|
Корпус крейсера выполнялся из стали методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабль имел вертикальный и горизонтальный кили, фор- и ахтерштевни, полубак, верхнюю, батарейную и броневую (карапасную) палубы, две платформы в оконечностях - носовую и кормовую, а так же трюм и двойное дно. Вертикальный внутренний киль высотой 991-мм непрерывно тянулся от форштевня до ахтерштевня и приклёпывался к горизонтальному килю. Горизонтальный киль составлялся из двух листов переменной толщины: от миделя к оконечностям толщина наружного слоя увеличивалась с 14 до 16-мм, а внутреннего - уменьшалась с 13 до 10-мм. Ахтерштевень и рулевую раму отлили из бронзовы. Набор включал 135 составных шпангоутов, расположенных на равном расстоянии друг от друга, через каждые 914-мм. От верхней палубы до броневой карапасной они выполнялись из стали зетового профиля, ниже броневой палубы - из угольников и полос, переходящих в бракетные или сплошные флоры. Двойное дно простиралось от 22 до 98-го шпангоута и включало по три боковых стрингера на каждый борт. Вторые от киля стрингеры, на которые опирались главные продольные переборки, были сделаны водонепроницаемыми. Впереди и позади второго дна стрингеры составлялись из отдельных стальных листов длиной от 6096 до 7315-мм и толщиной 8-мм, заведенных между шпангоутами и соединенных между собой в стык с помощью планок, которые крепились заклепками с обеих сторон листов. Кроме двойного дна, разделенного на 15 отделений, крейсер имел 12 отделений двойных бортов (по 6 с каждой стороны), коффердамы и "клиновые" отсеки. Главные продольные переборки простирались на длину котельных отделений и изготовлялись из листов стали от 10-мм в нижних и 8-мм в верхних рядах. Стыки листов со стороны котельных отделений были прочеканены. Продольные переборки нигде не пересекались поперечными, которые по высоте имели такую же переменную толщину. Для снижения качки вдоль корпуса корабля на длине 39,2 метров устанавливались бортовые кили из стальных листов толщиной 9-мм. Наружная обшивка выполнялась из стальных листов длиной 6401-мм и толщиной от 11 до 16-мм и крепилась к набору внакрой двумя рядами заклепок. В средней части корпуса (в районе машинных и котельных отделений) на длине около 30 метров заклепки располагались в три ряда. Нижний и верхний пояса скреплялись между собой тавровыми стойками по пазам. Толщина наружной обшивки к оконечностям уменьшалась от 18 до 10-мм. Подводная часть корпуса обшивалась деревом и медными листами. Деревянная обшивка представляла собой один слой тщательно подогнанных к корпусу и проконопаченных тиковых досок толщиной 102-мм и шириной от 254 до 381-мм, закрепленных на корпусе с помощью сквозных бронзовых болтов, общим количеством 19600 штук. Поверх дерева на густо пропитанную смолой бумагу внакрой прибивали медными гвоздями листы медной обшивки толщиной 1-мм. Масса медной обшивки с гвоздями составляла 27,06 тонны. Верхняя палуба имела деревянный настил из тиковых досок толщиной 76-мм. В местах установки артиллерийских орудий, кнехтов и битенгов применялись дубовые доски толщиной 89-мм. Батарейная и жилая (броневая) палубы покрывались линолеумом, а в районе шпилей укладывался тиковый настил толщиной 114-мм. На полубаке такой же настил имел толщину 64-мм. Толщина палуб уменьшалась к оконечностям до 6-мм. Основной защитой корабля служила сплошная броневая (карапасная) палуба, выложенная из броневых плит толщиной 38-мм в горизонтальной части, а на скосах постепенно утолщавшаяся от 50,8 до 63,5-мм к бортам и оконечностям. Броневая палуба защищала все жизненно важные части корабля: машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов. Она проходила на высоте 7 метров от основной линии, приподнимаясь до 7,5 метров над машинными отделениями, а скосы её опускались на 1,35 метра ниже ватерлинии у бортов и на 3 метра в носовой части, в районе таранного отсека. Кроме карапасной палубы защитой машинных и котельных отделений служили бортовые угольные ямы и коффердамы. Люки машинных отделений снабжались броневыми крышками толщиной 25,4-мм, а кожухи котельных отделений защищались 38-мм вертикальной броней. Для защиты вентиляционных шахт котельных отделений от крупных осколков служили броневые заслонки (колосники). Боевая рубка, в которой были сосредоточены все средства управления кораблем и его оружием в бою, защищалась вертикальной 152-мм броневой рубашкой, 51-мм крышей из маломагнитной стали и 152-мм задним экраном, прикрывающим ее с кормовых курсовых углов. Орудия и прислуга кормовой группы на верхней палубе прикрывались от осколков, продольного артиллерийского огня неприятеля и от волны с кормовых курсовых углов 16-мм кормовым экраном. Вертикальной 38-мм броней от карапасной палубы до места выгрузки боезапасов были прикрыты и снарядные элеваторы. Труба от боевой рубки до броневой палубы, в которой были проложены кабельные трассы приборов центрального боевого поста, выполнялась из брони толщиной 89-мм, а приводы управления расположенные в местах вне броневой палубы защищались 38-мм броней. Между 31 и 35-м шпангоутами под защитой карапасной (броневой) палубы, под помещением подводных минных аппаратов располагался центральный боевой пост, в котором, как и в боевой рубке, были сосредоточены все средства управления кораблем и его оружием в бою. Под полубаком на верхней палубе между 2 и 6-м шпангоутами находилась прачечная, оборудованная электрической и ручной стиральными машинами, отжимной машиной, ручным катком. Тамже под полубаком по правому борту размещалась отдельная каюта главного боцмана крейсера, имевшего кондукторское звание. Камбуз для приготовления пищи был на верхней палубе в специальной рубке между кожухами носового и среднего котельных отделений. В носовой части батарейной палубы, у диаметральной плоскости, было выгорожено помещение площадью около 11 м2 для корабельной церкви, поэтому прилегающая к ней часть палубы носила название "церковной". В районе от 24 до 76-го шпангоута, в батарейной палубе по обоим бортам, были устроены жилые помещения команды (матросов и унтер-офицеров). Большую часть времени палуба была пуста, и только на ночь в ней вывешивались подвесные койки (парусиновые гамаки с матрасами, набитыми крошеной пробкой). В дневное время они сворачивались особым образом вместе с постельным бельем, выносились на верхнюю палубу и укладывались в специальные коечные сетки (траверзы). Эти плотно увязанные "коконы", благодаря пробковой набивке матрасов, обладали плавучестью и служили в качестве спасательных средств. Личные вещи и обмундирование команды хранились в металлических ящиках - рундуках, установленных в батарейной палубе. В часы приема пищи здесь же подвешивались к подволоку (потолку) металлические, покрытые линолеумом столы и устанавливались металлические скамейки. У носовой части кожуха кормового котельного отделения, была устроена хлебопекарня. В районе от 76 до 135-го шпангоута по обоим бортам, батарейной палубы, располагались каюты офицеров. Из 16 кают две (старшего офицера и старшего судового механика) были одноместными, остальные - двухместные. В районе 100-108-го шпангоутов от борта до борта была устроена кают-компания офицеров, в которой побортно стояли два 75-мм орудия. В корму от кают-компании размещались: по правому борту - помещения флагмана (кабинет и спальня), по левому - каюта командира и три офицерские каюты. В самой кормовой части находилась командирская столовая (салон), в которой также стояли два 75-мм орудия. На жилой (броневой) палубе в районе 16-35-го шпангоутов по обоим бортам были устроены 5 двухместных кают для кондукторов. Здесь же находилась и их кают-компания. В районе между 44 и 45-м шпангоутами, у диаметральной плоскости, располагалась сушильная для белья и одежды, а между носовым и средним котельными кожухами находилась механическая мастерская, оборудованная токарными, строгальными, сверлильными и другими станками. В районе 62-65-го шпангоутов, была предусмотрена баня команды. Помещения медицинской части крейсера размещались на жилой палубе от 98 до 109-го шпангоута. По правому борту был лазарет на семь стационарных коек и аптека, по левому - операционная. Для хранения двухмесячного запаса провизии, различного имущества машинной, артиллерийской, минной, шкиперской и других частей на корабле были предусмотрены специальные кладовые. Скоропортящиеся продукты хранились в холодильной камере, устроенной на кормовой платформе с левого борта в районе 100-го шпангоута рядом с помещением рефрижераторной машины.
Водоотливная система крейсера включала в себя 8 водоотливных электрических центробежных насосов. В носовом и кормовом отсеках стояло по одному насосу производительностью 250 т/ч каждый, которые удаляли воду из отсеков через железные оцинкованные трубы диаметром 305-мм. Из машинных отделений вода откачивалась с помощью циркуляционных помп главных холодильников производительностью 800 т/ч каждая. Для удаления воды из котельных отделений служили 6 насосов производительностью по 400 т/ч (по два в каждом отделении). Вода откачивалась через отливные трубы диаметром 444-мм. Осушительная система предназначалась для удаления воды, оставшейся после работы водоотливных средств или скопившейся в корпусе из-за фильтрации, заливания подшипников, отпотевания бортов и палуб. Система состояла из трубы красной меди длиной 116 метров и диаметром 102-мм, которая проходила по настилу второго дна вдоль всего крейсера от таранной переборки до дейдвудного отделения кормовой машины. Труба имела 31 приемный отросток и 21 разобщительный клапан. Осушение происходило с помощью трех паровых двухцилиндровых помп Вортингтона, каждая производительностью около 30 т/ч. Помпы размещались: одна в среднем и две в кормовом машинных отделениях. Пожарная система состояла из трубы красной меди длиной 97,5 метра и диаметром 127-мм, проложенной под броневой палубой вдоль правого борта от отделения носовых динамо-машин до отделения кормовых динамо-машин. Отростки от магистрали, идущие к верхней палубе, заканчивались поворотными медными рожками для подсоединения пожарных шлангов. Вода в систему подавалась двумя паровыми помпами Вортингтона. Для тушения пожара в угольных ямах имелась система паротушения. Система затопления была предусмотрена для выравнивания крена и дифферента корабля в боевых условиях, а также для затопления погребов боезапаса в случае повышения в них температуры сверх безопасного уровня. Затопление отделений крейсера производилось открыванием кингстонов, расположенных по одному в носовом и кормовом и по два в средних водонепроницаемых отсеках (в котельных отделениях): Приводы кингстонов затопления были выведены в жилую палубу. Рулевое устройство состояло из паровой рулевой машины с приводами к штурвалам, один из которых (основной) был установлен в боевой рубке. Ручной (аварийный) штурвал помещался в рулевом отделении. Руль в литой бронзовой рамой, обшитой тиковым деревом и обитой листами красной меди. Площадь руля 16 м2. Отношение площади пера руля к площади погруженной части корпуса примерно 0,02. Якорное устройство включало два становых и один запасной якоря Холла. Две становых цепи и одну запасную цепь. Подъем и отдачу якорей осуществляли два шпиля с приводом от паровой машины. Спасательные средства крейсера состояли из двух паровых минных катеров длиной 10,4 метра, двух 16-вёсельных барказов, двух 12-вёсельных лёгких катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Главная энергетическая установка крейсера механическая трехвальная с тремя одинаковыми паровыми машинами и 24 котлами Бельвиля, расположенные в двух машинных и трёх котельных отделениях. Машины передавали вращение на три трёхлопастных винта, которые изготавливались из пушечного металла, близкого по составу морской бронзе и имели диаметр 4,09 метра. Лопасти крепились к ступицам болтами из кованой латуни, что позволяло изменять шаг винта. Правый и средний винты были левого вращения, левый винт - правого вращения.
Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 6 паровых динамо-машин общей мощностью 336 кВт. Четыре боевых пародинамо (фирма "Унион") мощностью по 67,2 кВт были установлены попарно на платформах под броневой палубой в носовом и кормовом отделениях динамо-машин. Две вспомогательные пародинамо (фирма "Симменс и Гальске") мощностью по 33,6 кВт размещались на верхней палубе в помещении электростанции между кормовой и средней дымовыми трубами. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений имелись аккумуляторные батареи емкостью 30 А/ч для питания станции ходовых огней и электрических указателей положения пера руля. Для освещения жилых и служебных помещений могли использоваться переносные пиронафтовые фонари. Система электроснабжения имела два магистральных кабеля для освещения и боевого обеспечения. Для обеспечения живучести электроснабжения электрические магистральные трассы делились на четыре независимые части: носовую, кормовую, правого и левого бортов. Защитная аппаратура состояла из предохранителей и автоматов. Вооружение крейсеров состояло:
Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:
На крейсерах устанавливались 6 магнитных компасов (главный носовой (10-дюймовый) магнитный компас на ходовом мостике над носовой боевой рубкой, путевой (7,5-дюймовый) магнитный компас в ходовой рубке у штурвала, боевой путевой (7,5-дюймовый) в боевой рубке у штурвала, главный кормовой (10-дюймовый) на специальной площадке кормового мостика между 93 и 94-м шпангоутами, путевой (7,5-дюймовый) на кормовом мостике у штурвала, нижний боевой (7,5-дюймовый) в румпельном отделении у штурвала). Все компасы, независимо от места их расположения, были снабжены девиационными приборами и мягким судовым железом, с помощью которых уничтожалась девиация, т. е. сводилось к минимуму влияние окружающего железа. "Паллада" - принимала участие в Русско-японской войне. 8 февраля 1904 года торпедирована, на внешнем рейде Порт-Артура, при атаке японских миноносцев. Вновь введена в строй после ремонта в апреле 1904 года. Участвовала в бою в Жёлтом море, при прорыве эскадры под командованием контр-адмирала Витгефта во Владивосток. После гибели адмирала Витгефта c основной частью эскадры вернулась в Порт-Артур. 8 декабря 1904 года была потоплена японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура. В сентябре 1905 года поднята японцами и после ремонта и переоборудования введена в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 году переоборудована в минный заградитель. 27 мая 1924 года потоплена японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения. "Диана" - принимала участие в Русско-японской войне и несла дозорную службу на протяжении всей порт-артурской эпопеи. Участвовала в бою в Жёлтом море, при прорыве эскадры под командованием контр-адмирала Витгефта во Владивосток. После гибели адмирала Витгефта, исполняя его приказ о следовании во Владивосток, сумела оторваться от преследования и, что бы не попасть в руки японцев, была интернирована в Сайгоне. Принимала участие в Первой мировой войне на Балтике. После революции в 1918 году поставлена на длительное хранение. В 1924 году была разделана на металлолом. "Аврора" - принимала участие в Русско-японской войне. Участвовала в Цусимском бою, в составе крейсерского отряда контр-адмирала Энквиста (флагман броненосный крейсер "Дмитрий Донской", броненосные крейсера "Олег" и "Владимир Мономах", бронепалубный крейсер "Аврора", крейсера 2 ранга "Светлана" и "Жемчуг"). Отряд обеспечивал охрану плавмастерских и пароходов. После гибели адмирала Витгефта, исполняя его приказ о следовании во Владивосток, сумела оторваться от преследования и, что бы не попасть в руки японцев, была интернирована в Маниле. Принимала участие в Первой мировой войне на Балтике. После революции в 1918 году поставлена на длительное хранение. В 1922 году после ремонта вошла в строй Балтийского флота, как учебный корабль. Участвовала в Великой Отечественной войне обеспечивая противовоздушную оборону Кронштадта. В 1948 году, по постановлению исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от августа 1944 года, «Аврору» установили у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебной базы Ленинградского Нахимовского училища. В 1960 году, после кратковременного докового ремонта, постановлением Совета Министров СССР «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством. К этому времени крейсер перестал быть базой Нахимовского училища и на нём был образован постоянный экипаж из матросов срочной службы. 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны России был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Команда матросов срочной службы была распущена. Строились корабли на Балтийском заводе и в эллинге Нового Адмиралтейства г. Санкт-Петербурга. Головной бронепалубный крейсер 1-го ранга "Паллада" вступил в строй Императорского флота в 1902 году.
Всего построено бронепалубных крейсеров 1-го ранга с 1902 г. по 1903 г. - 3 единицы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||