Главная | Надводные силы | Броненосцы береговой обороны 2 ранга
Броненосцы береговой обороны
типа "Первенец"
1864-1865

Иллюстрации

Чертежи




    Броненосец береговой обороны типа "Первенец" - проектировался Джорджем Макроу и строился в Англии по заданию Российского Кораблестроительного Технического комитета, как опытный образец, с последующим изготовлением серии в России. Техническое задание предусматривало водоизмещение не более 3 300 тонн, скорость около 8 узлов, вооружение из 26 крепостных орудий и бронированный корпус. Корабли предназначались для береговой обороны в составе Балтийского флота и «для преграждения доступа к Кронштадту неприятельского флота в случае попытки его прорваться между фортами в узком пространстве большого рейда».

    Корпус корабля набирался по "клетчатой" системе, выполнялся полностью из железа и имел одно дно, пространство которого между флорами заливалось раствором цемента с песком. Киль корабля изготовили из листового железа толщиной 28,5-мм, а штевни и рулевая рама делались коваными. Обшивка бортов толщиной 16,5-мм под водой и 13,5-мм над водой, крепилась при помощи уголкового железа. Борта броненосца имели большой уклон внутрь судна (27°), что способствовало рикошетированию снарядов по броне, но отрицательно сказывалось на мореходных качествах. Корабль имел три непрерывные палубы - верхнюю, батарейную и жилую, которые настилали поверх 10,8-мм бимсов, подкрепленных сплошными коваными пиллерсами. Броневая защита полностью покрывала весь надводный борт и опускалась на 1,2 метра ниже ватерлинии. Она состояла из 114-мм броневых плит в средней части корпуса и уменьшалась к оконечностям до 102-мм. Броня крепилась к корпусу сквозными болтами диаметром 36,1-мм через 254-мм подкладку из тиковых досок и опиралась на специальный выступ в шпангоутах. На верхней палубе располагались одноярусная носовая надстройка и одно ярусная кормовая надстройка с мостиком. Носовая надстройка служила кожухом для дымовой трубы. В кормовой овальной надстройке разместили бронированную боевую рубку толщиной 114-мм. Жилая палуба поверх 6,5-мм железных листов застилались 76,1-мм сосновыми досками, верхняя палуба - 102-мм сосновыми досками, а батарейная палуба - 102-мм дубовыми досками. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Ран­го­ут был пред­став­лен тремя мачтами, которые могли нести парусное вооружение. Силуэт корабля имел одну прямую высокую дымовую трубу.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков:

    1. Таранный отсек (0-4 шпангоут);
    2. Опреснитель, кубрики команды, гальюн офицеров, погреб боезапаса, батарейная палуба (4-12 шпангоут);
    3. Кубрики команды, камбуз, кладовые, батарейная палуба (12-19 шпангоут);
    4. Машинно-котельное отделение, угольные ямы, батарейная палуба (19-30 шпангоут);
    5. Трюм, каюты офицеров, батарейная палуба (30-40 шпангоут);
    6. Трюм, погреб боезапаса, каюты офицеров, кают-компания офицеров, каюта командира (40-46 шпангоут);
    7. Кормовой таранный отсек, румпельное отделение.

    Рулевое устройство состояло из паровой рулевой машины, которая управляла одним рулём. Руль имел обтекаемую форму и размещался в диаметральной плоскости.

    Средства спасения включали 2 паровых катера и 4 шестивёсельных яла и 2 четырёхвёсельных яла.

    Силовая установка механическая, одновальная, с одной горизонтальной паровой машиной английского завода индикаторной мощностью 1067 л. с. и 2 огнетрубными цилиндрических котла, размещенных в одном машинно-котельном (МКО) отделении. Паровая машина работала на один винт диаметром 3,16 метра с четырьмя поворотными лопастями, позволявшими изменять шаг от 3,51 до 4,43 метра. Между бортами и машинно-котельным отделением находились угольные ямы. Запас угля составлял 250 тонн. Полная скорость броненосца на испытаниях достигла 8,5 узла.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 26 одноствольных 196-мм пушек Баумгартена с длиной ствола 16 калибров, расположенных в батарейной палубе и по одной на поворотных платформах в носу и корме корабля. Боекомплект включал по 100 выстрелов на ствол. Выстрелы подавались вручную из погреба. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -4° до +5°. Заряжание пушек проводилось со стороны дула. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +5° доходила до 1,83 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия составлял 6 тонн.
    2. Из 4 одноствольных 87-мм пушек Круппа с длиной ствола 19,7 калибров, расположенных побортно на главном ходовом мостике в средней части корпуса. Пушка представляла собой полевое орудие поставленное на морской станок Пестича. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -10° до +20°, а в горизонтальной плоскости до 100°. Начальная скорость чугунной гранаты составляла 306 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +14,8° доходила до 3,3 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял 360 кг.

    Строился корабль на Темзенском заводе в Англии.

    Головной "Первенец" вступил в строй Балтийского флота в 1864 году.


    Тактико-технические данные броненосца "Первенец"

    Водоизмещение:   стандартное 3277 тонны, полное 3500 тонн  
    Длина наибольшая:  67,1 метра  
    Ширина наибольшая:  16,16 метра  
    Высота борта в носу:  8,5 метра  
    Высота борта на миделе:  7,9 метра  
    Высота борта в корме:  8,2 метра  
    Осадка по корпусу:  4,4 метра  
    Силовая установка:  1 паровая машина на 1067 л. с.,
    2 котла, 1 винт РШ, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 8 узлов  
    Дальность плавания:  2000 миль при скорости хода 8 узлов  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  26х1 196-мм пушек Баумгартена,
    4х1 87-мм пушки Круппа  
    Экипаж:  459 человек (17 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1864 г. - 1 единица.


    Броненосец береговой обороны "Не тронь меня" - это вариант броненосца "Первенец" с некоторыми изменениями по корпусу и усиленным и обновлённым артиллерийским вооружением. Броненосец строился в России, английским заводчиком Митчелом под наблюдением корабельного инженера А. X. Соболева от Кораблестроительного технического комитета.

    Корпус корабля получил уклон бортов внутрь не от ватерлинии, а от батарейной палубы, что увеличивало места для отката и обслуживания пушек в батарейной палубе. Броневая обшивка корпуса и тиковая подкладка отвесной части бортов, так же увеличивалась в подводной части до 114-мм, а выше ватерлинии до 254-мм. Броненосец имел составной форштевень из двух частей, соединявшихся «в замок», что служило для облегчения перевозки форштевня из Англии. В бортовых отсеках установили особые цистерны, при затоплении которых батарея дополнительно углублялась на 305-мм, что в бою уменьшало поражаемую поверхность. Были изготовлены скуловые кили шириной 305-мм и длиной 6,1 метра для лучшей остойчивости корабля при волнении. Расположение жилых и служебных помещений в основном сохранялось по исходному проекту. Силуэт корабля так же имел три мачты и одну прямую невысокую дымовую трубу.

    Силовая установка механическая, одновальная, с одной горизонтальной паровой машиной английского производства, переделанной на заводе Берда, индикаторной мощностью в 1200 л.с. и 4 огнетрубных цилиндрических котла снятых с винтового корабля "Константин", размещённых в одном котельно-машинном (КМО) отделении. Паровая машина работала на один винт диаметром 3,16 метра с четырьмя поворотными лопастями, позволявшими изменять шаг от 3,51 до 4,43 метра. Полная скорость корабля составляла 8 узлов, а при дополнительном использовании парусного вооружения увеличивалась до 10 узлов.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 18 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 21 калибр, расположенных в батарейной палубе и по две на поворотных платформах в носу и корме корабля. Пушка дульнозарядная с нарезным стволом устанавливалась на деревянном станке толщиной 203-мм. Подъемный механизм винтовой. Платформа станка удерживалась у борта стрелой со штырём в порту. Поворот станка с платформой у 4 пушек на верхней палубе производился поворотными талями и ганшпугами. Станок для закрытых батарей имел угол снижения -1,5°, угол возвышения до +5°, а для открытых батарей угол снижения составлял -6°, угол возвышения до +30°. Начальная скорость снаряда составляла 421 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +5° доходила до 3,67 км, при угле возвышения +30° - до 4,24 км, а эффективная дальность стрельбы картечью составляла 640 метров. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия со станком составлял 11,5 тонны.
    2. Из 4 одноствольных 87-мм пушек Круппа с длиной ствола 19,7 калибров, расположенных побортно на главном ходовом мостике в средней части корпуса. Пушка представляла собой полевое орудие поставленное на морской станок Пестича. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -10° до +20°, а в горизонтальной плоскости до 100°. Начальная скорость чугунной гранаты составляла 306 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +14,8° доходила до 3,3 км, при угле возвышения +20° - до 3,41 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял 360 кг.

    Строился корабль на Галерной верфи г. Санкт-Петербурга.

    Головной "Не тронь меня" вступил в строй Балтийского флота в 1865 году.


    Тактико-технические данные броненосца "Не тронь меня"

    Водоизмещение:   стандартное 3340 тонн, полное 3622 тонны  
    Длина наибольшая:  67,1 метра  
    Ширина наибольшая:  16,16 метра  
    Высота борта в носу:  8,5 метра  
    Высота борта на миделе:  7,9 метра  
    Высота борта в корме:  8,2 метра  
    Осадка по корпусу:  4,58 метра  
    Силовая установка:  1 паровая машина в 1200 л. с., 4 котла,
    1 винт РШ, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 10 узлов, под машиной 8 узлов  
    Дальность плавания:  2000 миль при скорости хода 8 узлов  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  18х1 203-мм пушки Круппа,
    4х1 87-мм пушки Круппа  
    Экипаж:  394 человека (17 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1865 г. - 1 единица.


    Броненосец береговой обороны "Кремль" - это вариант броненосца "Не тронь меня" с некоторыми изменениями по корпусу и усиленным и обновлённым артиллерийским вооружением. Броненосец строился в России, корабельным инженером И. С. Александровым, полностью русскими рабочими и из английского железа.

    Корпус корабля практически не имел уклона бортов внутрь, что увеличивало места для отката и обслуживания пушек в батарейной и на верхней палубах. Броневая обшивка корпуса выполнялась по английскому образцу, а тиковая подкладка бортов была увеличена до 381-мм. Броненосец освободили от таранных штевней. Круглые оконечности корпуса в надводной части сменились поперечными вертикальными брустверами с четырьмя портами для продольных выстрелов. От брустверов в нос и корму укладывались легкие железные надстройки, не мешавшие стрельбе из погонных и ретирадных орудий и прикрытые верхней палубой. Расположение жилых и служебных помещений в основном сохранялось по исходному проекту. Двенадцать офицерских кают и жилая палуба имели выгородки из сосновых щитов, которые отделялись от борта переборкой, что уменьшало сырость в помещениях. Для пополнения запасов пресной воды в цистернах были установлены опреснители системы Пена. Силуэт корабля так же имел три полностью металлические мачты и одну прямую невысокую дымовую трубу.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 5 отсеков:

    1. Опреснитель, кубрики команды, гальюн офицеров, погреб боезапаса, батарейная палуба;
    2. Кубрики команды, камбуз, кладовые, батарейная палуба;
    3. Машинно-котельное отделение, угольные ямы, батарейная палуба;
    4. Трюм, погреб боезапаса, каюты офицеров, батарейная палуба;
    5. Румпельное отделение, каюты офицеров, кают-компания офицеров, каюта командира.

    Силовая установка механическая, одновальная, с одной горизонтальной паровой машиной снятой с фрегата "Илья Муромец" и переделанной на Кронштадском пароходном заводе, индикаторной мощностью в 913 л.с. и 4 огнетрубных цилиндрических котла, размещённых в одном котельно-машинном (КМО) отделении. Паровая машина работала на один винт диаметром 4,11 метра с четырьмя поворотными лопастями, позволявшими изменять шаг от 4,88 до 5,8 метра. Полный запас угля составлял 450 тонн. Полная скорость корабля составляла 8,5 узла, а при дополнительном использовании парусного вооружения увеличивалась до 10 узлов.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 26 одноствольных 196-мм пушек Баумгартена с длиной ствола 16 калибров, расположенных в батарейной палубе и по одной на поворотных платформах в носу и корме корабля. Боекомплект включал по 100 выстрелов на ствол. Выстрелы подавались вручную из погреба. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -4° до +5°. Заряжание пушек проводилось со стороны дула. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +5° доходила до 1,83 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия составлял 6 тонн.
    2. Из 4 одноствольных 87-мм пушек Круппа с длиной ствола 19,7 калибров, расположенных побортно на главном ходовом мостике в средней части корпуса. Пушка представляла собой полевое орудие поставленное на морской станок Пестича. Пушка гладкоствольная, разворачивалась вверх или вниз меняя угол наклона ствола от -10° до +20°, а в горизонтальной плоскости до 100°. Начальная скорость чугунной гранаты составляла 306 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения +14,8° доходила до 3,3 км, при угле возвышения +20° - до 3,41 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Вес орудия с замком составлял 360 кг.

    Строился корабль на Механическом и корабельном заводе В.А. Полетики и П.Ф. Семянникова г. Санкт-Петербурга.

    Головной "Кремль" вступил в строй Балтийского флота в 1866 году.


    Тактико-технические данные броненосца "Кремль"

    Водоизмещение:   стандартное 3412 тонн, полное 3952 тонны  
    Длина наибольшая:  67,1 метра  
    Ширина наибольшая:  16,16 метра  
    Высота борта в носу:  8,5 метра  
    Высота борта на миделе:  7,9 метра  
    Высота борта в корме:  8,2 метра  
    Осадка по корпусу:  4,6 метра  
    Силовая установка:  1 паровая машина в 913 л. с., 4 котла,
    1 винт РШ, 1 руль  
    Скорость хода:  полная 10 узлов, под машиной 8,5 узла  
    Дальность плавания:  2000 миль при скорости хода 8,5 узлов  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  26х1 196-мм пушек Баумгартена,
    4х1 87-мм пушки Круппа  
    Экипаж:  430 человек (17 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1866 г. - 1 единица.


Hosted by uCoz