта судно кроме машины в 400 индикаторных л.с. несло и парусное вооружение на трёх мачтах. Наблюдающим за постройкой судна был назначен корабельный инженер Токаревский 2-ой.
20 мая 1895 года в Санкт-Петербурге состоялась закладка второго учебного судна "Верный" водоизмещением в 1280 тонн и скоростью хода под машиной до 11 узлов. Согласно, контракта судно имело машину в 600 индикаторных л.с. Судно строилось под руководством капитана корпуса корабельных инженеров К.Я. Аверина. Наблюдающим за постройкой судна был назначен старший инженер-механик Л. Подгурский.
Корпус судна выполнялся клёпанным из стали и включал в свой набор 111 шпангоутов с одинаковой шпацией. На судне монтировались золотые украшения в носу и корме в виде имперских орлов. Оно имело бушприт с утлегарем, полубак и полуют, верхнюю и жилую палубы, а так же две платформы в оконечностях - носовую и кормовую. Трюм делился на отсеки водонепроницаемыми переборками. Бимсы платформ изготовлялись из уголковой стали. В средней части корпуса под машинным и котельным отделениями, простиралось второе дно. В районе кочегарного отделения находились угольные ямы, горловины которых выходили на верхнюю палубу. Помещения в носовой части жилой палубы, разделённые выгородками, служили для размещения рядовых чинов экипажа судна и гардемаринов. Каюта командира, салон и буфет, каюта старшего офицера располагались на верхней палубе под полуютом. Каюты офицеров и кают-компания размещались на жилой палубе в кормовой её части. Все иллюминаторы имели круглую форму. Верхняя палуба настилалась стальными листами, которые крепились заклёпками к бимсам из швеллера и имела спонсоны, вдоль бортов, для установки артиллерии главного калибра. На верхней палубе располагались фок-мачта, световой люк, сходной трап в помещения команды, носовая надстройка с ходовым мостиком, дымовая труба, грот-мачта, световые люки машинного отделения и кают-компании и сходной трап в офицерские помещения, а так же в диаметральной плоскости до бизань-мачты под палубой полуюта устанавливался резервный штурвал и два путевых компаса. Носовая одноярусная надстройка включала в себя штурманскую рубку, сигнальную рубку, прокладочный класс и кожух кочегарного отделения. Мачты выполнялись из прокатной стали, весь рангоут, также был стальным. На палубе полубака размещались кат-балки адмиралтейских якорей, шпиль и швартовные кнехты. На палубе полуюта выполнялись мостик для вспомогательного компаса, бизань-мачта и круглые световые люки командирского буфета и салона. Все помещения судна освещались электричеством и имели паровое отопление. Силуэт учебного судна с тремя мачтами с гафелями и полным парусным вооружением и одной дымовой трубой, а так же полубаком и полуютом имел строгий, классический вид грузопассажирских транспортных судов.
Якорное устройство состояло из 2 становых Адмиралтейских якорей и 2 верпов (вспомогательных Адмиралтейских якорей меньшей массы).
Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём, для определения, положения которого служили электрические указатели.
Противопожарная и осушительная системы состояли из магистральной трубы, которая располагалась по всей длине судна над вторым дном, паровых помп и осушительного коллектора.
Спасательные средства включали 2 паровых катера, 2 восьмивёсельных яла и 2 десятивёсельных вельбота.
Главная энергетическая установка одновальная, механическая с 4 водотрубными котлами системы "Бельвиля" и одной паровой машиной индикаторной мощностью в 400 л.с., которая приводила во вращение один четырёх лопастный, бронзовый винт.
Паровая машина тройного расширения пара имела цилиндры низкого, среднего и высокого давления, а так же функцию реверса. Она позволяла развивать полную скорость до 8 узлов и экономическую скорость в 6 узлов. Котёл системы "Бельвиля", цилиндрический, водотрубный имел рабочее давление пара 17,2 атмосферы. Питание котлов осуществлялось специальными донками. Запас угля составлял 132 тонны. Вентиляция кочегарок производилась через дефлекторы.
Электроэнергетическая система вырабатывала постоянный электрический ток напряжением 100 В.
Вооружение учебного судна состояло:
- Из 4 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, расположенных побортно на спонсонах верхней палубы: две в районе шкафута и две в районе шканцев. Скорострельность установки составляла 12-15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Орудие имело броневой щит. Расчёт пушки включал 5 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 800 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +20° составляла до 6,4 км. Вес пушки со щитом - около 4 тонн.
- Из 2 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, которые были расположены побортно на верхней палубе в районе шкафута под паровыми катерами. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Боезапас пушки состоял из 800 выстрелов. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5° составляла до 4,7 км. Вес пушки доходил до 240 кг.
- Из 3 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23 калибра, располагавшихся на палубе полуюта. Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к палубе болтами. Расчёт пушки включал 4 человека. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 170 кг.
- Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата (ТА), располагавшегося по правому борту в сферическом шарнире. ТА обеспечивал угол обстрела 55° (от траверза 45° вперед и 10° назад). Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров. Запасные торпеды хранились у противоположного борта и для их перевозки жилая палуба, была оборудована специальными рельсами.
До 1914 года учебные суда "Воин" и "Верный" совершали практические плавания с гардемаринами на борту.
С 1914 по 1917 года оба судна принимали участие в Первой Мировой войне.
В 1917 году суда перешли на сторону Советской власти и использовались как транспорт и блокшив.
В 1923 году "Воин" переименован в "Трефолев". "Верный" переименован в плавбазу подводных лодок "Петросовет".
1 января 1925 года плавбаза подводных лодок "Петросовет" ("Верный") стала называться «Ленинградсоветом» в связи с переименованием города Петрограда в Ленинград.
В 1926 году "Трефолев" ("Воин") сдан на долговременное хранение и поставлен в отстой. "Петросовет" ("Верный") переклассифицирован в учебное судно для обеспечения практики курсантов ВМУЗ имени Фрунзе.
В 1929 году "Трефолев" ("Воин") передан ЭПРОН для использования в качестве судоподъемной плавбазы.
В июне 1941 года "Трефолев" ("Воин") обеспечивал базирование и боевую деятельность кораблей флота. "Ленинградсовет" ("Верный"-"Петросовет") стал плавбазой дивизиона катерных тральщиков. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт.
В 1945 году "Трефолев" ("Воин") окончательно исключен из списков флота и разделан на металл. "Ленинградсовет" ("Верный"-"Петросовет") возвращен в класс учебных судов для прохождения штурманской практики курсантов ВМУ имени Фрунзе и ВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского.
В 1948 году "Ленинградсовет" ("Верный"-"Петросовет") был превращён в несамоходную плавучую базу.
В начале 50-х годов "Ленинградсовет" ("Верный"-"Петросовет") окончательно исключён из списков флота и разделан на металл.
Строились учебные суда на верфи судостроительной фирмы "Нового акционерного общества заводов Мотала" в г. Мотала (Швеция) и на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге.
Головное учебное судно "Воин" вступило в строй Балтийского флота в 1894 году.
Тактико-технические данные учебных судов типа "Воин"
Водоизмещение: |
полное 1287 тонн |
Длина наибольшая: |
69,2 метра |
Длина по КВЛ: |
62,3 метра |
Ширина наибольшая: |
11 метров |
Высота борта в носу: |
10,38 метра |
Высота борта на миделе: |
8,08 метра |
Высота борта в корме: |
9,61 метра |
Осадка по корпусу: |
4,2 метра |
Силовая установка: |
1 паровая машина 400 л.с., 4 котла "Бельвиля", 1 винт ФШ, 1 руль, парусное вооружение корабля. |
Скорость хода: |
полная 8/11 узлов, экономическая 6/8 узлов |
Дальность плавания: |
2200/1900 миль при 6/8 узлах |
Мореходность: |
без ограничений |
Автономность: |
15/10 суток при 6/8 узлах |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
4х1 75-мм пушки Канэ, 2х1 47-мм пушек Гочкиса, 3х1 37-мм пушки Гочкиса. |
торпедное: |
1х1 380-мм надводный ТА. |
Экипаж: |
191 человек (12 офицеров, 70 гардемаринов) |
Всего построено судов с 1894 года по 1896 год - 2 единицы. |
|