Главная | Надводные силы | Корабли парусного флота
Корабль 64 пушечного ранга
"Ингерманланд"
1715
  

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона


    Корабль 64-пушечного ранга "Ингерманланд" - строился на Адмиралтейской верфи, по чертежам разработанным Пётром I. Руководил постройкой корабля и его "систершипа", который назывался "Москва", английский корабельный мастер Ричард Козенц. Козенц с 1700 года, по приглашению Петра I, был принят на службу и строил корабли и суда для Российского флота, сначала в Воронеже, затем в Таврове и Осереде и наконец в Санкт-Петербурге. Помимо постройки на Козенца возлагались обязанности по руководству ремонтом кораблей Балтийского флота, а так же по осмотру кораблей прибывающих из Архангельска. С 1733 года, и до самой смерти в 1736 году, Козенц практически заново воссоздал Соломбальское адмиралтейство в Архангельске. Ричард Козенц скончался на 63-году жизни и был похоронен на Соломбальском кладбище, где на его могиле и по сей день сохранилось надгробие.

    Корпус корабля деревянный, двухдечный (две нижние палубы), строился по смешанной голландско-английской системе кораблестроения. Верхняя палуба не была сплошной, а имела, как бы вырез в средней части, что соответствовало голландским традициям постройки кораблей и судов. Согласно такой архитектуре корпуса у корабля был высокий форкастель и квартер-дек (высокие шканцы), которые заканчивались двух ярусным балконом на корме. Второе дно простиралось на всю длину от форштевня до ахтерштевня и имело два днищевых и два бортовых стрингера. Между шпангоутами, для увеличения общей прочности корпуса, прокладывались деревянные брусья (стрингеры), они объединяли набор в одно целое. Такое новшество было взято из английской школы вместе с высоким стройным рангоутом фок- и грот-мачт и увеличенным количеством парусов на них. Бизань-мачта и бушприт с утлегарем выполнялись по голландской системе, причём бизань имела косой латинский парус, а бушприт с направленным вверх утлегарем - прямые паруса. Носовой княвдигед украшался фигурой в виде атакующего льва. На форкастеле ставилась фок-мачта, и размещался судовой колокол (рында), а по бортам крепились крамболы для удержания якорей. На шкафуте, то есть между фок- и грот-мачтами, размещались фор-люк, шпиль и световые люки над которыми располагались гребной баркас и 8-вёсельный ял. С обоих бортов шкафута шли коечные сетки, куда команда на день убирала койки, служившие во время ближнего боя защитой от неприятельских пуль и картечи. За грот-мачтой были расположены шканцы, на которых размещались световые люки с входным трапом. За бизань мачтой выполнялся командный мостик, который заканчивался кормой с балконами. Корабль отличался хорошими мореходными качествами и остойчивостью.

    Спасательные средства включали 1 баркас и 1 восьмивёсельный ял.

    Главная энергетическая установка парусная, три мачты несли 7 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель и крюйсель) и 1 косой парус (бизань), а на бушприте и утлегаре крепились ещё 2 прямых паруса (блинд и бом-блинд). Корабль имел 1 руль.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 24 одноствольных (165-мм) 32-х фунтовых пушек с длиной ствола 18 калибров, располагались побортно на нижней батарейной палубе (гон-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,3 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,95 тонны.
    2. Из 24 одноствольных (136-мм) 18-ти фунтовых пушек с длиной ствола 22 калибра, располагались побортно на верхней батарейной палубе (опер-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2 км при весе заряда 2,7 кг и и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,1 тонны.
    3. Из 14 одноствольных 12-х фунтовых (120-мм) пушек с длиной ствола 24 калибра, которые располагались побортно на квартер-деке. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Масса пушки доходила до 1,6 тонны.
    4. Из 4 одноствольных 6-фунтовых (96-мм) пушек с длиной ствола 20 калибров, которые располагались две в корме (ретирадные) под командирским балконом и две в форкастеле (догонные). Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался вручную. Расчёт орудия включал 4 человека. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 1,2 км. Масса пушки 838,2 кг.

    Корабль 64-пушечного ранга "Ингерманланд" прославился тем, что был флагманским кораблём Балтийского флота. "Ингерманланд" принимал активное участие в Северной войне с Швецией (1700-1721 гг.).
    В 1716 году Балтийская корабельная эскадра в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и других судов (22 вымпела) прибыла в Копенгаген, где соединилась с союзными кораблями Голландии, Англии и Дании и под командованием Петра I и крейсировала в Финском заливе и у острова Борнгхольм. Не обнаружив шведов, Балтийская корабельная эскадра вернулась в Ревель.
    В 1717 годукорабль в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина участвовал в крейсерстве у берегов Швеции и высаживал десант на остров Готланд.
    В 1719 году корабль с флотом крейсировал у полуострова Гангут, прикрывая переход гребного флота с десантом на борту к берегам Швеции.
    С 1721 по 1725 годы "Ингерманланд" совершал плавания в Ревель, Кронштадт, Рогервик, участвовал в манёврах Балтийского флота.
    С 1725 по 1727 годы в море не выходил.
    В 1727 году корабль был тимберован в Кронштадте.
    В 1739 году "Ингерманланд" - разобран.

    Строились корабли на Адмиралтейской верфи в г. Санкт-Петербурге.

    Головной корабль "Ингерманланд" сдан Балтийскому флоту в мае 1715 года.


    Тактико-технические данные корабля 64-пушечного ранга

    Водоизмещение:   1400 тонн  
    Длина наибольшая:  46,1 метра  
    Длина по КВЛ:  40,72 метра  
    Ширина наибольшая:  12,8 метра  
    Высота борта в носу:  10 метров  
    Высота борта на миделе:  8,84 метра  
    Высота борта в корме:  12,68 метра  
    Осадка по корпусу:  4,61 метра  
    Силовая установка:  1 косой парус (бизань),
    9 прямых парусов, 1 руль из дуба  
    Скорость хода:  нет данных  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  24х1 (165-мм) 32-фунтовых пушек,
    24х1 (136-мм) 18-фунтовых пушек,
    14х1 (120-мм) 12-фунтовых пушек,
    4х1 (96-мм) 6-фунтовых пушки.  
    Экипаж:  450 человек (8 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1715 году - 2 единицы.

Hosted by uCoz