Главная | Надводные силы | Шлюп
Шлюп "Восток"
1819
  

Иллюстрации


Чертежи

    Шлюп "Восток" - 28-пушечное одно-дечное(одна нижняя палуба) трёхмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, заложенное в 1818 году на Кронштадской верфи под руководством корабельных мастеров В. Ф. Стоке и И. П. Амосовым. Конструкция "Востока" не являлась оригинальной. Он, как и однотипные с ним шлюпы "Камчатка" (1817 г.) и "Аполлон" (1821 г.), строился по типу спущенных в 1807 году корабельным мастером Исаковым фрегатов "Кастор" и "Поллукс", с той только разницей, что не имел разрезных шкафутов, иначе говоря, со сплошной верхней палубой.

    Корпус судна выполнялся из сырого соснового леса на медных скреплениях (нагеля, скобы). Промежутки между шпангоутами (шпации) не были забраны брусьями, вторая обшивка отсутствовала. Он был мало приспособлен для плавания в океанских и особенно в ледовых условиях. Только после решения о посылке шлюпов к Южному полюсу подводные части корпусов обшили медью. На "Востоке" железные рулевые петли заменили на медные, поставили дубовый руль. По настоянию руководителей экспедиции дополнительно укрепили корпус железными стандерсами - стойками, идущими параллельно борту в местах вырезов пушечных портов, и висячими кницами-угольниками под бимсы у борта судна.

    Главная энергетическая установка парусная, судно несло 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 5 косых парусов (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер, бом-кливер и бизань). Шлюп имел 1 руль из дуба.

    Вооружение шлюпа состояло:

    1. Из 12 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) карронад с длинной ствола 7 калибров, установленных в батарейной палубе (опер-деке). Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 880 метров. Масса карронады 305 кг.
    2. Из 16 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) пушек с длинной ствола 22 калибра, установленных на верхней палубе. Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°, а дальность стрельбы при этом угле возвышения составляла до 2 км. Масса пушки доходила до 2,1 тонн.

    Начальником экспедиции и командиром шлюпа "Восток" был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, справедливо считавшийся в то время одним из лучших морских офицеров и имевший репутацию талантливого ученого-мореплавателя.
    4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, корабли через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Без лоций, без маяков, в туманы и штормы шли они по неисследованным водам, стремясь проникнуть как можно дальше за Южный Полярный круг. Стоял декабрь - самый теплый месяц южнего полушария.
    Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров "Востока" и "Мирного": остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15(27) января 1820 года "Восток" и "Мирный", пробиваясь сквозь тяжелые льды на 69°25' южной широты, оказались вблизи Антарктического материка. В этот знаменательный день русскими моряками была открыта Антарктида. Продвигаясь далее, экспедиция еще пять раз, почти вплотную подходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5(17) и 6 (18) февраля 1820 года, когда они находились от шельфового ледника берега Антарктиды всего в 1,5 - 2 милях и, наконец, 12(24) и 13(25) февраля 1820 года.
    В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии. Решили покинуть высокие широты и направиться в Сидней. Стремясь по пути обследовать более широкую полосу Индийского океана. После месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту. К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. На обратном пути в Сидней был открыт еще ряд островов и в их числе остров Восток, названный так в честь флагманского корабля экспедиции. После отдыха и ремонта шлюпов экспедиция покинула берега Австралии и снова возобновила свои попытки достигнуть берега Антарктиды. В этот этап плавания она трижды подходила к ее обледеневшим берегам: 28 декабря 1820 (9 января 1821), 15(27) января, когда открыла землю Александра I, и, наконец, 21 января (2 февраля) 1821 года. Кроме земли Александра I, 8(20) января 1821 года был открыт остров Петра I. В двадцатых числах января экспедиция, обследовав Южные Шетландские острова, направилась снова в Рио-де-Жанейро, откуда после ремонта шлюпов вышла в обратный путь.
    23 июля 1821 года шлюпы "Восток" и "Мирный" встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде.

    Строился шлюп на Кронштадской судовой верфи.

    Вступил в строй 22 апреля 1819 г.


    Тактико-технические данные шлюпа "Восток"

    Водоизмещение:   985 тонн  
    Длина наибольшая:  39,62 метра  
    Ширина наибольшая:  10,36 метра  
    Осадка по корпусу:  форштевнем 4,5 метра, ахтерштевнем 4,8 метра  
    Силовая установка:  9 косых парусов (1 гафель, 5 стакселей, 3 кливера),
    8 прямых парусов, 1 руль из дуба  
    Скорость хода:  до 10 узлов  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  12 12-фн. карронад в батарейной палубе
    16 18-фн. пушек на верхней палубе  
    Экипаж:  167 человек (5 офицеров)  

    Всего построено судов с 1817 г. по 1821 г. - 3 единицы.
 

Имя шлюпа "Восток" - увековечено и в названиях:
Остров в Полинезии, открытый во время экспедиции;
  Остров в Антарктике;
Берег в Антарктиде;
           Антарктическая научно-исследовательская станция "Восток".

Hosted by uCoz