Бригантина "Святая Екатерина"
- строилась на Охотской верфи специально для Секретной экспедиции капитана П.К. Креницына и лейтенанта М.Д. Левашова, которая должна была описать берега Аляски и исследовать эту часть Тихого океана. Строитель судна корабельный инженер Мошницкий.
Корпус бригантины выполнялся из дерева. Судно строилось и комплектовалось к плаванию четыре года (1762-1766). В носовой части бригантина имела бушприт, утлегарь и бом-утлегарь. Судно несло две мачты; на фок-мачте парусное вооружение состояло из прямых парусов, а на грот-мачте - только из косых парусов. Бригантина комплектовалась вёслами для движения в узостях и в безветренную погоду. Обладая хорошей мореходностью, бригантина хорошо подходила для совершения дальних плаваний.
Главная энергетическая установка судна парусная, фок-мачта несла 4 прямых паруса (фок, фор-марсель, фор-брамсель и фор-бом-брамсель), грот-мачта 2 косых паруса (грота-трисель и гоф-топсель), также к бушприту крепились 2 косых паруса (фор-стаксель и фор-стеньги-стаксель), к утлегарю 1 косой парус (кливер) и к бом-утлегарю ещё 1 косой парус (летучий-кливер), а вспомогательная - вёсла. Бригантина имела 1 руль.
Вооружение бригантины состояло:
- Из 6 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) пушек с длинной ствола 23 калибра, которые располагались побортно на верхней палубе. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на неповоротном деревянном станке. Расчёт пушки включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10° при этом дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Орудие весило порядка 1,6 тонны.
- Из 6 одноствольных 3-фунтовых (76-мм) фальконетов, которые располагались на планшере фальшборта по обоим бортам. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на поворотных вертлюгах. Стрельба велась свинцовыми ядрами или картечью. Для перезарядки фальконет разворачивался дулом к заряжающему. Дальность стрельбы орудия не превышала 200 метров. Применялись на кораблях главным образом для поражения живой силы и малоразмерных целей при абордаже.
Бригантина "Святая Екатерина" в составе отряда судов совершила переход из Охотска на Камчатку. В море суда разлучила буря, бригантина во время шторма получила течь, которую удалось законопатить своими силами. Недалеко у Большерецка бригантину волнами выбросило на берег, экипаж, казну экспедиции и секретные документы удалось спасти.
Строилась бригантина на Охтинской верфи в г. Охотске.
Судно вступило в строй в августе 1766 года.
Тактико-технические данные бригантины
| Водоизмещение: |
нет данных |
| Длина наибольшая: |
30,5 метра |
| Длина по КВЛ: |
нет данных |
| Ширина без обшивки: |
6,7 метра |
| Осадка по корпусу: |
2,3 метра |
| Силовая установка: |
6 косых парусов (2 кливера, 2 стакселя, 1 трисель и 1 гоф-топсель), 4 прямых паруса (фок, фор-марсель, фор-брамсель и бом-брамсель), вёсла, 1 руль. |
| Скорость хода: |
нет данных |
| Вооружение: |
. |
| артиллерийское: |
6х1 12-фунтовых (120-мм) пушек, 6х1 3-фунтовых (76-мм) фальконетов. |
| Экипаж: |
нет данных |
Всего построено судов с 1762 г. по 1766 г. - 1 единица.