Иллюстрации
Чертежи
|
Минные крейсера проекта "Шихау" - разрабатывались в Германии корабельной фирмой "Шихау". Все чертежи выполнили конструкторы фирмы "Шихау", а строительство корпусов вели в России. Корабли предназначались для уничтожения миноносцев противника, охранения боевых кораблей, отражения минных атак и несения разведки. Финансирование проводилось на добровольные пожертвования для нужд флота, которые стали поступать в казну после начала русско-японской войны на Дальнем Востоке.
Корпус корабля строился из стали толщиной 6 мм (в оконечностях 4 мм), листы обшивки крепились заклепками, толщина листов верхней палубы достигала 5-6 мм. Корабль имел полубачную архитектуру, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы. Командная рубка располагалась в носовой части корпуса, кормовой мостик с кормовой рубкой соответственно в корме, а радиотелеграфная рубка сразу за первой дымовой трубой. Причём командная рубка переместилась на полубак, а фок-мачта устанавливалась позади рубки, что в дальнейшем стало стандартным решением для архитектуры эскадренного миноносца. Рангоут был представлен двумя мачтами. Силуэт минного крейсера имел острые обводы в носовой части и две дымовые трубы, что значительно увеличивало свободную площадь верхней палубы.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:
- Таранный отсек, форпик, шкиперская кладовая;
- Кладовые корабельных запасов, минный погреб, носовой артпогреб, помещение динамо-машины, носовой кубрик;
- Котельное отделение №1, угольные ямы;
- Котельное отделение №2, угольные ямы;
- Машинное отделение;
- Котельное отделение №3, угольные ямы;
- Котельное отделение №4, угольные ямы;
- Кормовой артпогреб, каюты офицеров, кают-компания, места общего пользования;
- Провизионная кладовая, каюты кондукторов, камбуз;
- Провизионная кладовая, кормовой кубрик;
- Румпельное отделение;
Спасательные средства включали 2 спасательных вельбота, 2 шестивёсельных яла, спасательные круги.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения мощностью по 3 210 л.с. каждая, которые размещались побортно в машинном отделении и работали на два трёхлопастных, бронзовых винта фиксированного шага (ФШ). Пар вырабатывали четыре водотрубных котла системы Щульца-Торникрофта, расположенных в котельных отделениях. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас угля (150 т) хранился в бункерах вдоль бортов, что обеспечивало дополнительную защиту энергетической установки. Полная скорость корабля составляла 25 узлов. Фактическая дальность плавания при скорости в 12 узлов составляла 1080 миль.
Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от двух динамо-машин.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 2 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одно на баке и одно на юте. Скорострельность установки составляла 12-15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 5 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 800 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 9 км.
- Из 6 одноствольных 57-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 58 калибров, расположенных побортно. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. при начальной скорости снаряда 700 м/с, а дальность стрельбы до 5 км. Расчёт орудия включал 5 человек.
- Из 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных попарно на крыльях носового и кормового мостиков. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 3 однотрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,8 кг при весе самой торпеды в 729,83 кг. Скорость хода торпеды составляла 35 узлов, а дальность действия до 914.4 метров.
- Из якорных мин образца 1906 года в перегруз. Мина гальваноударная из листового оцинкованного железа с диаметром корпуса 780 мм. Мина имела гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина, размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа и пять гальванических колпаков по периметру корпуса. БЧ вмещала 56 кг пироксилина. Мина располагалась сверху якоря, якорь имел специальную лапу и два ролика для перемещения по рельсам. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу.
Строились корабли "Эмир Бухарский" и "Финн" на Сандвикском доке в Гельсингфорсе, а "Доброволец" и "Москвитянин" на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге.
Головной "Эмир Бухарский" вступил в строй Балтийского флота 15 мая 1906 года.
Тактико-технические данные минных крейсеров пр. "Шихау"
Водоизмещение: |
полное 620 тонн |
Длина наибольшая: |
72,5 метра |
Длина по КВЛ: |
71,3 метра |
Ширина наибольшая: |
8,2 метра |
Ширина по платформе: |
7,4 метра |
Высота борта в носу: |
6,6 метра |
Высота борта на миделе: |
4,3 метра |
Высота борта в корме: |
4,3 метра |
Осадка по корпусу: |
2,3 метра |
Силовая установка: |
2 паровые машины по 3 210 л.с., 4 котла Щульца-Торникрофта, 2 винта ФШ, 1 руль |
Электроэнергетическая система: |
2 динамо-машины, постоянный ток |
Скорость хода: |
полная 25 узлов, экономическая 12 узлов |
Дальность плавания: |
1080 миль при скорости хода 12 узлах |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
4 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х1 75-мм пушки системы Канэ, 6х1 57-мм пушки Гочкиса, 4х1 пулемёта Максим |
торпедное: |
3х1 457-мм ТА палубные поворотные |
минное: |
якорные мины обр. 1906 г. в перегруз |
Экипаж: |
86 человек (5 офицеров) |
Всего построено минных крейсеров в 1906 г. - 4 единицы. |
|