Главная | Надводные силы | Корабли парусного флота
Корабль 74 пушечного ранга
"Азов"
1826
  

Иллюстрации

Чертежи



    Корабль 74-пушечного ранга "Азов" - строился на Соломбальской верфи в Архангельске. Руководил постройкой корабля корабельный мастер И.А.Курочкин и его ученик корабельный мастер В.А.Ершов. Ершов родился в Казани в семье мастерового, работавшего на местном Адмиралтействе. Уже подростком он помогал отцу в его деле. Двенадцатилетний подросток прошёл обучение в Санкт-Петербурге, на Галерном острове, у корабельного мастера Даниила Массальского и мачтового мастера Ивана Копейщикова. В 1808 году получив чин 14-го класса, Ершов стал помощником корабельного мастера. Главным наблюдающим за постройкой корабля был его командир капитан 1 ранга М. П. Лазарев.

    Корпус корабля деревянный, двухдечный (две нижние батарейные палубы), строился по английской системе кораблестроения и украшался тонким резным орнаментом. Верхняя палуба была сплошной, и лишь за бизань-мачтой выполнялся высокий полуют, который заканчивался двух ярусным балконом на корме. Второе дно простиралось на всю длину от форштевня до ахтерштевня и имело днищевые и бортовые стрингеры. Между шпангоутами, для увеличения общей прочности корпуса, так же прокладывались бортовые стрингеры, которые объединяли набор в одно целое. Носовой княвдигед украшался фигурой в виде воина в золочёном шлеме, доспехах и в коротком плаще. Фигура выполненная Николаем Долгановым, достигала в высоту около трёх с половиной метров. Корабль имел высокие фальшборта, которые защищали людей на верхней палубе и на полуюте от забрызгивания волной, а так же от пуль и картечи во время боя. На баке, до фок-мачты, размещался пайол носового светового люка, а по бортам крепились крамболы для удержания якорей. На шкафуте, то есть между фок- и грот-мачтами, размещались труба камбуза, вахтенная рубка, 4 фор-люка, пайолы световых люков, 2 шестивёсельных яла, 3 баркаса (16, 14 и 8-вёсельные) и 4-вёсельный ял. На шканцах, между грот- и бизань-мачтой, размещались пайол светового люка с входным трапом, а так же штурвал, который располагался в диаметральной плоскости под козырьком полуюта (командный мостик). За бизань-мачтой, на полуюте, выполнялся световой люк над каютой командира. С левого и правого борта, на полуюте, располагались складывающиеся шлюпбалки с двумя 12-вёсельными баркасами. Полуют заканчивался кормой, за которой разместили боканцы (кормовые шлюпбалки) с 8-вёсельным баркасом и с балконами под ним. Балконы имели по девять окон в два ряда, которые разделялись фризом из воинских атрибутов: знамён, барабанов, щитов, пушечных дул и пирамидок ядер. Меж окон выполнялись ниспадающие гирлянды, украшенные сверху бантами.

    Спасательные средства включали шесть баркасов (один 16-вёсельный, один 14-вёсельный, два 12-вёсельных и два 8-вёсельных), два 6-вёсельных яла и один 4-вёсельный ял.

    Главная энергетическая установка парусная, три мачты несли 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 1 косой парус (бизань), а на бушприте и утлегаре крепились ещё 3 косых паруса (стаксель, фор-стеньги-стаксель и кливер). Корабль имел 1 руль из дерева с металлическим румпелем, который приводился в действие с помощью штуртросов из сыромятной кожи.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 30 одноствольных (165-мм) 32-х фунтовых пушек с длиной ствола 18 калибров, которые располагались побортно на нижней батарейной палубе (гон-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,3 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,95 тонны.
    2. Из 30 одноствольных 24-х фунтовых (150-мм) пушек с длиной ствола 21 калибр, которые располагались побортно на верхней батарейной палубе (опер-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,4 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,6 тонны.
    3. Из 14 одноствольных 24-х фунтовых (150-мм) карронад с длиной ствола 8 калибров, которые располагались побортно на верхней палубе. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на неповоротном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения орудия доходил до 5°. Дальность стрельбы составляла около 1 км. Масса карронады доходила до 660,4 кг.

    Корабль 74-пушечного ранга "Азов" прославился тем, что первым из кораблей русского флота был награжден почетным Георгиевским кормовым флагом и вымпелом.
    Корабль оказался настолько совершенным в конструктивном отношении, что по этому проекту на верфях Архангельска и Петербурга только было построено 15 однотипных кораблей для Балтийского и Черноморского флотов.

    Строились корабли на Соломбальской верфи в г. Архангельске и на Адмиралтейской верфи в г. Санкт-Петербурге.

    Головной корабль "Азов" сдан Балтийскому флоту в июне 1826 года.


    Тактико-технические данные корабля 74-пушечного ранга

    Водоизмещение: 
    3000 тонн
    Длина наибольшая: 
    54,5 метра
    Длина по КВЛ: 
    45,34 метра
    Ширина наибольшая: 
    14,7 метра
    Высота борта в носу: 
    12,84 метра
    Высота борта на миделе: 
    11,96 метра
    Высота борта в корме: 
    14,09 метра
    Осадка по корпусу: 
    5,86 метра
    Силовая установка: 
    10 прямых и 4 косых паруса, 1 руль.
    Скорость хода: 
    нет данных
    Вооружение:
    артиллерийское:  30х1 (165-мм) 32-фунтовых пушек,
    30х1 (150-мм) 24-фунтовых пушек,
    14х1 (150-мм) 24-фунтовых карронад.  
    Экипаж: 
    600 человек (8 офицеров)

    Всего построено кораблей с 1826 года по 1836 год - 16 единиц.

Hosted by uCoz