Корабль 64-пушечного ранга "Ингерманланд"
- строился на Адмиралтейской верфи, по чертежам разработанным Пётром I. Руководил постройкой корабля и его "систершипа", который назывался "Москва", английский корабельный мастер Ричард Козенц. Козенц с 1700 года, по приглашению Петра I, был принят на службу и строил корабли и суда для Российского флота, сначала в Воронеже, затем в Таврове и Осереде и наконец в Санкт-Петербурге. Помимо постройки на Козенца возлагались обязанности по руководству ремонтом кораблей Балтийского флота, а так же по осмотру кораблей прибывающих из Архангельска. С 1733 года, и до самой смерти в 1736 году, Козенц практически заново воссоздал Соломбальское адмиралтейство в Архангельске. Ричард Козенц скончался на 63-году жизни и был похоронен на Соломбальском кладбище, где на его могиле и по сей день сохранилось надгробие.
Корпус корабля деревянный, двухдечный (две нижние палубы), строился по смешанной голландско-английской системе кораблестроения. Верхняя палуба не была сплошной, а имела, как бы вырез в средней части, что соответствовало голландским традициям постройки кораблей и судов. Согласно такой архитектуре корпуса у корабля был высокий форкастель и квартер-дек (высокие шканцы), которые заканчивались двух ярусным балконом на корме. Второе дно простиралось на всю длину от форштевня до ахтерштевня и имело два днищевых и два бортовых стрингера. Между шпангоутами, для увеличения общей прочности корпуса, прокладывались деревянные брусья (стрингеры), они объединяли набор в одно целое. Такое новшество было взято из английской школы вместе с высоким стройным рангоутом фок- и грот-мачт и увеличенным количеством парусов на них. Бизань-мачта и бушприт с утлегарем выполнялись по голландской системе, причём бизань имела косой латинский парус, а бушприт с направленным вверх утлегарем - прямые паруса. Носовой княвдигед украшался фигурой в виде атакующего льва. На форкастеле ставилась фок-мачта, и размещался судовой колокол (рында), а по бортам крепились крамболы для удержания якорей. На шкафуте, то есть между фок- и грот-мачтами, размещались фор-люк, шпиль и световые люки над которыми располагались гребной баркас и 8-вёсельный ял. С обоих бортов шкафута шли коечные сетки, куда команда на день убирала койки, служившие во время ближнего боя защитой от неприятельских пуль и картечи. За грот-мачтой были расположены шканцы, на которых размещались световые люки с входным трапом. За бизань мачтой выполнялся командный мостик, который заканчивался кормой с балконами. Корабль отличался хорошими мореходными качествами и остойчивостью.
Спасательные средства включали 1 баркас и 1 восьмивёсельный ял.
Главная энергетическая установка парусная, три мачты несли 7 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель и крюйсель) и 1 косой парус (бизань), а на бушприте и утлегаре крепились ещё 2 прямых паруса (блинд и бом-блинд). Корабль имел 1 руль.
Вооружение корабля состояло:
- Из 24 одноствольных (165-мм) 32-х фунтовых пушек с длиной ствола 18 калибров, располагались побортно на нижней батарейной палубе (гон-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,3 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,95 тонны.
- Из 24 одноствольных (136-мм) 18-ти фунтовых пушек с длиной ствола 22 калибра, располагались побортно на верхней батарейной палубе (опер-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2 км при весе заряда 2,7 кг и и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,1 тонны.
- Из 14 одноствольных 12-х фунтовых (120-мм) пушек с длиной ствола 24 калибра, которые располагались побортно на квартер-деке. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Масса пушки доходила до 1,6 тонны.
- Из 4 одноствольных 6-фунтовых (96-мм) пушек с длиной ствола 20 калибров, которые располагались две в корме (ретирадные) под командирским балконом и две в форкастеле (догонные). Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался вручную. Расчёт орудия включал 4 человека. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 1,2 км. Масса пушки 838,2 кг.
Корабль 64-пушечного ранга "Ингерманланд" прославился тем, что был флагманским кораблём Балтийского флота. "Ингерманланд" принимал активное участие в Северной войне с Швецией (1700-1721 гг.).
В 1716 году Балтийская корабельная эскадра в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и других судов (22 вымпела) прибыла в Копенгаген, где соединилась с союзными кораблями Голландии, Англии и Дании и под командованием Петра I и крейсировала в Финском заливе и у острова Борнгхольм. Не обнаружив шведов, Балтийская корабельная эскадра вернулась в Ревель.
В 1717 годукорабль в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина участвовал в крейсерстве у берегов Швеции и высаживал десант на остров Готланд.
В 1719 году корабль с флотом крейсировал у полуострова Гангут, прикрывая переход гребного флота с десантом на борту к берегам Швеции.
С 1721 по 1725 годы "Ингерманланд" совершал плавания в Ревель, Кронштадт, Рогервик, участвовал в манёврах Балтийского флота.
С 1725 по 1727 годы в море не выходил.
В 1727 году корабль был тимберован в Кронштадте.
В 1739 году "Ингерманланд" - разобран.
Строились корабли на Адмиралтейской верфи в г. Санкт-Петербурге.
Головной корабль "Ингерманланд" сдан Балтийскому флоту в мае 1715 года.
Тактико-технические данные корабля 64-пушечного ранга
Водоизмещение: |
1400 тонн |
Длина наибольшая: |
46,1 метра |
Длина по КВЛ: |
40,72 метра |
Ширина наибольшая: |
12,8 метра |
Высота борта в носу: |
10 метров |
Высота борта на миделе: |
8,84 метра |
Высота борта в корме: |
12,68 метра |
Осадка по корпусу: |
4,61 метра |
Силовая установка: |
1 косой парус (бизань), 9 прямых парусов, 1 руль из дуба |
Скорость хода: |
нет данных |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
24х1 (165-мм) 32-фунтовых пушек, 24х1 (136-мм) 18-фунтовых пушек, 14х1 (120-мм) 12-фунтовых пушек, 4х1 (96-мм) 6-фунтовых пушки. |
Экипаж: |
450 человек (8 офицеров) |
Всего построено кораблей в 1715 году - 2 единицы.