Иллюстрации
Чертежи
|
Минные крейсера проекта "Вулкан-М" - разрабатывались конструкторами германской фирмы "Вулкан", как улучшенный вариант кораблей типа "Украйна". В проекте были устранены выявленные недостатки, увеличивалось водоизмещение, значительно улучшалась остойчивость, что способствовало лучшей мореходности и увеличению дальности плавания. Все чертежи, механизмы и оборудование поставлялись из Германии фирмой "Вулкан". Корабли строились за счёт добровольных пожертвований для нужд флота и предназначались для уничтожения миноносцев противника, охранения боевых кораблей, отражения минных атак и несения разведки.
Корпус корабля изготавливался из листовой стали, листы обшивки крепились 2-3 рядами заклепок, толщина листов верхней палубы достигала 4-7 мм. Корабль имел высокий полубак, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы. Командная рубка располагалась на полубаке, кормовой мостик с кормовой рубкой соответственно в корме, а радиотелеграфная рубка перед первой дымовой трубой. Рангоут был представлен двумя мачтами. Силуэт минного крейсера имел острые обводы в носовой части и две дымовые трубы, что значительно увеличивало свободную площадь верхней палубы.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:
- Таранный отсек, форпик, шкиперская кладовая;
- Кладовые корабельных запасов, минный погреб, носовой артпогреб, помещение динамо-машины, носовые кубрики;
- Котельное отделение №1, угольные ямы;
- Котельное отделение №2, угольные ямы;
- Котельное отделение №3, угольные ямы;
- Котельное отделение №4, угольные ямы;
- Машинное отделение;
- Каюты офицеров, кают-компания, места общего пользования, кормовой артпогреб;
- Провизионная кладовая, каюты кондукторов, камбуз;
- Кормовой кубрик, кладовые;
- Румпельное отделение;
Водоотливные средства были представлены девятью центробежными насосами(турбинами) подачей по 80 т/час каждый.
Спасательные средства включали 2 спасательных вельбота, 1 шестивёсельный ял, спасательные круги.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения "Вулкан" мощностью по 3 650 л.с. каждая, которые размещались побортно в машинном отделении и работали на два трёхлопастных, бронзовых винта фиксированного шага (ФШ). Пар вырабатывали четыре водотрубных котла системы Нормана с рабочим давлением в 17 атмосфер, расположенных в котельных отделениях. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас угля хранился в бункерах вдоль бортов, что обеспечивало дополнительную защиту энергетической установки. Полная скорость корабля составляла 25 узлов. Фактическая дальность плавания при скорости в 10 узлов составляла 2400 миль.
Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от двух динамо-машин мощностью по 16 кВт каждая.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 2 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одно на баке и одно на юте. Скорострельность установки составляла 12-15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 5 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 800 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 9 км.
- Из 6 одноствольных 57-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 58 калибров, расположенных побортно. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. при начальной скорости снаряда 700 м/с, а дальность стрельбы до 5 км. Расчёт орудия включал 5 человек.
- Из 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных два побортно у командной рубки и два на кормовом мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 3 однотрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,8 кг при весе самой торпеды в 729,83 кг. Скорость хода торпеды составляла 35 узлов, а дальность действия до 914.4 метров.
- Из 25 якорных мин образца 1906 года. Мина гальваноударная из листового оцинкованного железа с диаметром корпуса 780 мм. Мина имела гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина, размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа и пять гальванических колпаков по периметру корпуса. БЧ вмещала 56 кг пироксилина. Мина располагалась сверху якоря, якорь имел специальную лапу и два ролика для перемещения по рельсам. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу.
Строились корабли "Охотник" и "Пограничник" на заводе "В. Крейтон и К°" в г. Або(Турку), а "Генерал Кондратенко" и "Сибирский стрелок" в "Сандвикском доке и механическом заводе" в г. Гельсингфорсе(Хельсинки).
Головной "Генерал Кондратенко" вступил в строй Балтийского флота в 1906 году.
Тактико-технические данные минных крейсеров пр. "Вулкан-М"
Водоизмещение: |
полное 750 тонн |
Длина наибольшая: |
75,2 метра |
Длина по КВЛ: |
73,4 метра |
Ширина наибольшая: |
8,2 метра |
Ширина по КВЛ: |
8,05 метра |
Высота борта в носу: |
6,8 метра |
Высота борта на миделе: |
4,7 метра |
Высота борта в корме: |
3,2 метра |
Осадка по корпусу: |
2,4 метра |
Силовая установка: |
2 паровые машины "Вулкан" по 3 650 л.с., 4 котла Нормана, 2 винта ФШ, 1 руль |
Электроэнергетическая система: |
2 динамо-машины по 16 кВт, постоянный ток |
Скорость хода: |
полная 25 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
2400 миль при скорости хода 10 узлах |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
9 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х1 75-мм пушки системы Канэ, 6х1 57-мм пушки Гочкиса, 4х1 пулемёта Максим |
торпедное: |
3х1 457-мм ТА палубные поворотные |
минное: |
25 якорных мин обр. 1906 г. |
Экипаж: |
95 человек (7 офицеров, 4 кондуктора) |
Всего построено минных крейсеров в 1906 г. - 4 единицы. |
|