Главная | Надводные силы | Крейсера 2 ранга
Бронепалубный крейсер
2 ранга "Боярин"
1902

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона



    Бронепалубный крейсер 2 ранга "Боярин" - проектировался датской фирмой "Бурмейстер ог Вайн" по Кораблестроительной программе 1897 года "Для нужд Дальнего Востока". Проект разрабатывался по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК), которое предусматривало водоизмещение в 3000 тонн, скорость порядка 20-25 узлов, вооружение из 6 120-мм, 6-8 47-мм орудий и 5-6 надводных торпедных аппаратов. Наблюдающим за постройкой был назначен капитан 2 ранга В.И. Литвинов. Корабль предназначался для разведочной службы при эскадре, защиты ее от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносцев.

    Корпус корабля выполнялся клёпанный из мягкой сименс-мартеновской стали со шпацией в 914-мм, имел полубак, полуют, платформы в носу и корме, трюм, а так же второе дно. Второе дно на протяжении машинных и котельных отделений имело длину 49,3 метра. Форштевень под водой выступал вперёд, образуя шпирон(таран). Крейсер имел верхнюю, жилую и броневую палубы, а так же диаметральную непроницаемую переборку, которая делила машинное отделение на два - левого и правого борта. Палубы полубака и полуюта возвышались над ватерлинией на 6,4 метра и 5,8 метра соответственно. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - между полубаком и полуютом находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых хранились подвесные койки экипажа. Броневая палуба состояла из двух слоёв плит суммарной толщиной 38,1-мм и располагалась на высоте 0,61 метра выше ватерлинии. На скосах, которые упирались в борта на 1,14 метров ниже ватерлинии, она имела суммарную толщину 50,8-мм. В носовой части броневая палуба выводилась на 15 шпангоут на уровне 1,22 метра ниже уровня воды. В кормовой части снижение до ахтерштевня доходило до 0,46 метров ниже уровня воды. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы и коффердамы заполненные целлюлозой, располагавшиеся под срезом броневой палубы вдоль всей длины корпуса. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Крейсер комплектовался боевой рубкой площадью 2,9х2,3 метра из 76,2-мм брони высотой 1,6 метра, такие же высоту и толщину имел броневой траверз, прикрывавший со стороны кормы вход в боевую рубку. Другие рубки выполнялись из обычной стали толщиной 3,1-мм. Бортовая артиллерия главного калибра размещалась на спонсонах верхней палубы, что являлось ещё одной характерной особенностью корабля. Каюты офицеров располагались в корме, а помещения команды в носовой части крейсера. Силуэт корабля имел три прямые дымовые трубы и две мачты.

    Осушительная система состояла из 5 циркуляционных помп, 5 паровых трюмных помп Вортингтона и 2 ручных помп Стоуна, которые обеспечивали откачку 840 тонн воды в час.

    Рулевое устройство включало гидравлическую рулевую машину системы Стоуна, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему из полых валиков. Машина управляла 1 рулём, который представлял собой стальную раму, заполненную сосной и герметично зашитую стальными листами толщиной 1,6-мм.

    Якорное устройство имело в своём составе 2 становых якоря Холла массой по 2,6 тонны каждый, 1 запасной якорь Холла массой 1,5 тонны, стоп-анкер массой 0,8 тонны и верп массой 0,4 тонны, а так же паровой двухцилиндровый брашпиль системы Гарфильда для выборки якорных цепей со скоростью 10,5 м/с. Брашпиль при необходимости мог вращаться и в ручную с помощью вымбовок.

    Средства спасения включали 1 большой баркас (16-ти вёсельный), 2 паровых катера, 2 моторных катера, 2 вельбота и 1 шестивёсельный ял.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения мощностью около 10 500 л. с. каждая и 16 водотрубными котлами системы "Бельвиля", размещенными в двух машинных и трёх котельных отделениях ( четыре в носовом и по шесть в среднем и кормовом). Паровая машина четырёхцилиндровая с двумя цилиндрами низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления развивала до 205 об/мин. Машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта, причём левый винт имел правое вращение, а правый - левое. Водотрубный котёл с экономизаторами вырабатывал пар давлением 22,5 атмосфер, а его площадь нагревательной поверхности составляла 152,11 м2. Топочная дверца котла открывалась внутрь топки. Полный запас угля составлял 600 тонн, что обеспечивало дальность плавания около 3000 миль при скорости экономическим ходом в 10 узлов. Полная скорость бронепалубного крейсера достигала 21 узла.

    Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 105 В, включала 4 динамо-машины, две мощностью по 35,7 кВт и две - по 25,2 кВт.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 6 одноствольных 120-мм пушек Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных четыре побортно, одно в носовой и одно в кормовой части верхней палубы. Орудие располагалось на центральном поворотном станке с броневым щитом толщиной 25-мм и имело максимальный угол возвышения ствола до +15°. Заряжание орудий проводилось вручную со стороны казённой части, снарядом весом в 20,5 кг, а подача из погребов электрическими элеваторами. Скорострельность установки составляла 5 выстрелов/мин, охлаждение воздушное. Расчёт орудия включал 6 человек. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 823 м/с доходила до 9 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со щитом составляла 9,1 тонны.
    2. Из 8 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра. Орудие на поворотном станке капитана А.П. Меллера с ртутным компрессором, комплектовалось броневым щитком толщиной 25-мм. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5°- до 4,7 км.
    3. Из 2 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных побортно на марсе. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 5 однотрубных 380-мм надводных торпедных аппаратов, располагавшихся один неподвижный в корме, четыре поворотные, попарно и побортно в помещениях межпалубного пространства. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

    Строился корабль на верфи фирмы "Бурмейстер ог Вайн" в г. Копенгагене.

    Головной "Боярин" вступил в строй флота в 1902 году.


    Тактико-технические данные бронепалубного крейсера "Боярин"

    Водоизмещение:   нормальное 3200 тонн, полное 3800 тонн  
    Длина наибольшая:  108,3 метра  
    Длина по КВЛ:  107 метров  
    Ширина наибольшая:  12,65 метра  
    Высота борта на миделе:  8 метров  
    Осадка по корпусу:  4,88 метров  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 5250 л. с.,
    16 котлов "Бельвиля", 2 винта, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    постоянный ток 105 В, 2 динамо-машины
    по 35,7 кВт, 2 динамо-машины по 25,2 кВт  
    Скорость хода:  полная 22 узла, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  3000 миль при 10 узлах  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  6х1 120-мм пушки, 8х1 47-мм пушки,
    2х1 пулемёта "Максим"  
    торпедное:  5х1 380-мм надводных ТА  
    минное:  нет данных  
    Экипаж:  331 человек (16 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1902 г. - 1 единица.


Hosted by uCoz