Главная | Надводные силы | Канонерские лодки
Канонерские лодки
тип "Аргадан"
1910

Иллюстрации

Чертежи




    Канонерские лодки тип "Аргадан" - проектировались по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК). Проект был одобрен А. Н. Крыловым и предусматривал водоизмещение в 620 тонн, скорость 14 узлов, усиленное артиллерийское вооружение, а так же возможность постановки минных заграждений. Корабль предназначался для охраны водного района и артиллерийской поддержки своих войск в акватории Каспийского моря.

    Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали, имел полубак, двойное дно, верхнюю и жилую палубы и собирался по бракетной системе набора. Форштевень канонерской лодки выполнялся полностью литым и имел ледокольный профиль. Ахтерштевень так же выполнялся литым из стали. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. Корабль имел бортовые продольные переборки, которые устанавливались в районе машинных отделений и патронных погребов на расстоянии 2,75 метра от диаметральной плоскости и доходили в средней части до верхней палубы, а в носу и корме - до жилой палубы соответственно. Для обеспечения продольной прочности вдоль горизонтального киля устанавливались стрингеры из стальных листов. Так же из стальных листов выполнялась и наружная обшивка корабля и настил палуб. Кроме этого, поверх стальных листов, на верхней палубе и палубе полубака выполнялся настил из тиковых досок толщиной 63-мм. Деревянный настил крепился к обшивке с помощью болтов и обеспечивал износоустойчивость, изолировал стальную палубу от солнца, при включённом отоплении препятствовал отпотеванию металла, а при дожде и заморозках не скользил, что позволяло на авралах передвигаться по верхней палубе бегом. В носовой части под полубаком разместили два орудия вспомогательного калибра, а в носу и корме по одному орудию главного калибра с броневыми щитами. Обогрев помещений обеспечивался за счёт электрического отопления. Корабль комплектовался носовой боевой и штурманской рубками, а также рубкой радиотелеграфной связи, расположенной сразу за штурманской рубкой, командирским мостиком и камбузом, который разместили в средней части корабля. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 14 водонепроницаемых отсеков:

    1. Форпик;
    2. Балластные цистерны;
    3. Цепной ящик, помещения команды, лазарет;
    4. Кладовые, помещения команды, аптека;
    5. Опреснители, кладовые, помещения команды, помещение брашпиля;
    6. Помещение рефрижераторной машины, кладовые, помещения команды;
    7. Носовые погреба боезапаса, помещения команды, каюты кондукторов, бортовые казематы 75-мм орудий;
    8. Отделение вспомогательных механизмов;
    9. Машинное отделение и топливные цистерны;
    10. Погреба 75-мм снарядов, артиллерийская кладовая;
    11. Кормовой артпогреб, каюты офицеров;
    12. Помещение рулевой машины, каюты офицеров;
    13. Румпельное отделение, кают-компания;
    14. Каюта командира, салон командира, ванная командира.

    Рулевое устройство включало электрическую рулевую машину, управление рулем - электрическое с ходового мостика и ручное из рулевого отделения. Машина управляла 1 полубалансирным рулём со стальной рамой.

    Якорное устройство включало 3 якоря Холла весом по 72 кг каждый, два основных и один запасной, две якорные цепи длиной по 230 метров. Кроме этого имелся 1 электрический брашпиль в носовой части, ручкой кормовой шпиль, 2 стопора Легофа, стоп-анкер и 2 верпа.

    Средства спасения включали 1 гребной катер, 1 моторный катер, 1 вельбот и 1 шестивёсельный ял.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя шестицилиндровыми дизелями фирмы "Людвиг Нобель" проектной мощностью по 672,5 л.с. каждый, которые располагались в машинном отделении. Дизеля четырёхтактные чугунные с коленчатыми, распределительными, регуляторными валами и шатунами из стали, работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта диаметром 1750-мм. Полный запас жидкого топлива включал 29 тонн. Полная скорость канонерской лодки доходила до 15 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 100 В и включала 2 дизель-генератора. В качестве аварийного источника питания использовалась аккумуляторная батарея.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 2 одноствольных 120-мм пушек Виккерса с длиной ствола 50 калибров, расположенных одно в носовой части и одно в кормовой части корабля. Орудие располагалось на центральном поворотном станке с гидравлическим компрессором, пружинным накатником, поворотным ме­ханизмом червячного типа и имело броневой щит толщиной 76-мм. Угол обстрела составлял 270°, а угол вертикального наведения ствола находился в диапазоне от -10° до +20°. Ствол нарезной, комплектовался поршневым замком системы Виккерса. Заряжание орудия картузное. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +20° и начальной скорости снаряда 823 м/с доходила до 13,9 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком и щитом составляла 8,7 тонны.
    2. Из 4 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, расположенные носовые под полубаком, кормовые в средней части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с гидравлическим компрессором, пружинным накатником, подъем­ным механизмом с зубчатой дугой и имело броневой щит толщиной 19-мм. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 6 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -15° до +20°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Фугасный снаряд весом около 5 кг развивал начальную скорость в 823 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +20°- до 7,9 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком и щитом составляла 4 тонны.
    3. Из 4 одноствольных 7,62-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 94,6 калибров, расположенных побортно на командном мостике и на боевой рубке. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 30 якорных мин образца 1908 года. Мина гальваноударная из листового оцинкованного железа имела габариты 1280х915х1050 мм. Мина включала гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина, размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа и пять гальванических колпаков по периметру корпуса. БЧ вмещала 115 кг пироксилина, время прихода в боевое положение не более 15 минут. Мина располагалась сверху якоря, якорь имел специальную лапу и четыре ролика для перемещения по рельсам. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 125 метров. Минимальный минный интервал доходил до 40 метров при наибольшей скорости хода при постановке мин в 14 узлов. Максимальный темп постановки, мин в минуту составлял 6 штук.

    Строились корабли на Адмиралтейском заводе ("Ардаган", "Карс"("Ленин")) в г. Санкт-Петербурге.

    Головной "Ардаган" ("Красный Азербайджан") вступил в строй флота в 1910 году.


    Тактико-технические данные канонерских лодок типа "Ардаган"

    Водоизмещение:   нормальное 623 тонны, полное 675 тонн  
    Длина наибольшая:  61,75 метра  
    Длина по КВЛ:  61 метр  
    Ширина наибольшая:  8,53 метра  
    Высота борта в носу:  7,4 метра  
    Высота борта на миделе:  5,2 метра  
    Осадка по корпусу:  2,62 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля "Нобель" по 672,5 л. с., 2 винта, 1 руль  
    Электроэнергетическая система:  2 дизель-генератора постоянного тока 110 В  
    Скорость хода:  полная 14,7 узла, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  2000 миль при 10 узлах  
    Автономность:  8 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 120-мм пушки Виккерса, 4х1 75-мм пушки,
    4х1 7,62-мм пулемёта "Максима"  
    минное:  до 30 мин заграждения  
    Экипаж:  117 человек (9 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1910 г. - 2 единицы.


Hosted by uCoz