Главная | Надводные силы | Бронепалубные крейсера 1-го ранга
Бронепалубный крейсер
1 ранга типа "Богатырь"
1902-1905

Иллюстрации

Чертежи

Бумажная модель 1

Бумажная модель 2
    Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Богатырь" - строился согласно кораблестроительной программы 1895 г. Для реализации программы, были превлечены иностранные компании "Вулкан", "Шихау", «Говальдсверке», "Германия", "Ансальдо". В итоге, проект немецкой фирмы "Вулкан" был признан лучшим и 4 августа 1898 года заключили контракт на постройку головного крейсера. В основу проекта был положен уменьшенный вариант броненосного крейсера "Якумо", построенный "Вулканом" для японского флота. В течении года было достигнуто соглашение о передаче русской стороне, за дополнительную плату, технической документации для организации строительства крейсеров этого типа на отечественных верфях. Крейсер закладывался, 21 декабря 1899 года, на верфи фирмы "Вулкан" в Штетине (Германия).

    Корпус крейсера выполнялся из симменс-мартеновской стали методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабль имел вертикальный киль, фор- и ахтерштевни, полубак и полуют, верхнюю, батарейную и броневую (карапасную) палубы, две платформы в оконечностях - носовую и кормовую, а так же трюм и двойное дно. Вертикальный внутренний киль по высоте превышал уровень второго дна и на всём его протяжении имел водонепроницаемую конструкцию. Он непрерывно тянулся от форштевня до ахтерштевня. Форштевень и ахтерштевень с рулевой рамой выполнялись литыми. Набор включал 127 составных шпангоутов, расположенных на равном расстоянии друг от друга, через каждые 1000-мм. Двойное дно простиралось на 2/3 длины корабля и включало по пять боковых стрингеров на каждый борт, а в районе машинных и котельных отделений по - шесть. Толщина настила второго дна составляла 11,9-мм. Кроме двойного дна, крейсер имел отделения двойных бортов и коффердамы. Бортовые коффердамы располагались вдоль борта на уровне ватерлинии. Для снижения качки вдоль корпуса корабля устанавливались бортовые кили из стальных листов толщиной 9-мм. Наружная обшивка выполнялась из 13 поясов стальных листов толщиной от 11 до 24-мм и крепилась к набору 1 823 000 заклёпок. Верхняя палуба имела деревянный настил из тиковых досок толщиной 76-мм. Батарейная и жилая (броневая) палубы покрывались линолеумом. На полубаке и полуюте тиковый настил имел толщину 76-мм. Толщина стального настила палуб составляла 11-мм. Основной защитой корабля служила сплошная броневая (карапасная) палуба, выложенная из броневых плит толщиной 35-мм в горизонтальной части, а на скосах утолщалась до 70-мм к бортам и оконечностям. Броневая палуба защищала все жизненно важные части корабля: машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса. Кроме карапасной палубы защитой машинных и котельных отделений служили бортовые угольные ямы и коффердамы. Кожухи котельных отделений защищались 30-мм вертикальной броней. Для защиты вентиляционных шахт котельных отделений от крупных осколков служили броневые заслонки (колосники). Боевая рубка, в которой были сосредоточены все средства управления кораблем и его оружием в бою, защищалась вертикальной 140-мм броневой рубашкой. Вертикальной 35-мм броней от карапасной палубы до места выгрузки боезапасов были прикрыты и снарядные элеваторы. Носовая башня главного калибра защищалась броневыми листами толщиной 125-мм, а кормовая - толщиной 90-мм. Подачные трубы башен имели толщину брони 73-мм и 51-мм соответственно, а казематы для четырёх 152-мм орудий - 25-мм и 80-мм бронирование. Жилые помещения команды (матросов и унтер-офицеров) размещались в жилой (броневой) палубе, где к подволоку (потолку) крепились подвесные койки (парусиновые гамаки с матрасами, набитыми крошеной пробкой). В дневное время они сворачивались особым образом вместе с постельным бельем, выносились на верхнюю палубу и укладывались в специальные коечные сетки (траверзы). Эти плотно увязанные "коконы", благодаря пробковой набивке матрасов, обладали плавучестью и служили в качестве спасательных средств. Личные вещи и обмундирование команды хранились в металлических ящиках - рундуках. В часы приема пищи здесь же подвешивались к подволоку (потолку) металлические, покрытые линолеумом столы и устанавливались металлические баночки (скамейки). Офицеры корабля располагались в каютах. Две каюты (старшего офицера и старшего судового механика) были одноместными, остальные - двухместные. Офицеры принимали пищу в кают-компании, которая размещалась от борта до борта. Для командир крейсера, в самой кормовой части, располагались командирская столовая (салон), из которой можно было выйти на кормовой балкон и кабинет. Для хранения запаса провизии, различного имущества машинной, артиллерийской, минной, шкиперской и других частей на корабле были предусмотрены специальные кладовые. Скоропортящиеся продукты хранились в холодильной камере, устроенной на платформе рядом с помещением рефрижераторной машины.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 17 отсеков:

    1. Таранный отсек (127-122-й шпангоуты);
    2. Носовой отсек (122-117-й шпангоуты);
    3. Отсек динамо-машин (117-110-й шпангоуты);
    4. Цепной ящик (107-110-й шпангоуты);
    5. Отсек носовой башни главного калибра (107-102-й шпангоуты);
    6. Неизвестный отсек (98-102-й шпангоуты);
    7. Неизвестный отсек (92-98-й шпангоуты);
    8. Неизвестный отсек (90-92-й шпангоуты);
    9. Носовой котельный отсек (77-90-й шпангоуты);
    10. Второй котельный отсек (59-77-й шпангоуты);
    11. Кормовой котельный отсек (45-59-й шпангоуты);
    12. Машинный отсек (30-45-й шпангоуты);
    13. Кормовой отсек вспомогательных механизмов (26-30-й шпангоуты);
    14. Отсек боезапаса (18-26-й шпангоуты);
    15. Отсек кормовой башни главного калибра (11-18-й шпангоуты);
    16. Румпельный отсек (6-11-й шпангоуты);
    17. Кормовой отсек (0-6-й шпангоуты).
    Силуэт крейсера имел две стальные мачты, три трубы с вентиляционными раструбами, две башни главного калибра, боевую и штурманскую рубки, мостики. Шпоры (основания) мачт крепились к броневой палубе.

    Водоотливная, автономная система крейсера включала в себя 6 водоотливных электрических вертикальных насосов системы "Рато" производительностью по 500 т/ч каждый. В носовом и кормовом отсеках стояло по одному насосу производительностью 300 т/ч каждый, которые удаляли воду через железные оцинкованные трубы. Вода откачивалась через отливные трубы из любого отсека.

    Осушительная система предназначалась для удаления воды, оставшейся после работы водоотливных средств или скопившейся в корпусе из-за фильтрации, заливания подшипников, отпотевания бортов и палуб. Система включала трубу, которая проходила по настилу второго дна вдоль всего крейсера от таранной переборки до дейдвудного отделения кормовой машины. Труба имела приемные отростки и разобщительные клапана. Осушение происходило с помощью помп.

    Пожарная система состояла из трубы красной меди, проложенной под броневой палубой. Отростки от магистрали, идущие к верхней палубе, заканчивались поворотными медными рожками для подсоединения пожарных шлангов. Вода в систему подавалась отдельным насосом пожаротушения.

    Система затопления была предусмотрена для выравнивания крена и дифферента корабля в боевых условиях, а также для затопления погребов боезапаса в случае повышения в них температуры сверх безопасного уровня. Затопление отделений крейсера производилось открыванием кингстонов. Приводы кингстонов затопления были выведены на палубу.

    Рулевое устройство состояло из рулевой машины с паровым, электрическим и ручным приводами, которые обеспечивали поворот баллера балансирного руля на 70° с борта на борт всего за 30 секунд. Основной штурвал был установлен в боевой рубке. Вспомогательный штурвал в ходовой рубке. Ручной (аварийный) штурвал помещался в рулевом отделении.

    Якорное устройство включало два становых и один запасной якоря Холла массой по 4,2 тонны каждый. Две становых цепи калибром по 54-мм и длиной по 270 метров каждая и одну запасную цепь длиной 180 метров. Подъем и отдачу якорей осуществлял шпиль с приводом от паровой машины. Корабль также оснащался верп-анкером, который крепился к борту на юте.

    Спасательные средства крейсера состояли из двух паровых минных катеров длиной 10,4 метра, одного моторного катера, одного 20-вёсельного барказа, одного 14-вёсельного рабочего катера, одного 12-вёсельного лёгкого катера, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Все плавсредства размещались побортно на ростерных бимсах и оснащались поворотными шлюпбалками.

    Главная энергетическая установка крейсера механическая двухвальная с двумя паровыми машинами и 16 котлами "Нормана", расположенные в двух машинных и трёх котельных отделениях. Машины передавали вращение на два бронзовых трёхлопастных винта диаметром 4,9 метра с шагом 5,7 метра. Лопасти крепились к ступицам болтами из кованой латуни, что позволяло изменять шаг винта.
    Паровая машина "Вулкан" вертикальная, четырёхцилиндровая, тройного расширения пара имела мощность 9750 л. с. Машина комплектовалась главным горизонтальным поверхностным холодильником. Проходя через холодильник пар охлаждался на внешних поверхностях трубок. Прокачку забортной воды через главный холодильник производили циркуляционные помпы с паровым приводом. Свежий пар в машину подавался через детандер (понижающий редуктор). Машина комплектовалась собственной системой вентиляции, в которую входили вентиляторы.
    Котёл системы "Нормана" водотрубный, треугольного типа, вырабатывал пар давлением в 18 атмосфер, его нагревательная поверхность составляла 287,5 м2. Каждое из трех котельных отделений имело свою дымовую трубу диаметром 2,5 метра. Котельные отделения были оборудованы вдувной принудительной вентиляцией. Полный запас угля включал 1220 тонн, нормальный запас угля 720 тонн, запас котельной воды составлял 280 тонн, что позволяло крейсеру пройти около 2100 миль при скорости хода в 12 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 4 паровых динамо-машины "Сименс и Гальске" мощностью - нет данных. Четыре боевые пародинамо были установлены в одном отсеке. Два вспомогательных генератора размещались на верхней палубе в помещении электростанции. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений имелись аккумуляторные батареи для питания станции ходовых огней и электрических указателей положения пера руля. Для освещения жилых и служебных помещений могли использоваться переносные пиронафтовые фонари. Система электроснабжения разделялась на два магистральных фидера для освещения и боевого обеспечения. Защитная аппаратура состояла из предохранителей и автоматов.

    Вооружение крейсера состояло:

    1. Из 4 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных в двух поворотных башнях в носовой и кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Металлического завода на центральном штыре. Компрессор станка гидравлический, накатники пружинные неподвижные (располагались по бокам станка). Подъемный механизм — винт, связан­ный шарниром с обоймой. Башня выполнялась в форме круга и комплектовалась электрическими и ручными приводами наведения и подачи боезапаса. Система вращалась на конических катках и центри­ровалась вертикальными катками, а также особой цап­фой (нижним штыром). Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин, а сектор обстрела по горизонтали равнялся 270°. Досылка сна­рядов, ручная, производилась в пределах углов заряжания от -3° до +3°. Скорострельность орудий 6 выстрелов/мин. В состав боекомплекта, из 180 выстрелов на ствол, входили бронебойные, фугасные, чугунные и сегментные снаряды весом 41,46 кг с взрывчатым веществом весом 3,7 кг тротила и взрывателем МРД. Угол максимального возвышения орудий доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 792,5 м/с при максимальной дальности стрельбы в 11,52 км. Вес башни с 2 орудиями и бронёй - нет данных.
    2. Из 8 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно на верхней палубе (4), в носовых казематах под полубаком (2) и в кормовых казематах под полкютом (2). Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Меллера. Бортовые установки имели сектор обстрела 100°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Расчёт включал 10 человек. В состав боекомплекта, из 180 выстрелов, входили снаряды весом 41,46 кг с взрывчатым веществом весом 3,7 кг тротила и взрывателем МРД. Боезапас составлял 180 выстрелов на ствол. Угол максимального возвышения орудия доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 792,5 м/с при максимальной дальности стрельбы в 11,52 км. Установки расположенные открыто на верхней палубе комплектовались броневыми щитами. Вес установки без щита равнялся 14,69 тонны.
    3. Из 12 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, установленных побортно, открыто на верхней палубе (6), на полубаке (2), на полуюте (2) и на носовом мостике (2). Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором, размещалось на станке Канэ с центральным штыром. Компрессор гидравлический, откатывался вместе со стволом; накатник пружинный. Подъемный механизм с зубчатой дугой. Поворотный механизм посредством валов и шестерен сцеплялся с зубчатым погоном, прикрепленным к штыревому основанию. Орудие имело броневой щит толщиной 19-мм. Заряжание пушки унитарное. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Скорострельность орудий до 10 выстрелов/мин. Боезапас состоял из 300 выстрелов на ствол и включал бронебойные выстрелы весом в 4,9 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -10° до +20°. При начальной скорости снаряда в 823 м/с. и угле возвышения +13° дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла до 6,4 км. Вес установки со щитом доходил до 0,91 тонны.
    4. Из 8 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибров, расположенных побортно на верхней палубе под полубаком (2) и полуютом (2), на носовом (2) и кормовом (2) мостиках. Орудие имело воздушное охлаждение и одиночное унитарное боепитание. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Боезапас состоял из стальной или чугунной гранаты весом в 1,5 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км. Вес установки со щитом доходил до 448,5 кг.
    5. Из 2 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23,5 калибра, расположенных на катерах. Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту болтами. Расчёт пушки включал 2 человека. Скорострельность без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Боезапас включал около 2000 выстрелов на ствол. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком и станком доходила до 260 кг.
    6. Из 4 однотрубных 381-мм торпедных аппаратов (ТА), два надводных в форштевне и ахтерштевне, два подводных - траверзные (по одному с каждого борта) в помещении между 65 и 69-м шпангоутами. Стрельба самодвижущимися минами Уайтхеда (торпедами) производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 узлов. Торпедные аппараты были жестко связаны с корпусом крейсера, и их наводка производилась кораблем с помощью четырёх прицелов (по одному для каждого аппарата), установленных в боевой рубке. Кроме того, по одному прицелу для траверзных аппаратов крепилось у иллюминаторов погрузочных минных портов. Все помещения минных аппаратов соединялись с боевой рубкой телефонами и переговорными трубами. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ около 64 кг при весе самой торпеды в 426 кг. Скорость хода торпеды составляла 25 узлов, а дальность действия до 900 метров. Боекомплект состоял из 10 торпед. По две торпеды хранились у носового и кормового аппарата и шесть - в отделении подводных аппаратов.
    7. Из 35 сфероконических мин заграждения, которые могли быть установлены как с минного плотика, так и с парового катера или гребного баркаса. Мина Герца с гальвано-ударным взрывателем и сфероконическим корпусом из листового железа, состояла из платинового запала с детонатором и имела пять "рожков Герца", выполненных в виде легко сминающегося свинцового колпака с сухой угольно-цинковой батареей и электролитом в стеклянной ампуле - "склянке". При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, "склянка" разбивалась и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на мостик накаливания платинового запала и воспламенял детонатор. Взрыв происходил практически мгновенно. Для обеспечения безопасности обращения с миной при постановке предусматривался специальный предохранитель - "соляной (сахарный) размыкатель". С его помощью цепь запала замыкалась только после того, как соль, вставленная в предохранитель, растворялась в воде. Мина имела вес 35 кг с зарядом сухого пироксилина весом 18,14 кг. Глубина места постановки составляла до 40 метров, а сама постановка мины осуществлялась с плотика образованного барказом и катером по измеренной глубине. Время прихода в боевое положение равнялось 25 минутам, а задержка взрыва 0,05 секунды.
    8. Из противоминных сетей заграждения, которые выставлялись вдоль бортов корабля на специальных металлических трубчатых шестах при стоянке на якоре на открытом рейде. В комплект сетевого заграждения входили 18 шестов заграждения длиной 6 метров каждый и необходимым такелажем с сетями, которые плелись из металлических тросов.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • 2 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий, зрительные трубы (визирные посты), расположенные побортно. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
    • 2 прибора для передачи показаний дальномеров в боевую рубку. В дальномерной рубке побортно установлены дающие приборы расстояний, а в боевой рубке и у орудий ставились принимающие приборы.
    • 2 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.
    • Приборы и магнитные компасы в боевой рубке, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
    • Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
      • Станция измерительных приборов, размещённая в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
      • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливались в боевой рубке. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
      • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
      • Станция трансформаторов.
    Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал тип артустановки 152-мм или 75-мм орудия и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения к АУ, из которых предполагал поразить цель. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым орудия открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 152-мм и 75-мм орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром плутонга или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все орудия переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретного орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность залпов.

    На крейсере устанавливались магнитные компасы (главный носовой (10-дюймовый) магнитный компас на ходовом мостике над носовой боевой рубкой, путевой (7,5-дюймовый) магнитный компас в ходовой рубке у штурвала, боевой путевой (7,5-дюймовый) в боевой рубке у штурвала, главный кормовой (10-дюймовый) на специальной площадке кормового мостика, нижний боевой (7,5-дюймовый) в румпельном отделении у штурвала. Все компасы, независимо от места их расположения, были снабжены девиационными приборами и мягким судовым железом, с помощью которых уничтожалась девиация, т. е. сводилось к минимуму влияние окружающего железа.

    "Богатырь" - принимал участие в Русско-японской войне в составе Владивостокского отряда крейсеров под командованием контр-адмирала К.П. Иессена. 15 мая 1904 года напоролся на камни в Амурском заливе, получив серьёзные повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в доке. Введен в строй после ремонта и после войны переведён на Балтийский флот. В декабре 1908 года русские моряки с «Богатыря» в числе первых пришли на помощь жителям Мессины, всего было спасено около 1 800 человек. В 1912 году прошёл на Кронштадтском пароходном заводе частичную модернизацию. В Первую мировую войну, с 1914 года, вступил в составе 2-й эскадры крейсеров. 26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Всю войну крейсер успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. В 1918 году участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота. В 1922 году был разобран на металл.

    Строился корабль на на верфи фирмы "Вулкан" в г. Штетин (Германия).

    Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Богатырь" вступил в строй Императорского флота в 1902 году.


    Тактико-технические данные крейсера "Богатырь"

    Водоизмещение:  
    проектное 6250 тонн, полное 6645 тонн.  
    Длина наибольшая с тараном: 
    134 метра  
    Длина по КВЛ: 
    131,36 метра  
    Ширина наибольшая: 
    16,6 метра  
    Высота борта в носу: 
    14,52 метра  
    Высота борта по миделю: 
    11,88 метра  
    Высота борта в корме: 
    13,2 метра  
    Осадка средняя: 
    6,3 метра  
    Силовая установка: 
    2 паровые машины по 9 750 л.с., 16 котлов Нормана,
    2 винта РШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая система: 
    постоянного тока 105 В, 6 паро-динамо "Симменс и Гальске".  
    Скорость хода: 
    полная 23 узла, экономическая 12 узлов.  
    Дальность плавания: 
    2100 миль при 12 узлах.  
    Автономность: 
    7 суток при 12 узлах.  
    Мореходность: 
    нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    12х1 152-мм пушек, 12х1 75-мм пушек, 8х1 47-мм пушек.  
    торпедное: 
    2х1 надводных ТА и 2х1 подводных бортовых 381-мм ТА.  
    минное: 
    35 сфероконических мин заграждения.  
    противоминное: 
    18 бортовых шестов и сетей заграждения.  
    Экипаж: 
    582 человека (23 офицера, 8 кондукторов).  

    Всего построено бронепалубных крейсеров 1-го ранга в 1902 г. - 1 единица.


    Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа "Богатырь" - строились по чертежам головного крейсера "Богатырь", которые по соглашению с немецкой стороной, за дополнительную плату, были предоставлены для организации строительства крейсеров этого типа на отечественных верфях. Крейсер "Очаков" закладывался на Казённой верфи Севастопольского Адмиралтейства 15 августа 1901 года под руководством корабельного инженера Н.И. Янковского для Черноморского флота. Крейсер "Кагул" закладывался на эллинге Николаевского Адмиралтейства 23 августа 1901 года для Черноморского флота. Крейсер "Олег" закладывался на эллинге Нового Адмиралтейства в г. Санкт-Петербурге 06 июля 1902 года под руководством корабельного инженера А.И. Мустафина для Балтийского флота.

    Корпуса крейсеров выполнялись из симменс-мартеновской стали методом клепания и набирались по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабли отличались от головного крейсера немецкой постройки отсутствием кормовой боевой рубки, тяжёлых марсов на мачтах, надводных ТА в фор- и ахтерштевнях, мин заграждения.

    Вооружение крейсеров состояло:

    1. Из 4 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных в двух поворотных башнях в носовой и кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Металлического завода на центральном штыре. Компрессор станка гидравлический, накатники пружинные неподвижные (располагались по бокам станка). Подъемный механизм — винт, связан­ный шарниром с обоймой. Башня выполнялась в форме круга и комплектовалась электрическими и ручными приводами наведения и подачи боезапаса. Система вращалась на конических катках и центри­ровалась вертикальными катками, а также особой цап­фой (нижним штыром). Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин, а сектор обстрела по горизонтали равнялся 270°. Досылка сна­рядов, ручная, производилась в пределах углов заряжания от -3° до +3°. Скорострельность орудий 6 выстрелов/мин. В состав боекомплекта, из 180 выстрелов на ствол, входили бронебойные, фугасные, чугунные и сегментные снаряды весом 41,46 кг с взрывчатым веществом весом 3,7 кг тротила и взрывателем МРД. Угол максимального возвышения орудий доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 792,5 м/с при максимальной дальности стрельбы в 11,52 км. Вес башни с 2 орудиями и бронёй - нет данных.
    2. Из 8 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно на верхней палубе (4), в носовых казематах под полубаком (2) и в кормовых казематах под полуютом (2). Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Меллера. Бортовые установки имели сектор обстрела 100°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Расчёт включал 10 человек. В состав боекомплекта, из 180 выстрелов, входили снаряды весом 41,46 кг с взрывчатым веществом весом 3,7 кг тротила и взрывателем МРД. Боезапас составлял 180 выстрелов на ствол. Угол максимального возвышения орудия доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 792,5 м/с при максимальной дальности стрельбы в 11,52 км. Установки расположенные открыто на верхней палубе комплектовались броневыми щитами. Вес установки без щита равнялся 14,69 тонны.
    3. Из 12 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, установленных побортно, открыто на верхней палубе (6), на полубаке (2), на полуюте (2) и на носовом мостике (2). Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором, размещалось на станке Канэ с центральным штыром. Компрессор гидравлический, откатывался вместе со стволом; накатник пружинный. Подъемный механизм с зубчатой дугой. Поворотный механизм посредством валов и шестерен сцеплялся с зубчатым погоном, прикрепленным к штыревому основанию. Орудие имело броневой щит толщиной 19-мм. Заряжание пушки унитарное. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Скорострельность орудий до 10 выстрелов/мин. Боезапас состоял из 300 выстрелов на ствол и включал бронебойные выстрелы весом в 4,9 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -10° до +20°. При начальной скорости снаряда в 823 м/с. и угле возвышения +13° дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла до 6,4 км. Вес установки со щитом доходил до 0,91 тонны.
    4. Из 2 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23,5 калибра, расположенных на катерах. Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту болтами. Расчёт пушки включал 2 человека. Скорострельность без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Боезапас включал около 2000 выстрелов на ствол. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком и станком доходила до 260 кг.
    5. Из 2 однотрубных, подводных 381-мм торпедных аппаратов (ТА), по одному с каждого борта. Стрельба самодвижущимися минами Уайтхеда (торпедами) производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 узлов. Торпедные аппараты были жестко связаны с корпусом крейсера, и их наводка производилась кораблем с помощью четырёх прицелов (по одному для каждого аппарата), установленных в боевой рубке. Кроме того, по одному прицелу для траверзных аппаратов крепилось у иллюминаторов погрузочных минных портов. Все помещения минных аппаратов соединялись с боевой рубкой телефонами и переговорными трубами. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ около 64 кг при весе самой торпеды в 426 кг. Скорость хода торпеды составляла 25 узлов, а дальность действия до 900 метров. Боекомплект состоял из 10 торпед. По две торпеды хранились у носового и кормового аппарата и шесть - в отделении подводных аппаратов.
    6. Из противоминных сетей заграждения, которые выставлялись вдоль бортов корабля на специальных металлических трубчатых шестах при стоянке на якоре на открытом рейде. В комплект сетевого заграждения входили 18 шестов заграждения длиной 6 метров каждый и необходимым такелажем с сетями, которые плелись из металлических тросов.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • 2 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий, зрительные трубы (визирные посты), расположенные побортно. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
    • 2 прибора для передачи показаний дальномеров в боевую рубку. В дальномерной рубке побортно установлены дающие приборы расстояний, а в боевой рубке и у орудий ставились принимающие приборы.
    • 2 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.
    • Приборы и магнитные компасы в боевой рубке, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
    • Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
      • Станция измерительных приборов, размещённая в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
      • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливались в боевой рубке. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
      • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
      • Станция трансформаторов.
    Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал тип артустановки 152-мм или 75-мм орудия и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения к АУ, из которых предполагал поразить цель. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым орудия открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 152-мм и 75-мм орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром плутонга или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все орудия переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретного орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность залпов.

    "Кагул" - 25 марта 1907 года переименован в «Память Меркурия». Корабль принимал участие в Первой мировой войне. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал минно-заградительные действия сил Черноморского флота. В 1918 году законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение. После захвата Севастополя германскими войсками использовался как плавучая казарма. 24 ноября 1918 года был захвачен Антантой с последующей передачей Добровольческой армии. В 1919 году корабль разоружили и по приказу английского командования взорвали главные механизмы. В ноябре 1920 года захвачен войсками Красной Армии. 31 декабря 1922 года переименован в «Коминтерн». В 1923 году восстановлен и 7 ноября 1923 года в качестве учебного корабля введен в строй Рабоче-Крестьянского Красного флота. В 1925 году «снялся» в фильме Сергея Эйзенштейна в роли броненосца «Потемкин». В "тридцатых" годах дважды проходил ремонт и переоборудование. 16 июля 1942 года при стоянке в Потийском порту, был сильно повреждён германской авиацией. 10 октября 1942 года разоружен и затоплен в устье реки Хоби, севернее Поти, в качестве волнолома.

    "Очаков" - участвовал в Севастопольском восстании 1905 года, одним из руководителей которого был лейтенант Шмидт. После подавления востания, 25 марта 1907 года — переименован в «Кагул». В этом же году корабль прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Севастопольском военном порту с заменой артиллерии главного калибра на 16 — 130-мм орудий. 1 мая 1918 года захвачен немцами и включён в состав ВМС Германии на Чёрном море. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими войсками. Зачислен в состав морских сил Юга России. В августе 1919 года принимал участие в десантной операции в районе Одессы. В сентябре 1919 года, находясь в Одессе, переименован в «Генерал Корнилов». 14 ноября 1920 года, в составе Русской эскадры, совершил переход в Бизерту. В 1933 году разделан на металлолом.

    "Олег" - принимал участие в Цусимском сражении. После боя интернирован в Маниле до конца войны. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войне на Балтике. 28 ноября 1918 года принимал участие в составе Действующего отряда кораблей (крейсер «Олег», эсминцы «Меткий» и «Автроил») в высадке десанта в Гунгербурге. 13-15 июля 1919 года подавлял мятеж на фортах "Красная Горка" и "Серая лошадь". После подавления восстания был торпедирован и потоплен английским торпедным катером.

    Строились корабли на Казённой верфи Севастопольского Адмиралтейства ("Очаков") в г. Севастополе, на эллинге №7 Николаевского Адмиралтейства ("Кагул") в г. Николаеве и на эллинге Нового Адмиралтейства ("Олег") в г. Санкт-Петербурге.

    Головной бронепалубный крейсер 1-го ранга "Олег" вступил в строй Императорского флота в 1904 году.


    Тактико-технические данные крейсеров типа "Богатырь"

    Водоизмещение:  
    проектное 6250 тонн, полное 6975 тонн.  
    Длина наибольшая с тараном: 
    134,19 метра  
    Длина по КВЛ: 
    131,36 метра  
    Ширина наибольшая: 
    16,6 метра  
    Высота борта в носу: 
    14,52 метра  
    Высота борта по миделю: 
    11,88 метра  
    Высота борта в корме: 
    13,2 метра  
    Осадка средняя: 
    6,9 метра  
    Силовая установка: 
    2 паровые машины по 6 500 л.с., 16 котлов Нормана,
    2 винта РШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая система: 
    постоянного тока 105 В, 6 паро-динамо "Симменс и Гальске".  
    Скорость хода: 
    полная 20,5 узла, экономическая 12 узлов.  
    Дальность плавания: 
    1200 миль при 12 узлах, 845 миль при 20 узлах.  
    Автономность: 
    2 суток при 20 узлах, 4 суток при 12 узлах.  
    Мореходность: 
    нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    12х1 152-мм пушек, 12х1 75-мм пушек.  
    торпедное: 
    2х1 подводных бортовых 381-мм ТА.  
    противоминное: 
    18 бортовых шестов и сетей заграждения.  
    Экипаж: 
    582 человека (23 офицера, 8 кондукторов).  

    Всего построено бронепалубных крейсеров 1-го ранга с 1904 г. по 1905 г. - 3 единицы.


Hosted by uCoz