Иллюстрации
Чертежи
Бумажная модель
|
Миноносец "Сокол" - строился согласно пятилетней программе судостроения, разработанной в 1890 году. Для её выполнения было принято решение о заказе за границей образцового мореходного двухвинтового миноносца-истребителя с последующим копированием его на отечественных заводах.
30 мая 1894 года после переговоров и согласований был подписан контракт с Альфредом Ярроу на постройку мореходного миноносца-истребителя, прототипом которого стал английский миноносец-истребитель "Хорнет".
Фирма «Ярроу» обязалась за 14 месяцев построить и подготовить к испытаниям истребитель миноносцев нормальным водоизмещением 220 т и максимальной скоростью хода 29 узлов. При условии выполнения последнего пункта русское Морское министерство обязалось выплатить подрядчику 36 000 фн.ст.
Корпус миноносца стальной, клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), из никелевой листовой стали повышенной прочности толщиной 5мм. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые. На верхней палубе располагалась носовая боевая рубка, служившая одновременно и входным тамбуром в помещение для команды, в ней находились штурвал с паровым приводом, машинный телеграф и переговорная труба для связи с машинным отделением, прицел носового аппарата с приводом для производства выстрела, а также телеграф, передающий команды на палубные аппараты. Для входа в кормовые отделения на верхней палубе имелся сходной тамбур с комингсом. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 11 отсеков:
- Таранный;
- Цепной ящик;
- Минное с помещением для команды;
- Артиллерийский погреб;
- Котельное отделение №1;
- Котельное отделение №2;
- Машинное отделение;
- Каюты офицеров и кондукторов;
- Кормовой кубрик;
- Провизионная кладовая;
- Ахтерпик.
Внешне «Сокол» отличался от английских собратьев наличием таранного форштевня. Кроме того, уже в процессе постройки по требованию МТК в проект внесли еще ряд изменений — в частности, увеличили емкость угольных ям, камбуз перенесли из офицерского отделения в район носового кубрика, оборудовали командирскую каюту и каюты для кондукторов, прожектор установили впереди первой дымовой трубы на поперечных рельсах (для возможности его перемещения с одного борта на другой), увеличили до 300 мм высоту комингсов люков на верхней палубе. Миноносец нёс две мачты и четыре дымовые трубы.
Силовая установка механическая, состояла из двух паровых машин тройного расширения мощностью по 1900 л .с. каждая и восьми водотрубных котлов треугольного типа фирмы Ярроу. Котлы размещались попарно в поперечной плоскости в двух котельных отделениях, каждая пара имела свою дымовую трубу. Время разводки паров составляло около часа. Полный запас угля в 60 тонн хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.
Вооружение миноносцев состояло:
- Из 1 корабельной 75-мм пушки со щитом системы Канэ с длиной ствола 50 калибров, установленной на площадке над боевой рубкой. Боезапас орудия включал 180 бронебойных снарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки 4 человека. Угол вертикальной наводки составлял от -15 до +20 градусов, а дальность стрельбы доходила до 6,4 км. Вес пушки со щитом - около 4 000 кг.
- Из 3 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, расположенных на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте. Боезапас включал — 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Угол вертикальной наводки составлял от -23 до +25 градусов Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а дальность стрельбы до 4,6 км. Вес пушки доходил до 240 кг.
- Из 2 однотрубных минных аппаратов калибром 381 мм совкового типа, расположенных в диаметральной плоскости один в корме и один в средней части. Боезапас минных аппаратов включал шесть 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике.установленных. Для подачи мин Уайтхеда предусматривалась тележка с рельсами.
Приемная комиссия из России признала все пункты контракта выполненными и — редкий случай! — особых претензий к А.Ярроу не предъявляла. После доводочных работ, окраски корпуса и отделки внутренних помещений миноносец покинул Великобританию и 16 октября благополучно прибыл в Кронштадт.
Строительство миноносца проводилось английской фирмой А. Ярроу в Глазго.
Миноносец вошёл в строй Балтийского флота в 26 октября 1895 года.
Тактико-технические данные миноносца "Сокол"
| Водоизмещение: |
стандартное 220 тонн, полное 241 тонна |
| Длина наибольшая: |
58 метров |
| Ширина наибольшая: |
5,6 метра |
| Осадка: |
2,24 метра |
| Силовая установка: |
2 паровые машины по 1900 л.с., 8 котлов системы Ярроу, 2 винта |
| Скорость хода: |
полный 29 узлов, экономический 10 узлов |
| Дальность плавания: |
2500 миль при 10 узлах |
| Автономность: |
5 суток |
| Мореходность: |
нет данных |
| Вооружение: |
. |
| артиллерийское: |
1х1 75-мм пушка Канэ, 3х1 47-мм пушки Гочкиса |
| торпедное: |
2х1 палубных поворотных 381-мм ТА |
| навигационное: |
1 10-дюймовый магнитный компас |
| Экипаж: |
48 человек (4 офицера) |
Всего построено миноносцев в 1895 г. - 1 единица.
Миноносцы типа "Сокол" - строились по заказу Морского министерства на Российских заводах. За образец был принят миноносец "Сокол", с которого в Або (Турку) на заводе Крейтона, произвели снятие эскизов и шаблонов с корпуса и механизмов, но при этом особо оговаривалось, что проект будет «улучшен»: во-первых, увеличена толщина листов стальной обшивки, во-вторых, применено нефтяное отопление котлов вместо угольного.
19 марта 1896 года, заказ на строительство 2 миноносцев получил завод Крейтона в Або (Турку).
В октябре 1896 года заказ на 7 миноносцев получил Ижорский завод.
Четыре корабля строились для Балтийского флота и должны были сдаваться полностью готовыми, а три миноносца предназначались для Тихого океана и выполнялись разборными. Работы по постройке первых двух миноносцев на заводе велись крайне медленно: реально к сборке корпусов приступили весной следующего года, а спуск на воду состоялся только осенью 1898 года.
В сентябре 1898 года заказ на 13 миноносцев получил Невский завод в Санкт-Петербурге.
Четыре корабля строились для Балтийского флота и должны были сдаваться полностью готовыми; остальные девять предназначались для отправки на Тихий океан и выполнялись разборными. Причем контракт предусматривал, что последние будут собраны на болтах в Петербурге, «освидетельствованы» и лишь затем упакованы в ящики и отправлены в Порт-Артур.
12 ноября 1898 года был заключён контракт с Охтинской верфью в Петербурге, арендованной и оборудованной финской фирмой «В.Крейтон» на постройку 4 миноносцев для Черноморского флота.
Контрактные сроки постройки (от 18 до 23 месяцев) не были выдержаны и этой верфью, причем качество выполненных работ, по мнению приемной комиссии, оценивалось как крайне низкое. Испытания кораблей, проходившие в Кронштадте с августа 1901-го до осени 1902 года, сопровождались постоянными неисправностями и отказами механизмов.
Строительство миноносцев проводилось заводом Крейтона в Або (Турку), Невским и Ижорским заводами и Охтинской верфью в Санкт-Петербурге.
Головной миноносец "Коршун" вошёл в строй Балтийского флота в 1898 году.
Тактико-технические данные миноносцев типа "Сокол"
| Водоизмещение: |
полное 240 тонн |
| Длина наибольшая: |
58 метров |
| Ширина наибольшая: |
5,6 метра |
| Осадка: |
2,26 метра |
| Силовая установка: |
2 паровые машины по 1900 л.с., 8 котлов на мазуте, 2 винта |
| Скорость хода: |
полный 26 узлов, экономический 10 узлов |
| Дальность плавания: |
2500 миль при 10 узлах |
| Автономность: |
5 суток |
| Мореходность: |
нет данных |
| Вооружение: |
. |
| артиллерийское: |
1х1 75-мм пушка Канэ, 3х1 47-мм пушки Гочкиса |
| торпедное: |
2х1 палубных поворотных 381-мм ТА |
| навигационное: |
1 10-дюймовый магнитный компас |
| Экипаж: |
52 человека (4 офицера) |
Всего построено миноносцев с 1898 г. по 1903 г. - 26 единиц.
Миноносцы типа "Сокол-У" - усовершенствованный проект: увеличено полное водоизмещение, добавлен второй главный конденсатор, повышена мощность испарителя, усовершенствованы водоотливные средства, калибр торпедных аппаратов увеличен с 381 до 450 мм.
1 декабря 1903 года был заключён контракт с Охтинской верфью в Петербурге на постройку 3 миноносцев, а 10 августа 1905 года — еще двух кораблей для Тихоокеанского флота. Последние миноносцы серии собирались на верфи в бухте Улисс под Владивостоком и вошли в строй уже после Русско-японской войны.
Строительство миноносцев проводилось Охтинской верфью в Санкт-Петербурге.
Головной миноносец "Твёрдый" вошёл в строй Тихоокеанского флота в 1906 году.
Тактико-технические данные миноносцев типа "Сокол-У"
| Водоизмещение: |
полное 297 тонн |
| Длина наибольшая: |
58,5 метров |
| Ширина наибольшая: |
5,6 метра |
| Осадка: |
2,28 метра |
| Силовая установка: |
2 паровые машины по 1900 л.с., 8 котлов на мазуте, 2 винта |
| Скорость хода: |
полный 25 узлов, экономический 10 узлов |
| Дальность плавания: |
2500 миль при 10 узлах |
| Автономность: |
5 суток |
| Мореходность: |
нет данных |
| Вооружение: |
. |
| артиллерийское: |
1х1 75-мм пушка Канэ, 3х1 47-мм пушки Гочкиса |
| торпедное: |
2х1 палубных поворотных 450-мм ТА |
| навигационное: |
1 10-дюймовый магнитный компас |
| Экипаж: |
62 человека (4 офицера) |
Всего построено миноносцев с 1906 г. по 1909 г. - 5 единиц. |
|