Главная | Надводные силы | Канонерские лодки
Канонерские лодки
типа "Кореец"
1887-1889

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона 1

Модель из картона 2



    Мореходная канонерская лодка "Кореец" - проектировалась в России в рамках судостроительной программы на 1882-1902 годы. Проект разрабатывался по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК), которое предусматривало водоизмещение в 1300 тонн, скорость около 14 узлов, броневую палубу, небольшую осадку и усиленное артиллерийское вооружение. Наблюдение за работами осуществлял корабельный инженер Мустафин. Корабли предназначались для стационерной службы и артиллерийской поддержки своих войск на приморском театре военных действий, а также в дельтах рек.

    Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали и имел полубак, верхнюю и броневую палубы. Форштевень под водой выступал круто выступал вперёд, образуя таран. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. На палубе полубака, которая имела настил из дерева, разместили две револьверные 37-мм пушки и палубные иллюминаторы для дополнительного естественного освещения носовой части верхней палубы. Верхняя палуба корабля, так же имела деревянный настил, который был принят на большинстве кораблей русского флота. В носовой части верхней палубы под палубаком разместили бушприт, якоря и шпиль. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - от носовых 203-мм орудий, которые были вынесены на спонсоны и до конца кормы находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых, вдоль бортов, хранились подвесные койки экипажа и располагались четыре 107-мм орудия. Броневая палуба состояла из плит толщиной 10-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся вдоль бортов на протяжении машинно-котельных отделений, под срезом броневой палубы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной боевой рубкой и расположенным над ней командирским мостиком. Кормовое орудие 152-мм калибра размещалось на юте и имело угол обстрела до 130°. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. Силуэт канонерской лодки имел одну дымовую трубу и три мачты с оснасткой бригантины (позже оснастка заменена, как у шхуны).

    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

    1. Таранный отсек, форпик;
    2. Цепной ящик, шкиперская кладовая, помещение бушприта;
    3. Опреснители, кладовые, бытовые помещения команды, кубрики, парусная кладовая;
    4. Носовые погреба боезапаса, кубрики команды, помещение шпилевой машины;
    5. Вкладные водяные цистерны;
    6. Котельное отделение, угольные ямы;
    7. Машинное отделение, угольные ямы;
    8. Каюты офицеров, кормовые крюйт-камеры и бомбовые погреба;
    9. Каюта командира и кают-компания офицеров;
    10. Румпельное отделение.

    Рулевое устройство включало рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём.

    Средства спасения включали 1 баркас, 1 паровой катер, 2 вельбота и 1 шестивёсельный ял.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя горизонтальными паровыми машинами двойного расширения мощностью по 750 л. с. каждая и 4 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина трёхцилиндровая с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления. Машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта. Полная скорость канонерской лодки составляла 13,5 узлов.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 2 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 35 калибров, расположенных на бортовых спонсонах в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на поворотном станке Дубова с центральным штыром и имело броневой щит. Угол вертикального наведения ствола от -5° до +15°, а угол горизонтального наведения составлял до 200°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым цилиндропризматическим замком весом 417,7 кг. Дальность стрельбы лёгкими снарядами весом 90 кг по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 663 м/с доходила до 9,15 км. Дальность стрельбы бронебойными снарядами весом 133 кг по морской цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 583 м/с доходила до 8,1 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком без щита составляла 21,36 тонны.
    2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 28 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 172 кг. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 37,26 кг развивал начальную скорость в 535 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +6°- до 3,9 км, а при угле возвышения +12° - до 5,7 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 8,5 тонны.
    3. Из 4 одноствольных 107-мм пушек Круппа с длиной ствола 20 калибров, расположенных побортно на верхней палубе. Орудие устанавливалось на поворотном металлическом станке Барановского с гидравлическим компрессором и пружинным накатником и не имело броневого щитка. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 56,5 кг. Расчёт установки включал 9 человек. Чугунная граната весом 12,4 кг развивала начальную скорость в 373 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +27,3°- до 5,5 км. Масса установки со станком доходила до 1,46 тонны.
    4. Из 4 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшихся побортно два на полубаке и два на крыльях мостика. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.
    5. Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата, располагавшегося неподвижно в форштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

    Строился корабль на верфи фирмы "Бергзунд Меканиска" в г. Стокгольме.

    Головной "Кореец" вступил в строй флота в 1887 году.


    Тактико-технические данные канонерской лодки "Кореец"

    Водоизмещение:   нормальное 1224 тонн  
    Длина наибольшая:  66,3 метра  
    Длина по КВЛ:  64,4 метров  
    Ширина наибольшая:  10,7 метра  
    Высота борта на миделе:  5 метров  
    Осадка по корпусу:  3,5 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 750 л. с., 2 винта,
    1 руль, 4 огнетрубных котла  
    Скорость хода:  полная 13,5 узлов, экономическая 8 узлов  
    Дальность плавания:  2850 миль при 8 узлах и под парусами  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 203-мм пушки, 1х1 152-мм пушка,
    4х1 107-мм пушки, 4х5 37-мм пушки  
    минное:  1х1 380-мм надводный ТА  
    Экипаж:  162 человека (12 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1887 г. - 1 единица.


    Мореходная канонерская лодка "Манджур" - проектировалась в России в рамках судостроительной программы на 1882-1902 годы. Проект разрабатывался по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК) и предусматривал водоизмещение в 1300 тонн, скорость около 14 узлов, броневую палубу, небольшую осадку и усиленное артиллерийское вооружение. Проект однотипного с "Корейцем" корабля имел и существенные различия. Наблюдать за постройкой корабля был назначен корабельный инженер Черниговский. Канонерская лодка предназначалась для стационерной службы.

    Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали и имел полубак, верхнюю и броневую палубы. Форштевень под водой несколько выступал вперёд, образуя шпирон(таран). Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. На палубе полубака, разместили две револьверные 37-мм пушки и палубные иллюминаторы для дополнительного естественного освещения носовой части верхней палубы. Верхняя палуба корабля, так же имела деревянный настил, который был принят на большинстве кораблей русского флота. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - от носовых 203-мм орудий, которые были вынесены на спонсоны и до конца кормы находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых, вдоль бортов от спонсонов 203-мм орудий до спонсонов 47-мм орудий, хранились подвесные койки экипажа. Броневая палуба состояла из плит толщиной 10-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся вдоль бортов на протяжении машинно-котельных отделений, под срезом броневой палубы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной боевой рубкой и расположенным над ней командирским мостиком и кормовой небронированной надстройкой. Кормовое орудие 152-мм калибра размещалось на юте и имело угол обстрела до 130°. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. Силуэт канонерской лодки имел одну дымовую трубу, которая комплектовалась устройством для её подъёма и опускания, а так же тремя мачтами с оснасткой шхуны.

    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Форпик, малярная кладовая, минный(торпедный) отсек, помещение бушприта;
    3. Цепной ящик, помещения команды, помещение под полубаком;
    4. Опреснители, кладовые, помещения команды, парусная кладовая;
    5. Шкиперская кладовая, помещения команды;
    6. Носовые погреба боезапаса, помещения команды;
    7. Водяные цистерны;
    8. Котельное отделение, угольные ямы;
    9. Машинное отделение, угольные ямы;
    10. Кормовые крюйт-камеры и бомбовые погреба,каюты офицеров и кают-компания офицеров;
    11. Рефрижератор и провизионное отделение, каюта командира и каюты офицеров;
    12. Румпельное отделение.

    Рулевое устройство включало рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём.

    Средства спасения включали 2 баркаса, 1 паровой катер, 1 вельбот и 2 четырёхвёсельных яла.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя горизонтальными паровыми машинами тройного расширения мощностью по 860 л. с. каждая и 6 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина трёхцилиндровая с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления. Машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта. Полная скорость канонерской лодки составляла 14 узлов.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 2 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 35 калибров, расположенных на бортовых спонсонах в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на поворотном станке Дубова с центральным штыром и имело броневой щит. Угол вертикального наведения ствола от -5° до +15°, а угол горизонтального наведения составлял до 200°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым цилиндропризматическим замком весом 417,7 кг. Дальность стрельбы лёгкими снарядами весом 90 кг по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 663 м/с доходила до 9,15 км. Дальность стрельбы бронебойными снарядами весом 133 кг по морской цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 583 м/с доходила до 8,1 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком без щита составляла 21,36 тонны.
    2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 28 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 172 кг. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 37,26 кг развивал начальную скорость в 535 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +6°- до 3,9 км, а при угле возвышения +12° - до 5,7 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 8,5 тонны.
    3. Из 2 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43 калибра, расположенных побортно на спонсонах в кормовой части верхней палубы. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
    4. Из 4 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшихся побортно два на полубаке и два на крыльях мостика. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.
    5. Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата, располагавшегося неподвижно в форштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

    Строился корабль на верфи фирмы "Бурмейстер ог Вайн" в г. Копенгаген.

    Головной "Манджур" вступил в строй флота 23 мая 1887 года.


    Тактико-технические данные канонерской лодки "Манджур"

    Водоизмещение:   нормальное 1418 тонн  
    Длина наибольшая:  66,7 метра  
    Длина по КВЛ:  63,7 метра  
    Ширина наибольшая:  12,2 метра  
    Высота борта на миделе:  5,2 метра  
    Осадка по корпусу:  3,8 метра  
    Силовая установка:  2 паровые машины по 860 л. с., 2 винта,
    1 руль, 6 огнетрубных котлов  
    Скорость хода:  полная 14 узлов, экономическая 8 узлов  
    Дальность плавания:  2100 миль при 8 узлах и под парусами  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 203-мм пушки, 1х1 152-мм пушка,
    2х1 47-мм пушки, 4х5 37-мм пушки  
    минное:  1х1 380-мм надводный ТА  
    Экипаж:  162 человека (12 офицеров)  

    Всего построено кораблей в 1887 г. - 1 единица.


    Мореходные канонерские лодки типа "Манджур" - строились в России по чертежам "Манджура". Заказаны в рамках судостроительной программы 1895 года для усиления Черноморского флота. Проект частично переработали и улучшили, особенно в отношении водоотливных систем. Кроме этого канонерки различались между собой главными механизмами, конструкцией дымовых труб, парусностью и общей компоновкой помещений. Парусное вооружение николаевских лодок сделали по типу "Манджура" баркентинами с площадью парусов на трех мачтах 500-720 кв.м., а севастопольским при тех же трех мачтах дали вдвое меньшее вооружение - шхуны с косыми парусами.

    Вооружение корабля состояло:

    1. Из 2 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 35 калибров, расположенных на бортовых спонсонах в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на поворотном станке Дубова с центральным штыром и имело броневой щит. Угол вертикального наведения ствола от -5° до +15°, а угол горизонтального наведения составлял до 200°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым цилиндропризматическим замком весом 417,7 кг. Дальность стрельбы лёгкими снарядами весом 90 кг по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 663 м/с доходила до 9,15 км. Дальность стрельбы бронебойными снарядами весом 133 кг по морской цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 583 м/с доходила до 8,1 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком без щита составляла 21,36 тонны.
    2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 28 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 172 кг. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 37,26 кг развивал начальную скорость в 535 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +6°- до 3,9 км, а при угле возвышения +12° - до 5,7 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 8,5 тонны.
    3. Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43 калибра, расположенных побортно на верхней палубе. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
    4. Из 1 пятиствольной 37-мм револьверной пушки Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшейся на полубаке. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.
    5. Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата, располагавшегося неподвижно в форштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

    Строились корабли на верфи общества "РОПИТ" в г. Севастополе ("Кубанец", "Терец", "Уралец") и на эллинге Николаевского Адмиралтейства в г. Николаеве ("Донец", "Черноморец", "Запорожец").

    Головной "Кубанец" вступил в строй Черноморского флота в марте 1888 года.

    Всего построено кораблей для Черноморского флота с 1888 г. по 1889 г. - 6 единиц.


Hosted by uCoz