Императорская яхта "Полярная Звезда"
- строилась на Балтийском судостроительном заводе и в мирное время была способна «вполне отвечать всем требованиям службы современной императорской яхты», а во время войны она становилась вспомогательным крейсером. Проект яхты разрабатывался по указанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова в 1884 году для императора Александра III. При проектировании яхты-крейсера завод в качестве прототипа использовал чертежи английских крейсеров «Iris» и «Mercury». По условиям контракта, с Балтийским заводом, предусматривалась постройка мореходной яхты-крейсера и гарантия достижения яхтой скорости в 17 узлов. Работы по строительству яхты начались в 1887 году, а официальная закладка судна состоялась 20 мая 1888 года в присутствии императорской четы и высших должностных лиц Морского министерства. Руководил строительством судна младший судостроитель Н.Е.Титов.
Корпус яхты выполнялся клёпанным из "сименс-мартеновской" стали и имел небольшую седловатость в носовой части. Во всю длину судна простиралось второе дно, которое отстояло от обшивки и разделялось водонепроницаемыми отделениями. Второе дно служило своеобразным фундаментом для двух вертикальных паровых машин тройного расширения проектной мощностью по 3000 л.с. каждая и 10 котлов. Всего в постройку корпуса яхты до её спуска на воду было употреблено 1098 тонн металлов. Подводная часть корпуса яхты защищалась от обрастания обшивкой из медных листов. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса и служившие для уменьшения бортовой качки. Иллюминаторы нестандартной, прямоугольной формы, разместили в два ряда вдоль борта судна. На верхней палубе располагались две надстройки, две дымовые трубы и три мачты с парусным вооружением общей площадью парусов 709,5 м2. Носовая надстройка состояла из двух ярусов и имела ходовой мостик. Через первый ярус носовой надстройки можно было спуститься в носовую часть яхты, а второй ярус носовой надстройки являлся ходовой рубкой. Кормовая надстройка была одноярусной, и из неё можно было попасть в кормовую часть яхты. Ровная верхняя палуба обшивалась сосновыми досками. Между палубами устанавливались трубчатые пиллерсы диаметром 63,5-мм, которые обеспечивали дополнительное подкрепление. Помещения судна освещались электричеством. Имелся водопровод и вспомогательные механизмы, включая привод руля. Яхта была отделана с большой роскошью, а императорские покои по своей художественной ценности и комфорту не уступали дворцовым. Огромный царский салон был инкрустирован ценными породами дерева. Обшивка помещений и мебель изготовлялись петербургской фабрикой А. Ф. Свирского по эскизам созданным художником Н.В.Набоковым и его помощником Н.Д.Прокофьевым (в будущем академиком архитектуры и известным художником-акварелистом). Кубрики нижних чинов яхты (313 человек), были тесными с простой отделкой. Силуэт яхты имел три мачты облегчённого типа с гафелями и коротким бушпритом в носовой части, а так же две дымовые трубы, незначительно скошенные назад.
Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём, для определения положения которого служили специальные электрические указатели.
Спасательные средства яхты включали 2 больших паровых катера красного дерева, 2 больших баркаса, 2 восьмивёсельных яла, 2 шестивёсельных яла и одну 4-вёсельную гичку.
Главная энергетическая установка паро-парусная, с 10 котлами и двумя паровыми машинами индикаторной мощностью по 3000 л.с. каждая, которые вращали два бронзовых винта. Паровая машина вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления и механизмом парораспределения с функцией реверса. Полная стоимость яхты составила 3 557 100 руб. В марте 1891 года, после швартовных и ходовых испытаний, судно было причислено к Гвардейскому экипажу Балтийского флота.
Вооружение яхты состояло:
- Из 4 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5° составляла до 4,7 км.
Яхта «Полярная Звезда» совершила своё первое дальнее плавание по маршруту Христианзанд - Фальмут - Виго - Христианзанд - Гельсингфорс с Александром III на борту, она прошла этот маршрут за тринадцать дней, подтвердив свои высокие мореходные качества.
29 августа 1893 года , с дружественным визитом, судно посетило столицу Дании г. Копенгаген с Александром III, императрицей Марией Федоровной (бывшей датской принцессой) и цесаревичем Николаем Александровичем на борту.
В июне 1894 года яхта с цесаревичем Николаем Александровичем пришла в Лондон, где состоялась его встреча с невестой — принцессой Гессен-Дармштадтской Алисой, гостившей у, своей бабушки, королевы Англии Виктории.
С 1896 до 1914 года судно участвовало в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств.
В 1914 году яхта только один раз выходила в море. На ее борту Николай II с дочерьми Ольгой и Татьяной провожали английскую эскадру, нанесшую дружеский визит накануне первой мировой войны.
В 1917 году яхта ушла в Гельсингфорс (Хельсинки), где на ней, 28 апреля 1917 года, разместился Центральный Комитет Балтийского флота (Центробалт).
В 1918 году яхта участвовала в "Ледовом переходе" Балтийского флота, когда корабли ушли из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
С 1919 года судно находилась на консервации в Кронштадте.
В 1930 году было принято решение переоборудовать «Полярную звезду» в плавбазу подводных лодок. В результате переоборудования вместо паровых машин и большей части котлов были установлены 2 дизеля 60-Г-6 мощностью по 625 л.с., что обеспечивало скорость около 10 узлов. Передняя дымовая труба была демонтирована, а мачты заменены новыми, лёгкими без парусов.
20 августа 1936 года плавбаза подводных лодок "Полярная Звезда" вступила в строй Балтийского флота СССР. Судно участвовало в Зимней (Финской) и Великой Отечественной войнах.
В 1954 году судно переоборудовано в плавказарму.
В декабре 1968 года бывшая яхта стояла на Северной сдаточной базе завода «Красное Сормово» (данные Усова Владимира).
Строилась яхта на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге.
Императорская яхта "Полярная Звезда" вступила в строй Балтийского флота в 1891 году.
Тактико-технические данные яхты "Полярная Звезда"
Водоизмещение: |
стандартное 3640 тонн, полное 4150 тон |
Длина по КВЛ: |
96,27 метра |
Ширина наибольшая: |
14,02 метра |
Высота борта в носу: |
13,75 метра |
Высота борта на миделе: |
12,33 метра |
Высота борта в корме: |
12,80 метра |
Осадка по корпусу: |
5,42 метра |
Силовая установка: |
2 паровые машины по 3000 л.с., 10 котлов, 2 винта ФШ, 1 руль. |
Скорость хода: |
17 узлов |
Дальность плавания: |
1860 миль |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
4х1 47-мм пушки Гочкиса. |
Экипаж: |
333 человека (20 офицеров) |
Всего построено судов в 1891 г. - 1 единица.