Главная | Надводные силы | Фрегат
Броненосный фрегат
"Князь Пожарский"
1869

Иллюстрации

Чертежи




    Броненосный фрегат "Князь Пожарский" - строился в России по чертежам английского мореходного броненосного фрегата "Беллерофон" под руководством известного английского подрядчика К. Митчела и наблюдающего за постройкой корабельного инженера штабс-капитана А.Ф. Соболева. Проект фрегата в результате доработок внесённых Кораблестроительным отделением Морского Технического комитета был несколько изменён по сравнению с первоначальным вариантом. Корабль стал первым мореходным броненосным военным фрегатом с парусным вооружением. Проектом предусматривалось водоизмещение до 4137 тонн, скорость порядка 11 узлов при нарицательной мощности паровой машины в 600 л.с., вооружение из 8 крупных пушек размещённых в закрытой батарее и железный корпус с железными мачтами и парусным вооружением. Церемония закладки фрегата состоялась 25 мая 1866 года. Корабль предназначался для дальних крейсерских операций и стационерной службы.

    Корпус корабля набирался по системе Рида (бракетная(клетчатая) система набора), выполнялся полностью из железа и имел второе дно, отстоящее от наружного на 1,1 метра внизу и 0,7 метра по бортам. Киль корабля изготовили из листового железа толщиной 25,4-мм для наружных листов и 19-мм для - внутренних. Форштевень на глубине 6 футов под водой круто выступал вперёд, образуя острый шпирон. Корма фрегата выполнялась круглой и своим свесом полностью защищала руль. Борта обшивались листовым железом толщиной 17-мм под водой и 15,9-мм над водой, листы крепились при помощи уголкового железа. Фрегат имел верхнюю, батарейную и нижнюю палубы, а так же трюм. Броневые плиты (193) имели толщину 114-мм на каземате и 101-мм на броневом поясе по ватерлинии. Броня крепилась через уголковое железо в промежутках которого вертикально расположили 229-мм подкладку из индийского тикового дерева, уголковое железо, в свою очередь, крепилось к листовому железу толщиной 25,4-мм, а под ним находилась ещё одна подкладка из горизонтально расположенных 229-мм тиковых досок, которые опирались на наружную обшивку и крепились к ней с помощью трёх рядов сквозных винтов по французской системе. Углы батарей на фрегате закруглили, что обеспечивало более выгодное расположение погонных портов в батареях для обстрела в перекрест. В батарейной палубе, в 21,88 метрах от ахтерштевня, начинался каземат, который занимал всю ширину корабля и 24,1 метров в длину. В бортах каземата прорезалось по 4 порта на сторону и по 1 порту на каждом из углов каземата. Котлы и паровая машина располагалась ниже ватерлинии, что способствовало её защите при ведении боевых действий. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Характерными чертами броненосного фрегата стали носовой бушприт и два поперечных мостика в носу и корме, которые позволяли осуществлять наблюдение за обстановкой при несении ходовой вахты. Силуэт корабля первоначально имел одну прямую дымовую трубу.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Шкиперская кладовая, парусная кладовая, цепной ящик, отделение бушприта;
    3. Кладовая мокрой провизии, погреба для ядер и погреб порохов, кубрики команды, отделение парового брашпиля;
    4. Опреснитель, кладовые, кубрики команды и помещения общего пользования;
    5. Отделение вентиляторов, угольные ямы, котельное отделение;
    6. Машинное отделение, лазарет;
    7. Трюм, погреба порохов и ядер, кубрики команды, провизионные кладовые;
    8. Трюм, каюты офицеров, кают-компания офицеров, каюта командира;
    9. Колодец гребного винта, румпельное отделение.

    Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, которая управляла одним балансирным рулём обтекаемой формы, расположенном в диаметральной плоскости.

    Якорное устройство состояло из 3 носовых якорей и 2 кормовых якорей массой по 210 кг, якорных цепей, якорных кран-балок и стопоров.

    Средства спасения включали 1 большой баркас, 1 рабочий катер, 1 командирский катер, 2 лёгких катера, 2 вельбота и 2 яла.

    Силовая установка комбинированная парусно-механическая, одновальная с одной горизонтальной паровой машиной "Берда" нарицательной мощностью в 600 л. с. (индикаторная мощность 3000 л.с.) и 6 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина прямого действия работала на один трёхлопастный, поднимаемый винт диаметром 5,6 метра. Котёл огнетрубный коробчатого типа вырабатывал пар давлением 1,56 атмосфера. Запас топлива достигал 350 тонн, что обеспечивало автономность плавания около 5,5 суток. Полная скорость броненосного фрегата под паровой машиной достигала 11 узлов.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 8 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 21 калибр, расположенных побортно в каземате батарейной палубы. Пушка гладкоствольная с чугунной оболочкой, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -5° до +6,5°. Заряжание пушек проводилось со стороны дула. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +6,5° и начальной скорости снаряда 421 м/с доходила до 2,6 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса пушки со станком и платформой - 9,8 тонны.
    2. Из 2 одноствольных 152-мм пушек Обуховского завода с длиной ствола 23 калибра, расположенных на верхней палубе, по одной в носу и корме. Орудие размещалось на поворотной платформе и разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -1,5° до +19°. Заряжание пушек проводилось со стороны казённой части. Подъемным механизмом служил деревянный клин. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +19° и начальной скорости снаряда 437 м/с доходила до 8 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса пушки со станком и платформой - 6,1 тонны.
    3. Из 4 одноствольных 87-мм пушек Круппа с длиной ствола 19,7 калибров, расположенных побортно на мостиках. Пушка гладкоствольная, представляла собой полевое орудие поставленное на морской станок Пестича и разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -10° до +20°, а в горизонтальной плоскости до 100°. Начальная скорость чугунной гранаты составляла 306 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +14,8° доходила до 3,3 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял 360 кг.

    Строился корабль на верфи Галерного острова в г. Санкт-Петербурге.

    Головной "Князь Пожарский" вступил в строй Балтийского флота в 1869 году.


    Тактико-технические данные броненосного фрегата "Князь Пожарский"

    Водоизмещение:   полное 4137 тонн  
    Длина наибольшая:  88,12 метра  
    Длина по КВЛ:  82,8 метра  
    Ширина наибольшая:  15,3 метра  
    Осадка по корпусу:  5,8 метра  
    Силовая установка:  1 паровая машина "Берда" на 3000 л. с.,
    6 котлов, 1 винт, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 11 узлов  
    Дальность плавания:  1400 миль при 11 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  8х1 203-мм пушки, 2х1 152-мм пушки,
    4х1 87-мм пушки Круппа  
    Экипаж:  500 человек (24 офицера)  

    Всего построено кораблей в 1869 г. - 1 единица.


Hosted by uCoz