Главная | Надводные силы | Малый охотник
Малые охотники
типа МО-4
1936-1945

Иллюстрации

Чертежи

Картонная модель

    Малые охотники типа МО-4 - спроектированы группой конструкторов под руководством инженера С. В. Пугавко, как дальнейшее развитие охотника типа МО-2. В отличие от МО-2 незначительно увеличили длину и ширину, а так же убрали срез палубы в корме, борт уменьшили на 100 мм, к тому же катера получили более мощные главные двигатели, что способствовало увеличению полного хода. В мирное время охотники несли сторожевую службу в составе соединений морпогранохраны НКВД, а в военное время использовались для борьбы с подводными лодками противника в составе ВМФ, а так же для охраны водного района (ОВР).

    Корпус у катера гладкопалубный, деревянный с трёхслойной обшивкой из сосновых досок и прокладками из перкаля, в районе ватерлинии корпус сделали более полным, что существенно увеличивало остойчивость. Удачными были и обводы корпуса из-за чего катер не опрокидывался в шторм и легко всходил на волну. Надстройка состаяла из боевой рубки и открытого ходового мостика.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Камбуз, котёл для обогрева жилых помещений;
    3. Кубрик №1 на 4 человека;
    4. Кубрик №2 на 8 человек, коридор №1, санузел;
    5. Топливные цистерны;
    6. Машинное отделение №1;
    7. Машинное отделение №2;
    8. Кают-компания, коридор №2;
    9. Ахтерпик.
    Катер имел удивительную непотопляемость, бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом.

    Спасательные средства на катерах представлены одной четырёхвёсельной шлюпкой, расположенной в корме на палубе.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами ГАМ-34БС по 850 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передовали вращение на три винта фиксированного шага обеспечивая полную скорость до 27 узлов. Вид топлива бензин марки Б-70. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии повышало живучесть катера, что не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера, что было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью.

    Электроэнергетическая система включала две динамо-машины постоянного тока ПН-28,5 мощностью по 2 кВт, расположенные в кормовом машинном отделении. Машина закрытого типа, со смешаным возбуждением создавала напряжение 115 В, при силе тока до 17 А и имела вес в 96 кг.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 одноствольных 45-мм полуавтоматов 21-К с длиной ствола 46,1 калибра, расположенных одно на баке и одно в корме. Орудия в палубных установках не имели щита. Подача снарядов проводилась в ручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 720 м/с., а дальность стрельбы до 9,2 км. Масса установки доходила до 507 кг.
    2. Из 2 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались побортно в кормовой части между надстройкой и кормовым 45-мм орудием. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, пулемёт имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб МБ-1. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения составлял до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
    4. Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

    Катера комплектовались компасом, шумопеленгаторной станцией (ШПС) "Посейдон" и морскими дымовыми шашками (МДШ).

    ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели "на стопе" по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились катера на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1936 году.


    Тактико-технические данные катеров типа МО-4

    Водоизмещение:   нормальное 53,5 тонны, полное 56 тонн.  
    Длина наибольшая:  26,9 метра  
    Ширина наибольшая:  4,0 метра  
    Высота борта на миделе:  2,9 метра  
    Осадка по корпусу:  1,5 метра  
    Силовая установка:  3 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
    3 винта ФШ, 3 руля  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 динамомашины ПН-28,5 по 2 кВт
    постоянный ток 115 В  
    Скорость хода:  полная 27 узлов, экономическая 16 узлов  
    Дальность плавания:  800 миль при 16 узлах  
    Мореходность:  до 4 баллов  
    Автономность:  3 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х1 45-мм полуавтомата 21-К,
    2х1 12,7-мм пулемёта ДШК  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 24 бомбы МБ-1  
    минное:  4 мины КБ-3  
    гидроакустическое:  1 шумопеленгатор "Посейдон"  
    навигационное:  1 магнитный компас, лаг  
    химическое:  6 дымовых шашек МДШ  
    Экипаж:  16 человек (2 офицера, 2 мичмана)  

    Всего построено катеров с 1936 г. по 1945 г. - 219 единиц.


Hosted by uCoz