Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец
Лидер эсминцев
проект 1
1938

Иллюстрации

Чертежи



    Лидер эскадренных миноносцев проекта 1 - разрабатывались согласно постановления «По строительству ВМС РККА на 1932 год», принятого 22 февраля 1932 года Советом Труда и Обороны СССР. Расчеты и чертежи нового корабля выполнялись под руководством В.А.Никитина, ответственным исполнителем проектных работ был назначен П.О.Трахтенберг, а машинно-котельную установку проектировал механический отдел под началом А.В.Сперанского. Наблюдение за проектированием от ВМФ было возложено на старшего приемщика по кораблестроительной части А.Э.Цукшвердта. Корабли предназначались для вывода своих эсминцев в торпедную атаку, уничтожения эсминцев противника, отражения минных атак и являлись флагманами дивизиона эсминцев.

    Корпус корабля клёпанный, с ограниченным применением сварки, изготавливался из листовой легированной маломарганцовистой стали, имевшей повышенную прочность, но одновременно и большую хрупкость. В подводной части корпус был оцинкован. Корабль имел высокий полубак, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы, а в районе между 16-м и 185-м шпангоутами имелось двойное дно. На протяжении машинно-котельных отделений применялась продольная система набора корпуса, а в оконечностях поперечный набор корпуса. Шпация по всей длине корпуса составляла 510 мм. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась жилая палуба с покрытием из линолеума. Основные водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы. Броневой защиты бортов и палубы лидер не имел, толщина листов набора корпуса составляла 12 мм. Обводы кормы были приняты по типу транца шлюпки, а отсутствующие кронштейны валов заменяли так называемые «штаны». Носовой и кормовой мостики, были оборудованы приборами управления кораблем и командно-дальномерными постами (КДП). Под носовым мостиком находилась трёх ярусная носовая надстройка. В нижнем ярусе носовой надстройки размещались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, командования соединения), штабная каюта, радиорубка дальней связи, агрегатная и аккумуляторная. В среднем ярусе располагались шифропост, радиорубка, запасная каюта флагмана. В верхнем ярусе имелись ГКП, ходовая и штурманская рубки. Под кормовым мостиком находилась одно ярусная кормовая надстройка. В кормовой надстройке расположили запасной командный пункт, радиорубку и пеленгаторную рубку, пост энергетики, дизель-генератор, санитарные помещения младшего начсостава и команды. От полубака и за первую дымовую трубу размещались кожух дымовой трубы, камбуз и ростры для спасательных средств и размещения штатного гидросамолёта типа СПЛ. Вторые ростры располагались у второй дымовой трубы. Вентиляция патронных погребов осуществлялась электровентиляторами. Офицерские помещения размещались в носовой части, а матросы жили в кубриках в носу и в корме. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт лидера эсминцев имел острые обводы в носовой части и две наклонные дымовые трубы.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков:

    1. Форпик, шкиперская и малярная кладовые (0-10 шпангоуты);
    2. Кладовые корабельных запасов, цепной ящик (10-16 шпангоуты);
    3. Цистерна питьевой воды, помещение рефрижераторной машины, кладовые провизии, кают-компания (16-25 шпангоуты);
    4. Цистерна для масла, носовой снарядный погреб, помещения команды, офицерские помещения (25-40 шпангоуты);
    5. Цистерна топлива, носовой патронный погреб, помещения команды, офицерские помещения (40-59 шпангоуты);
    6. Коффердам, цистерна питательной воды, центральный артиллерийский пост (ЦАП), помещения команды, офицерские помещения (59-75 шпангоуты);
    7. Котельное отделение №1 (75-95 шпангоуты);
    8. Котельное отделение №2 (95-115 шпангоуты);
    9. Машинное отделение №1 (115-141 шпангоуты);
    10. Котельное отделение №3 (141-161 шпангоуты);
    11. Машинное отделение №2 (161-185 шпангоуты);
    12. Химическая каюта, артиллерийский пост, вспомогательная централь (185-199 шпангоуты);
    13. Погреба боезапаса, помещения команды (199-213 шпангоуты);
    14. Минный и торпедный погреба, помещения команды (213-234 шпангоуты);
    15. Румпельное отделение (234-250 шпангоуты).
    Согласно расчетам лидер гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков, в том числе и смежных.

    Якорное устройство включало два становых якоря системы Холла, один стоп-анкер, якорные цепи и шпили. Шпили были паровыми, двухцилиндровыми, сдвоенными, горизонтального типа и обеспечивали скорость выбирания якорной цепи 12 - 15 м/мин.

    Паровая рулевая машина размещалась в румпельном отделении, а три штурвала - на мостиках и в боевой рубке. Рулевой гидравлический привод системы Дэвиса управлял одним полубалансирным рулём площадью 9,6 м2, установленным позади среднего винта. Время перекладки руля от 0° до 250° на полном ходу составляло 16 секунд.

    Спасательные средства включали 1 моторный катер, 1 моторный бот, 3 шестивёсельных яла, спа­са­тель­ные круг­и.

    Силовая установка механическая, трёхвальная, с тремя двухкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА мощностью по 22 000 л. с. каждая, расположенных две турбины побортно в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. ГТЗА состоял из двух активно-реактивных турбин (высокого и низкого давления) и одноступенчатой трехопорной зубчатой передачи. Носовые турбины передавали вращение через бортовые валы, а кормовая турбина через средний валопровод на три трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали три водотрубных котла треугольного типа с нефтяным отоплением и с односторонним расположением пароперегревателей, расположенных в котельных отделениях. Параметры пара за пароперегревателем составляли: температура 335°С, давление 21,5 кг/см2. Поверхность нагрева котла равнялась 1582 м2, а паропроизводительность до 135 т/час. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас мазута нормальный составлял 210 тонн, а полный запас - 600 тонн. Полная скорость корабля составляла 40 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 26 узлов составляла 2900 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока 110 В, получала питание от двух турбо-генераторов мощностью по 50 кВт каждый и два резервных дизель-генератора мощностью по 30 кВт с распределительными станциями.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 5 одноствольных 130-мм артустановок Б-13 с длинной ствола 50 калибров, расположенных две на баке, одна за носовой надстройкой и две в корме. Боекомплект, составлявший 150 выстрелов на ствол (200 в перегруз), разме­щался в пяти артпогребах. Его подача осуществлялась двумя элеваторами (один для зарядов, другой для снарядов) на каждое орудие; в случае отказа имелись трубы для ручной подачи, а заряжение орудий осуществлялось вручную. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Расчёт орудия включал 11 человек. Скорострельность установки, в зависимости от угла возвышения, составляло 6-10 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 27,5 км. Масса орудия со станком и щитом составляла 12,8 тонны. Управление артогнём осуществлялось центральным автоматом стрельбы итальянской системы "Галилео", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом и кормовом командно-дальномерных постах (КДП).
    2. Из 2 одноствольных 76-мм зенитных орудий 34-К с длинной ствола 55 калибров, расположенных побортно на крыше кормовой надстройки. Орудие в палубной установке имело щит из противопульной брони толщиной 13 мм. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5° до +85°, а углы горизонтального обстрела обоих установок - от 20° до 180° на оба борта. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 14,6 км, а досягаемость по высоте - 9 км. Боезапас по норме составлял 350 выстрелов на орудие, в перегруз брали 846 выстрелов(по вместимости погребов). Масса орудия составляла 4,872 тонны.
    3. Из 2 одноствольных 45-мм универсальных полуавтоматов 21-К с длинной ствола 46 калибров, расположенных побортно на палубе нижнего яруса носовой надстройки и обеспечивали обстрел воздушных целей с носовых курсовых углов. Эти установки не имели противоосколочных щитов и механических приводов наводки. Расчёт орудия состоял из 3 человек. Скорострельность полуавтомата составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда 740 м/с, дальность стрельбы до 9,2 км, а досягаемость по высоте - 6 км. Масса орудия доходила до 507 кг.
    4. Из 4 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДК-32, расположенных два побортно на командном мостике и два на вторых (шлюпочных) рострах. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3 км, а потолок до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, амортизатор отката на станке, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    5. Из 2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов (ТА) Н-7, расположенных в диаметральной плоскости с возможностью вести залповую стрельбу торпедами от ПУТС итальянской фирмы "Галилео". ТА палубные поворотные с углами разворота от 30° до 90° на оба борта. Торпедные аппараты комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Галилео", который обеспечивал последовательный выстрел торпед. Скорость вращения ТА электромотором - 6°/с, вручную - 2°/с. ПУТС "Галилео" позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Установка глубины и режима хода торпеды производилась с казенной части ТА командиром отделения торпедистов. Торпеда 53-38 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1,615 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 44,5 узлов (4 км), 34,5 узла (8 км) и 30,5 узла (10 км). Боезапас состоял из 16 торпед, из них 8 в погребе, а остальные в ТА.
    6. Из 84 якорных мин образца 1926 года. Мина ударно-механическая с сфероцилиндрической формой корпуса из листового оцинкованного железа имела габариты 1840х900х1000 мм. Барабан с минрепом, располагавшийся на корпусе мины, имел гидростатический прибор, управлявший разматыванием минрепа. После сбрасывания мина погружалась на дно, не отделяясь от якоря. Через некоторое время срабатывал сахарный разъединитель и она начинала всплывать. При достижении заданного углубления гидростатический прибор останавливал разматывание минрепа. БЧ вмещала 254 кг взрывчатого вещества, время прихода в боевое положение от 15 до 25 минут. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Наибольшая глубина места постановки составляла 130 метров, наименьшее 18 метров. Углубление мины от поверхности наибольшее до 6,1 метра, наименьшее около 1,2 метра. Минимальный минный интервал доходил до 41 метра при наибольшей скорости хода при постановке мин в 24 узла и наибольшей высоте борта 4,6 метра. Задержка взрыва при срабатывании мины составляла 0,05 секунды.
    7. Из 2 параван-охранителей типа К-1, установленных в носовой части. Предназначались для противоминной защиты корабля, на скоростях от 14 до 22 узлов. Охранители подсекали якорные мины в полосе 70 метров(по 35 м с каждого борта).
    8. Из 2 бомбосбрасывателей для 20 глубинных бомб ББ-1, расположенных у кормового среза вехней палубы. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

    Система управления огнем главного калибра "Галилео" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём главного калибра (ПУАО) "Галилео" состоящего:
      • Из центрального автомата управления стрельбой главного калибра (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с дальномерных постов данных вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы.
      • Из вспомогательного центрального автомата управления зенитной стрельбой, который на основе поступавших с 3-м дальномера данных вырабатывал наклонную дальность до воздушной цели, но сам дальномер не имел стабилизации, что в совокупности с ручным приводом наведения и низким качеством самого дальномера фирмы "Галилео" делало сопровождение воздушной цели на качке делом весьма сложным, а ошибку измерения дальности очень большой.
    • Данные о курсе своего корабля автоматически поступали от гирокомпаса "Курс", к сожалению, на практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности.
    • Информация о цели шла в систему управления стрельбой от дальномеров двух командно-дальномерных постов (КДП) "Дуплекс" и ночных визиров центральной наводки.
    Система «Галилео» позволяла вести огонь артиллерии главного и зенитного калибра, а также по временно скрывающейся морской цели.

    На лидерах проекта устанавливались гирокомпас "Курс", шумопеленгатор "Посейдон", 3 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2 и 12 дымовых шашек МДШ.

    Гирокомпас типа "Курс" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

    ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели "на стопе" по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.

    Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная (дымвещество — мазут), имела выхлоп через дымовую трубу при производительности 50 кг/мин. Высота завесы составляла 40 - 60 метров.

    Корабли комплектовались дымаппаратурой ДА-2, которая монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

    Морская дымовая шашка МДШ, принята на вооружение в 1935 году. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились корабли "Ленинград" на заводе №190 в г. Ленинграде, а "Харьков" и "Москва" на заводе "Андрэ Марти" №198 в г. Николаеве.

    Головной "Ленинград" вступил в строй Балтийского флота в июле 1938 года.


    Тактико-технические данные лидеров проекта 1

    Водоизмещение:   стандартное 2030 тонн, полное 3080 тонн  
    Длина наибольшая:  127,5 метра  
    Длина по КВЛ:  124 метра  
    Ширина наибольшая:  11,7 метра  
    Высота борта в носу:  8,9 метра  
    Высота борта на миделе:  6,4 метра  
    Высота борта в корме:  3 метра  
    Осадка по корпусу:  3,4 метра  
    Силовая установка:  3 паровые турбины ГТЗА по 22 000 л.с.,
    3 котла, 3 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбо-генератора по 50 кВт, постоянный ток
    110 В, 2 дизель-генератора по 30 кВт.  
    Скорость хода:  полная 40 узлов, боевая экономическая 26 узлов  
    Дальность плавания:  2900 миль при скорости хода 26 узлов  
    Мореходность:  до 8 баллов  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  5х1 130-мм артустановки Б-13 от ПУАО "Галлилео"  
    зенитное:  2х1 76-мм орудия 34-К, 4х1 12,7-мм пулемёта ДК,
    2х1 45-мм полуавтомата 21-К.  
    торпедное:  2х4 533-мм поворотных ТА 7-Н с ПУТС "Галилео".  
    минное:  84 якорных мины обр. 1926 г.  
    противоминное:  2 параван-охранителя К-1  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 20 бомб ББ-1. 
    гидроакустическое:  1 шумопеленгатор "Посейдон"  
    радиотехническое:  передатчик "Шквал-М", приёмник "Метель",
    1 приёмопередатчик УКВ "Рейд".  
    навигационное:  1 гирокомпас "Курс-2", 4 127-мм маг. компаса ЗМИ,
    1 лаг ГО-3  
    химическое:  3 комплекта ДА №1, 1 комплект ДА №2,
    12 дымовых шашек МДШ  
    Экипаж:  250 человек (15 офицеров, 44 старшины)  

    Всего построено лидеров в 1938 г. - 3 единицы.


Hosted by uCoz