Главная | Надводные силы | Миноносец
Миноносцы
тип "Сокол"
1895-1909

Иллюстрации

Чертежи

Бумажная модель
    Миноносец "Сокол" - строился согласно пятилетней программе судостроения, разработанной в 1890 году. Для её выполнения было принято решение о заказе за границей образцового мореходного двухвинтового миноносца-истребителя с последующим копированием его на отечественных заводах.
    30 мая 1894 года после переговоров и согласований был подписан контракт с Альфредом Ярроу на постройку мореходного миноносца-истребителя, прототипом которого стал английский миноносец-истребитель "Хорнет".
    Фирма «Ярроу» обязалась за 14 месяцев построить и подготовить к испытаниям истребитель миноносцев нормальным водоизмещением 220 т и максимальной скоростью хода 29 узлов. При условии выполнения последнего пункта русское Морское министерство обязалось выплатить подрядчику 36 000 фн.ст.

    Корпус миноносца стальной, клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), из никелевой листовой стали повышенной прочности толщиной 5мм. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые. На верхней палубе располагалась носовая боевая рубка, служившая одновременно и входным тамбуром в помещение для команды, в ней находились штурвал с паровым приводом, машинный телеграф и переговорная труба для связи с машинным отделением, прицел носового аппарата с приводом для производства выстрела, а также телеграф, передающий команды на палубные аппараты. Для входа в кормовые отделения на верхней палубе имелся сходной тамбур с комингсом. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 11 отсеков:

    1. Таранный;
    2. Цепной ящик;
    3. Минное с помещением для команды;
    4. Артиллерийский погреб;
    5. Котельное отделение №1;
    6. Котельное отделение №2;
    7. Машинное отделение;
    8. Каюты офицеров и кондукторов;
    9. Кормовой кубрик;
    10. Провизионная кладовая;
    11. Ахтерпик.
    Внешне «Сокол» отличался от английских собратьев наличием таранного форштевня. Кроме того, уже в процессе постройки по требованию МТК в проект внесли еще ряд изменений — в частности, увеличили емкость угольных ям, камбуз перенесли из офицерского отделения в район носового кубрика, оборудовали командирскую каюту и каюты для кондукторов, прожектор установили впереди первой дымовой трубы на поперечных рельсах (для возможности его перемещения с одного борта на другой), увеличили до 300 мм высоту комингсов люков на верхней палубе. Миноносец нёс две мачты и четыре дымовые трубы.

    Силовая установка механическая, состояла из двух паровых машин тройного расширения мощностью по 1900 л .с. каждая и восьми водотрубных котлов треугольного типа фирмы Ярроу. Котлы размещались попарно в поперечной плоскости в двух котельных отделениях, каждая пара имела свою дымовую трубу. Время разводки паров составляло около часа. Полный запас угля в 60 тонн хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.

    Вооружение миноносцев состояло:

    1. Из 1 корабельной 75-мм пушки со щитом системы Канэ с длиной ствола 50 калибров, установленной на площадке над боевой рубкой. Боезапас орудия включал 180 бронебойных снарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки 4 человека. Угол вертикальной наводки составлял от -15 до +20 градусов, а дальность стрельбы доходила до 6,4 км. Вес пушки со щитом - около 4 000 кг.
    2. Из 3 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, расположенных на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте. Боезапас включал — 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Угол вертикальной наводки составлял от -23 до +25 градусов Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а дальность стрельбы до 4,6 км. Вес пушки доходил до 240 кг.
    3. Из 2 однотрубных минных аппаратов калибром 381 мм совкового типа, расположенных в диаметральной плоскости один в корме и один в средней части. Боезапас минных аппаратов включал шесть 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике.установленных. Для подачи мин Уайтхеда предусматривалась тележка с рельсами.

    Приемная комиссия из России признала все пункты контракта выполненными и — редкий случай! — особых претензий к А.Ярроу не предъявляла. После доводочных работ, окраски корпуса и отделки внутренних помещений миноносец покинул Великобританию и 16 октября благополучно прибыл в Кронштадт.

    Строительство миноносца проводилось английской фирмой А. Ярроу в Глазго.

    Миноносец вошёл в строй Балтийского флота в 26 октября 1895 года.


    Тактико-технические данные миноносца "Сокол"

    Водоизмещение:   стандартное 220 тонн, полное 241 тонна  
    Длина наибольшая:  58 метров  
    Ширина наибольшая:  5,6 метра  
    Осадка:  2,24 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 1900 л.с.,
    8 котлов системы Ярроу, 2 винта  
    Скорость хода:  полный 29 узлов,
    экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  2500 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 75-мм пушка Канэ,
    3х1 47-мм пушки Гочкиса  
    торпедное:  2х1 палубных поворотных 381-мм ТА  
    навигационное:  1 10-дюймовый магнитный компас  
    Экипаж:  48 человек (4 офицера)  

    Всего построено миноносцев в 1895 г. - 1 единица.


    Миноносцы типа "Сокол" - строились по заказу Морского министерства на Российских заводах. За образец был принят миноносец "Сокол", с которого в Або (Турку) на заводе Крейтона, произвели снятие эскизов и шаблонов с корпуса и механизмов, но при этом особо оговаривалось, что проект будет «улучшен»: во-первых, увеличена толщина листов стальной обшивки, во-вторых, применено нефтяное отопление котлов вместо угольного.

    19 марта 1896 года, заказ на строительство 2 миноносцев получил завод Крейтона в Або (Турку).

    В октябре 1896 года заказ на 7 миноносцев получил Ижорский завод.
    Четыре корабля строились для Балтийского флота и должны были сдаваться полностью готовыми, а три миноносца предназначались для Тихого океана и выполнялись разборными. Работы по постройке первых двух миноносцев на заводе велись крайне медленно: реально к сборке корпусов приступили весной следующего года, а спуск на воду состоялся только осенью 1898 года.

    В сентябре 1898 года заказ на 13 миноносцев получил Невский завод в Санкт-Петербурге.
    Четыре корабля строились для Балтийского флота и должны были сдаваться полностью готовыми; остальные девять предназначались для отправки на Тихий океан и выполнялись разборными. Причем контракт предусматривал, что последние будут собраны на болтах в Петербурге, «освидетельствованы» и лишь затем упакованы в ящики и отправлены в Порт-Артур.

    12 ноября 1898 года был заключён контракт с Охтинской верфью в Петербурге, арендованной и оборудованной финской фирмой «В.Крейтон» на постройку 4 миноносцев для Черноморского флота.
    Контрактные сроки постройки (от 18 до 23 месяцев) не были выдержаны и этой верфью, причем качество выполненных работ, по мнению приемной комиссии, оценивалось как крайне низкое. Испытания кораблей, проходившие в Кронштадте с августа 1901-го до осени 1902 года, сопровождались постоянными неисправностями и отказами механизмов.

    Строительство миноносцев проводилось заводом Крейтона в Або (Турку), Невским и Ижорским заводами и Охтинской верфью в Санкт-Петербурге.

    Головной миноносец "Коршун" вошёл в строй Балтийского флота в 1898 году.


    Тактико-технические данные миноносцев типа "Сокол"

    Водоизмещение:   полное 240 тонн  
    Длина наибольшая:  58 метров  
    Ширина наибольшая:  5,6 метра  
    Осадка:  2,26 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 1900 л.с.,
    8 котлов на мазуте, 2 винта  
    Скорость хода:  полный 26 узлов,
    экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  2500 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 75-мм пушка Канэ,
    3х1 47-мм пушки Гочкиса  
    торпедное:  2х1 палубных поворотных 381-мм ТА  
    навигационное:  1 10-дюймовый магнитный компас  
    Экипаж:  52 человека (4 офицера)  

    Всего построено миноносцев с 1898 г. по 1903 г. - 26 единиц.


    Миноносцы типа "Сокол-У" - усовершенствованный проект: увеличено полное водоизмещение, добавлен второй главный конденсатор, повышена мощность испарителя, усовершенствованы водоотливные средства, калибр торпедных аппаратов увеличен с 381 до 450 мм.

    1 декабря 1903 года был заключён контракт с Охтинской верфью в Петербурге на постройку 3 миноносцев, а 10 августа 1905 года — еще двух кораблей для Тихоокеанского флота. Последние миноносцы серии собирались на верфи в бухте Улисс под Владивостоком и вошли в строй уже после Русско-японской войны.

    Строительство миноносцев проводилось Охтинской верфью в Санкт-Петербурге.

    Головной миноносец "Твёрдый" вошёл в строй Тихоокеанского флота в 1906 году.

    Тактико-технические данные миноносцев типа "Сокол-У"

    Водоизмещение:   полное 297 тонн  
    Длина наибольшая:  58,5 метров  
    Ширина наибольшая:  5,6 метра  
    Осадка:  2,28 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 1900 л.с.,
    8 котлов на мазуте, 2 винта  
    Скорость хода:  полный 25 узлов,
    экономический 10 узлов  
    Дальность плавания:  2500 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Мореходность:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 75-мм пушка Канэ,
    3х1 47-мм пушки Гочкиса  
    торпедное:  2х1 палубных поворотных 450-мм ТА  
    навигационное:  1 10-дюймовый магнитный компас  
    Экипаж:  62 человека (4 офицера)  

    Всего построено миноносцев с 1906 г. по 1909 г. - 5 единиц.


Hosted by uCoz