Главная | Надводные силы | Шлюп
Шлюп "Мирный"
1819
  

Иллюстрации

Чертежи


Модель
из
картона

    Шлюп "Мирный" - 20-пушечное одно-дечное(одна нижняя палуба) трёхмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, заложенное в 1818 году на Олонецкой верфи, как вспомогательное судно "Ладога". Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а использовать "Ладогу". При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название "Мирный" и сразу же приступили к перестройке под руководством корабельного мастера И. П. Амосова и командира "Мирного" М. П. Лазарева.

    Корпус судна в кормовой части удлинили наделкой штульцев, на форштевне поставили княвдигед, устроили дополнительную обшивку дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Вторую обшивку тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на судах военно-морского флота.

    Главная энергетическая установка парусная, судно несло 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 5 косых парусов (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер, бом-кливер и бизань). Шлюп имел 1 руль из дуба.

    Вооружение состояло:

    1. Из 10 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) карронад с длинной ствола 7 калибров, установленных в батарейной палубе (опер-деке). Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 880 метров. Масса карронады 305 кг.
    2. Из 10 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) пушек с длинной ствола 22 калибра, установленных на верхней палубе. Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°, а дальность стрельбы не превышала 2 км. Масса пушки 2,1 тонны.

    4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, корабли через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Без лоций, без маяков, в туманы и штормы шли они по неисследованным водам, стремясь проникнуть как можно дальше за Южный Полярный круг. Стоял декабрь - самый теплый месяц южного полушария.
    В декабре 1819 года шлюпы были в районе острова Южная Георгия. Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров "Востока" и "Мирного": остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15(27) января 1820 года "Восток" и "Мирный", пробиваясь сквозь тяжелые льды на 69°25' южной широты, оказались вблизи Антарктического материка. В этот знаменательный день русскими моряками была открыта Антарктида. Продвигаясь далее, экспедиция еще пять раз почти вплотную подходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5(17) и 6 (18) февраля 1820 года, когда они находились от шельфового ледника берега Антарктиды всего в 1,5 - 2 милях и, наконец, 12(24) и 13(25) февраля 1820 года.
    В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии. Решили покинуть высокие широты и направиться в Сидней. Стремясь по пути обследовать более широкую полосу Индийского океана. После месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту. К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. На обратном пути в Сидней был открыт еще ряд островов и в их числе остров Восток, названный так в честь флагманского корабля экспедиции. После отдыха и ремонта шлюпов экспедиция покинула берега Австралии и снова возобновила свои попытки достигнуть берега Антарктиды. В этот этап плавания она трижды подходила к ее обледеневшим берегам: 28 декабря 1820 (9 января 1821), 15(27) января, когда открыла землю Александра I, и, наконец, 21 января (2 февраля) 1821 года. Кроме земли Александра I, 8(20) января 1821 года был открыт остров Петра I. В двадцатых числах января экспедиция, обследовав Южные Шетландские острова, направилась снова в Рио-де-Жанейро, откуда после ремонта шлюпов вышла в обратный путь.
    23 июля 1821 года шлюпы "Восток" и "Мирный" встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде.

    Строился шлюп на Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга.

    Вступил в строй в 1819 г.


    Тактико-технические данные шлюпа "Мирный"

    Водоизмещение:   530 тонн  
    Длина наибольшая:  36,6 метра  
    Ширина наибольшая:  9,15 метра  
    Осадка по корпусу:  4,6 метра  
    Силовая установка:  7 косых парусов (3 гафеля, 2 стакселя, 2 кливера),
    14 прямых парусов (6 лиселей), 1 руль из дуба  
    Скорость хода:  до 10 узлов  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  10 12-фн. карронад в батарейной палубе
    10 18-фн. пушек на верхней палубе  
    Экипаж:  124 человека (4 офицера)  

    Всего перестроено судов с 1818 г. по 1819 г. - 1 единица.
 

Имя шлюпа "Мирный" - увековечено и в названиях:
    Полуостров в Антарктиде;
    Берег в Антарктиде;
    Антарктическая научно-исследовательская станция "Мирный".

Hosted by uCoz