Главная | Надводные силы | Канонерские лодки
Канонерская лодка
"Храбрый"
1896

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона



    Броненосная канонерская лодка "Храбрый" - проектировалась по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК), по прямому указанию Управляющего Морским Министерством вице-адмирала Н.М. Чихачёва. Главным строителем лодки был назначен корабельный инженер Г.Ф. Шлезингер. Проектом предусматривалось водоизмещение в 1500 тонн, скорость 14 узлов, броневой пояс, броневая палуба и боевая рубка и усиленное артиллерийское вооружение. Корабль предназначался для поддержки своей эскадры, охраны водного района и артиллерийской поддержки своих войск на приморском театре военных действий.

    Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали, имел полубак, двойное дно, верхнюю и броневую карапасную палубы и собирался по бракетной системе. Форштевень канонерской лодки под водой выступал вперёд, образуя своеобразный таран, доходивший до броневой(жилой) палубы. Ахтерштевень так же выполненный из стали и весил 2,5 тонны. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. Поперёк корпуса устанавливались 76 шпангоутов, со шпацией около 915-мм. На уровне верхней и жилой палуб шпангоуты замыкались бимсами из коробчатой стали. Для обеспечения продольной прочности вдоль горизонтального киля устанавливались стрингеры из стальных листов толщиной от 4,8-мм до 6,3-мм. Наружная обшивка корабля выполнялась из стальных листов толщиной 9,5-мм, а верхняя палуба настилалась стальными листами толщиной 3-мм. Кроме этого, поверх стальных листов, на верхней палубе выполнялся настил из тиковых досок толщиной 63-мм. Деревянный настил крепился к обшивке с помощью болтов и обеспечивал износоустойчивость, изолировал стальную палубу от солнца, при включённом паровом отоплении препятствовал отпотеванию металла, а при дожде и заморозках не скользил, что позволяло на авралах передвигаться по верхней палубе бегом. Корабль имел бортовой броневой пояс, состоящий из 12 броневых плит на каждый борт толщиной 127-мм в средней части, который уменьшался к оконечностям до 76,2-мм. Для амортизации удара снаряда под бронёй устанавливалась деревянная подкладка из лиственницы. Броневые плиты крепились специальными болтами к стальной обшивке корпуса. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся под срезом броневой палубы. Броневая палуба состояла из плит толщиной 38-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии, а в оконечностях спускалась ниже ватерлинии и имела толщину 19-мм. В носовой части верхней палубы на бортовых спонсонах разместили два орудия главного калибра с броневыми щитами. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, от носовых 203-мм орудий и до кормового боевого прожектора находились высокие фальшборта коробчатой формы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной носовой боевой рубкой с толщиной брони 25-мм и расположенным над ней командирским мостиком и кормовой стальной рубкой с кормовым мостиком. Кормовое орудие 152-мм калибра размещалось на юте и имело угол обстрела до 130°. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. За кожухом дымовой трубы был устроен камбуз с самоварами команды. Кондукторы размещались в двух каютах, боцман жил в отдельной каюте. Силуэт канонерской лодки имел одну дымовую трубу и две мачты.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 11 водонепроницаемых отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Карцер, носовой торпедный аппарат, кладовые;
    3. Цепной ящик, помещение шпиля, гальюны команды;
    4. Опреснители, кладовые, кубрики, бытовые помещения команды, лазарет и аптека;
    5. Носовые погреба боезапаса, кубрики команды, каюты кондукторов и боцмана, кладовые;
    6. Котельное отделение, угольные ямы;
    7. Машинное отделение, угольные ямы;
    8. Отделение вспомогательных механизмов;
    9. Каюты офицеров, кают-компания офицеров, кормовой артпогреб, рефрижератор;
    10. Каюта командира, салон командира, ванная командира;
    11. Румпельное отделение.

    Рулевое устройство включало рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через валиковую передачу. Машина управляла 1 полубалансирным рулём площадью 4,8 м2 со стальной рамой весом 2 тонны.

    Якорное устройство включало 3 становых якоря системы Мартина весом по 1,6 тонны каждый, два основных и один запасной. Кроме этого имелся 1 паровой шпиль в носовой части, 2 якорные цепи, 2 стопора Легофа, стоп-анкер и 2 верпа.

    Средства спасения включали 1 баркас (14-вёсельный), 1 паровой катер, 2 вельбота и 1 шестивёсельный ял и 1 четырёхвёсельный ял.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения мощностью по 1100 л. с. каждая и 8 водотрубных котлов системы "Никлосса", располагались в машинно-котельных отделениях. Паровые машины имели по три цилиндра один высокого давления, один низкого давления и один среднего давления, которые работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта регулируемого шага и развивали до 165 об./мин на каждый вал. Котлы системы "Никлосса" имели нагревательную поверхность 70,38 м2 каждый и рабочее давление пара 15 кг/см2, размещались все в одном котельном отделении. Полный запас угля включал 160 тонн. Полная скорость канонерской лодки доходила до 14,5 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 100 В и включала 2 пародинамо мощностью по 7,5 кВт каждая. В качестве аварийного источника питания использовалась аккумуляторная батарея, расположенная в отсеках пародинамо.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 2 одноствольных 203-мм пушек Обуховского завода с длиной ствола 45 калибров, расположенных на спонсонах в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на центральном поворотном станке имело броневой щит, а угол вертикального наведения ствола находился в диапазоне от -5° до +18°. Ствол нарезной, комплектовался поршневым замком. Скорострельность установки составляла 3 выстрела в минуту, а боекомплект включал 137 выстрелов. Дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле наклона +18° и начальной скорости снаряда 900 м/с доходила до 13,15 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком и щитом составляла 28,75 тонны.
    2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 45 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался поршневым замком. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 6 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +20°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 54 кг развивал начальную скорость в 790 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +20°- до 11,3 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком и щитом составляла 14,7 тонны.
    3. Из 5 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43 калибра, расположенных побортно на верхней палубе, на мостиков и на полубаке. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
    4. Из 6 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23 калибра, располагавшихся побортно на палубе. Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту или другой части судна болтами. Расчёт пушки включал 4 человека. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 170 кг.
    5. Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата, располагавшегося неподвижно в форштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

    Строился корабль на верфи Нового Адмиралтейства в г. Санкт-Петербурге.

    Головной "Храбрый" ("Красное Знамя") вступил в строй флота в 1896 года.


    Тактико-технические данные канонерской лодки "Храбрый"

    Водоизмещение:   стандартное 1500 тонн, полное 1862 тонны  
    Длина наибольшая:  72,31 метра  
    Длина по КВЛ:  68,1 метра  
    Ширина наибольшая:  13,01 метра  
    Высота борта на миделе:  6,2 метра  
    Осадка по корпусу:  4,08 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 1100 л. с., 2 винта,
    1 руль, 8 водотрубных котлов "Никлосса"  
    Электроэнергетическая система:  2 пародинамо по 7,5 кВт постоянный ток 110 В  
    Скорость хода:  полная 14,5 узлов, экономическая 10 узлов  
    Дальность плавания:  1200 миль при 10 узлах  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 203-мм пушки, 1х1 152-мм пушка,
    5х1 47-мм пушек, 6х1 37-мм пушки  
    минное:  1х1 380-мм надводный ТА  
    Экипаж:  195 человек (10 офицеров, 4 кондуктора)  

    Всего построено кораблей в 1896 г. - 1 единица.


Hosted by uCoz