Иллюстрации
Чертежи
Модель катера
|
Торпедные катера проекта 123 "Комсомолец" - спроектированы группой конструкторов завода №194 имени Андре Марти под руководством главного конструктора П.И. Таптыгина в 1939 году и предназначались для ведения торпедных атак в стесненных прибрежных районах.
Корпус катера дюралевый с реданными обводами в носовой части и прямой транцевой кормой. В днище по всей длине корпуса проходила полая балка, которая играла роль киля. По бортам, в средней части корпуса, ниже ватерлинии имелись боковые плоские кили, уменьшавшие качку. Расстояние между шпангоутами в носовой части (шпация) равнялось 20 см, а в кормовой части - 25 см. Палуба выполнялась прямой в кормовой части с незначительными скосами у бортов для лучшего слива воды, и покатой с небольшим подъёмом её уровня в носовой части корпуса. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми стеклами. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков:
- Форпик;
- Моторный;
- Управления;
- Топливный;
- Ахтерпик.
Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34Ф по 1000 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов. Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со "стопа".
- Из 1 крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который располагался на крыше рубки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 4 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
Катера комплектовались магнитным компасом КИ-6 и радиостанцией "Штиль-К".
Радиостанция "Штиль-К" могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.
Строительство проводилось на заводе №194 в Ленинграде.
Головной катер вошёл в строй Черноморского флота 25 октября 1940 года.
Тактико-технические данные ТКА проект 123 "Комсомолец"
Водоизмещение: |
стандартное 15,27 тонны, полное 17,2 тонны. |
Длина наибольшая: |
18 метров |
Ширина наибольшая: |
3,4 метра |
Осадка полная: |
1,2 метра |
Силовая установка: |
2 бензиновых мотора ГАМ-34Ф по 1000 л.с., 2 винта, 2 руля |
Скорость хода: |
полная 52 узла, экономическая 17 узлов |
Дальность плавания: |
345 миль при 17 узлах |
Мореходность: |
4 балла |
Автономность: |
1 сутки |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
1х1 12,7-мм пулемёта ДШК |
торпедное: |
2 бугельных 533-мм ТА |
противолодочное: |
1 бомбосбрасыватель, 4глубинные бомбы БМ-1 |
радиотехническое: |
1 радиостанция "Штиль-К" |
навигационное: |
1 магнитный компас КИ-6 |
Экипаж: |
6 человек (1 офицер) |
Всего построено катеров с 1939 г. по 1940 г. - 1 единица.
Торпедные катера проекта 123бис - это улучшенный вариант катеров разработанный группой Ф.Л. Ливенцева при ЦКБ-32 в 1942 году, отличались от предыдущей версии усиленной конструкцией корпуса, ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами "Паккард", усиленным артиллерийским и обновлённым торпедным вооружением. Рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней.
Силовая установка механическая, двухвальная с двумя бензиновыми авиационными моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 48 узлов. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
- Из 2 спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один в кормовой части катера. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 6 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
В итоге водоизмещение катеров возросло на 5 тонн, скорость полного хода снизилась на 4 узла. Но главный "минус" заключался в том, что дальность плавания сократилась на 100 миль! Такой оказалась плата за более мощное вооружение, бронирование рубки и усиление корпуса.
Катера комплектовались дымаппаратурой ДА-7, которая монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.
Строительство проводилось на заводе №639 в г. Тюмени.
Головной катер вступил в строй в 1944 году.
Тактико-технические данные ТКА проект 123бис
Водоизмещение: |
стандартное 19,2 тонны, полное 20,5 тонны. |
Длина наибольшая: |
18,7 метра |
Ширина наибольшая: |
3,44 метра |
Осадка полная: |
0,75 метра |
Силовая установка: |
2 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с., 2 винта, 2 руля |
Скорость хода: |
полная 48 узлов, экономическая 17 узлов |
Дальность плавания: |
250 миль при 17 узлах |
Мореходность: |
4 балла |
Автономность: |
1 сутки |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х2 12,7-мм пулемёта ДШК |
торпедное: |
2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45 |
противолодочное: |
1 бомбосбрасыватель, 6 глубинных бомб БМ-1 |
радиотехническое: |
1 радиостанция "Штиль-К" |
навигационное: |
1 магнитный компас КИ-6 |
химическое: |
дымаппаратура ДА-7 |
Экипаж: |
7 человек (1 офицер) |
Всего построено катеров с 1944 г. по 1955 г. - 118 единиц.
Торпедные катера проекта М-123бис - это модернизиронный вариант катеров разработанный группой В.М. Бурлакова при ЦКБ-19 в 1946 году и отличались от предыдущей версии отечественными дизелями М-50, которые были менее пожароопасными, чем бензиновые моторы "Паккард".
Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными дизелями М-50 по 900 л.с. каждый с реверс-редукторами и максимальной скоростью вращения в 1600 об/мин.
Строительство проводилось на заводе №831 в г. Феодосии.
Головной катер вступил в строй Черноморского флота в 1949 году.
Тактико-технические данные ТКА проект М-123бис
Водоизмещение: |
стандартное 20,2 тонны, полное 21,5 тонны. |
Длина наибольшая: |
18,7 метра |
Ширина наибольшая: |
3,44 метра |
Осадка полная: |
0,76 метра |
Силовая установка: |
2 дизеля М-50 по 900 л.с., 2 винта, 2 руля |
Скорость хода: |
полная 50 узлов, экономическая 17 узлов |
Дальность плавания: |
500 миль при 17 узлах |
Мореходность: |
4 балла |
Автономность: |
1 сутки |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х2 12,7-мм пулемёта ДШК |
торпедное: |
2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45 |
радиотехническое: |
1 радиостанция "Штиль-К" |
навигационное: |
1 магнитный компас КИ-6 |
химическое: |
дымаппаратура ДА-7 |
Экипаж: |
7 человек (1 офицер) |
Всего построено катеров с 1949 г. по 1951 г. - 50 единиц.
Торпедные катера проекта 123К - это корректиронный вариант катеров разработанный группой В.М. Бурлакова при ЦКБ-19 в 1950 году и отличались от предыдущей версии тем, что управление катером вынесли из ходовой рубки на открытый мостик, дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками - МДШ, а броневую защиту рубки убрали. Кроме этого на катера установили две РЛС: госопознавания "Факел" и обнаружения целей "Зарница" за счет снятия пулеметной установки.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45-52 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
- Из 1 спаренного 14,5-мм пулемёта 2М-5 с длинной ствола 138 калибра, который распологался в кормовой части катера. Установка имела 2 горизонтально установленных пулемета КПВ, которые наводились вручную стрелком, механизмы приводов наведения отсутствовали. Расчёт включал 3 человека. Для предохранения расчета от пуль и мелких осколков установка снабжалась горизонтальной броней толщиной 8 мм для передней стенки и 4 мм для - задней. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, прицельная дальность стрельбы до 2,5 км, потолок до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 80 патронов на ствол. Стрельба велась только очередями. Прицел позволял вести огонь по воздушным целям, движущимся со скоростью до 250 м/с. Вес установки - 550 кг.
Строительство проводилось на заводе №831 в г. Феодосии.
Головной катер вступил в строй флота в 1951 году.
Тактико-технические данные ТКА проект 123К
Водоизмещение: |
стандартное 21,1 тонны, полное 22,5 тонны. |
Длина наибольшая: |
19,3 метра |
Ширина наибольшая: |
3,6 метра |
Осадка полная: |
0,8 метра |
Силовая установка: |
2 дизеля М-50 по 900 л.с., 2 винта, 2 руля |
Скорость хода: |
полная 50 узлов, экономическая 17 узлов |
Дальность плавания: |
400 миль при 17 узлах |
Мореходность: |
4 балла |
Автономность: |
1 сутки |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
1х2 14,5-мм пулемёт 2М-5 |
торпедное: |
2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45-52 |
радиотехническое: |
1 радиостанция |
навигационное: |
1 магнитный компас КИ-11 |
химическое: |
3 дымовые шашки МДШ |
Экипаж: |
7 человек (1 офицер) |
Всего построено катеров с 1951 г. по 1955 г. - 205 единиц. |
|