Главная | Надводные силы | Яхты Императора, Генерал-адмирала
Императорская яхта
"Полярная Звезда"
1891
  

Иллюстрации

Чертежи



    Императорская яхта "Полярная Звезда" - строилась на Балтийском судостроительном заводе и в мирное время была способна «вполне отвечать всем требованиям службы современной императорской яхты», а во время войны она становилась вспомогательным крейсером. Проект яхты разрабатывался по указанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова в 1884 году для императора Александра III. При проектировании яхты-крейсера завод в качестве прототипа использовал чертежи английских крейсеров «Iris» и «Mercury». По условиям контракта, с Балтийским заводом, предусматривалась постройка мореходной яхты-крейсера и гарантия достижения яхтой скорости в 17 узлов. Работы по строительству яхты начались в 1887 году, а официальная закладка судна состоялась 20 мая 1888 года в присутствии императорской четы и высших должностных лиц Морского министерства. Руководил строительством судна младший судостроитель Н.Е.Титов.

    Корпус яхты выполнялся клёпанным из "сименс-мартеновской" стали и имел небольшую седловатость в носовой части. Во всю длину судна простиралось второе дно, которое отстояло от обшивки и разделялось водонепроницаемыми отделениями. Второе дно служило своеобразным фундаментом для двух вертикальных паровых машин тройного расширения проектной мощностью по 3000 л.с. каждая и 10 котлов. Всего в постройку корпуса яхты до её спуска на воду было употреблено 1098 тонн металлов. Подводная часть корпуса яхты защищалась от обрастания обшивкой из медных листов. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса и служившие для уменьшения бортовой качки. Иллюминаторы нестандартной, прямоугольной формы, разместили в два ряда вдоль борта судна. На верхней палубе располагались две надстройки, две дымовые трубы и три мачты с парусным вооружением общей площадью парусов 709,5 м2. Носовая надстройка состояла из двух ярусов и имела ходовой мостик. Через первый ярус носовой надстройки можно было спуститься в носовую часть яхты, а второй ярус носовой надстройки являлся ходовой рубкой. Кормовая надстройка была одноярусной, и из неё можно было попасть в кормовую часть яхты. Ровная верхняя палуба обшивалась сосновыми досками. Между палубами устанавливались трубчатые пиллерсы диаметром 63,5-мм, которые обеспечивали дополнительное подкрепление. Помещения судна освещались электричеством. Имелся водопровод и вспомогательные механизмы, включая привод руля. Яхта была отделана с большой роскошью, а императорские покои по своей художественной ценности и комфорту не уступали дворцовым. Огромный царский салон был инкрустирован ценными породами дерева. Обшивка помещений и мебель изготовлялись петербургской фабрикой А. Ф. Свирского по эскизам созданным художником Н.В.Набоковым и его помощником Н.Д.Прокофьевым (в будущем академиком архитектуры и известным художником-акварелистом). Кубрики нижних чинов яхты (313 человек), были тесными с простой отделкой. Силуэт яхты имел три мачты облегчённого типа с гафелями и коротким бушпритом в носовой части, а так же две дымовые трубы, незначительно скошенные назад.

    Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём, для определения положения которого служили специальные электрические указатели.

    Спасательные средства яхты включали 2 больших паровых катера красного дерева, 2 больших баркаса, 2 восьмивёсельных яла, 2 шестивёсельных яла и одну 4-вёсельную гичку.

    Главная энергетическая установка паро-парусная, с 10 котлами и двумя паровыми машинами индикаторной мощностью по 3000 л.с. каждая, которые вращали два бронзовых винта. Паровая машина вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления и механизмом парораспределения с функцией реверса. Полная стоимость яхты составила 3 557 100 руб. В марте 1891 года, после швартовных и ходовых испытаний, судно было причислено к Гвардейскому экипажу Балтийского флота.

    Вооружение яхты состояло:

    1. Из 4 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5° составляла до 4,7 км.

    Яхта «Полярная Звезда» совершила своё первое дальнее плавание по маршруту Христианзанд - Фальмут - Виго - Христианзанд - Гельсингфорс с Александром III на борту, она прошла этот маршрут за тринадцать дней, подтвердив свои высокие мореходные качества.
    29 августа 1893 года , с дружественным визитом, судно посетило столицу Дании г. Копенгаген с Александром III, императрицей Марией Федоровной (бывшей датской принцессой) и цесаревичем Николаем Александровичем на борту.
    В июне 1894 года яхта с цесаревичем Николаем Александровичем пришла в Лондон, где состоялась его встреча с невестой — принцессой Гессен-Дармштадтской Алисой, гостившей у, своей бабушки, королевы Англии Виктории.
    С 1896 до 1914 года судно участвовало в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств.
    В 1914 году яхта только один раз выходила в море. На ее борту Николай II с дочерьми Ольгой и Татьяной провожали английскую эскадру, нанесшую дружеский визит накануне первой мировой войны.
    В 1917 году яхта ушла в Гельсингфорс (Хельсинки), где на ней, 28 апреля 1917 года, разместился Центральный Комитет Балтийского флота (Центробалт).
    В 1918 году яхта участвовала в "Ледовом переходе" Балтийского флота, когда корабли ушли из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
    С 1919 года судно находилась на консервации в Кронштадте.
    В 1930 году было принято решение переоборудовать «Полярную звезду» в плавбазу подводных лодок. В результате переоборудования вместо паровых машин и большей части котлов были установлены 2 дизеля 60-Г-6 мощностью по 625 л.с., что обеспечивало скорость около 10 узлов. Передняя дымовая труба была демонтирована, а мачты заменены новыми, лёгкими без парусов.
    20 августа 1936 года плавбаза подводных лодок "Полярная Звезда" вступила в строй Балтийского флота СССР. Судно участвовало в Зимней (Финской) и Великой Отечественной войнах.
    В 1954 году судно переоборудовано в плавказарму.
    В декабре 1968 года бывшая яхта стояла на Северной сдаточной базе завода «Красное Сормово» (данные Усова Владимира).

    Строилась яхта на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге.

    Императорская яхта "Полярная Звезда" вступила в строй Балтийского флота в 1891 году.


    Тактико-технические данные яхты "Полярная Звезда"

    Водоизмещение:   стандартное 3640 тонн, полное 4150 тон  
    Длина по КВЛ:  96,27 метра  
    Ширина наибольшая:  14,02 метра  
    Высота борта в носу:  13,75 метра  
    Высота борта на миделе:  12,33 метра  
    Высота борта в корме:  12,80 метра  
    Осадка по корпусу:  5,42 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 3000 л.с.,
    10 котлов, 2 винта ФШ, 1 руль.  
    Скорость хода:  17 узлов  
    Дальность плавания:  1860 миль  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  4х1 47-мм пушки Гочкиса.  
    Экипаж:  333 человека (20 офицеров)  

    Всего построено судов в 1891 г. - 1 единица.

Hosted by uCoz