Главная | Надводные силы | Торпедный катер
ТКА проект 123
"Комсомолец"
1940-1955

Иллюстрации

Чертежи

Модель катера
    Торпедные катера проекта 123 "Комсомолец" - спроектированы группой конструкторов завода №194 имени Андре Марти под руководством главного конструктора П.И. Таптыгина в 1939 году и предназначались для ведения торпедных атак в стесненных прибрежных районах.

    Корпус катера дюралевый с реданными обводами в носовой части и прямой транцевой кормой. В днище по всей длине корпуса проходила полая балка, которая играла роль киля. По бортам, в средней части корпуса, ниже ватерлинии имелись боковые плоские кили, уменьшавшие качку. Расстояние между шпангоутами в носовой части (шпация) равнялось 20 см, а в кормовой части - 25 см. Палуба выполнялась прямой в кормовой части с незначительными скосами у бортов для лучшего слива воды, и покатой с небольшим подъёмом её уровня в носовой части корпуса. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми стеклами. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Моторный;
    3. Управления;
    4. Топливный;
    5. Ахтерпик.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34Ф по 1000 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов. Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со "стопа".
    2. Из 1 крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который располагался на крыше рубки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 4 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
    Катера комплектовались магнитным компасом КИ-6 и радиостанцией "Штиль-К".

    Радиостанция "Штиль-К" могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.

    Строительство проводилось на заводе №194 в Ленинграде.

    Головной катер вошёл в строй Черноморского флота 25 октября 1940 года.


    Тактико-технические данные ТКА проект 123 "Комсомолец"

    Водоизмещение:   стандартное 15,27 тонны, полное 17,2 тонны.  
    Длина наибольшая:  18 метров  
    Ширина наибольшая:  3,4 метра  
    Осадка полная:  1,2 метра  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора ГАМ-34Ф по 1000 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Скорость хода:  полная 52 узла, экономическая 17 узлов  
    Дальность плавания:  345 миль при 17 узлах  
    Мореходность:  4 балла  
    Автономность:  1 сутки  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х1 12,7-мм пулемёта ДШК  
    торпедное:  2 бугельных 533-мм ТА  
    противолодочное:  1 бомбосбрасыватель, 4глубинные бомбы БМ-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    Экипаж:  6 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1939 г. по 1940 г. - 1 единица.


    Торпедные катера проекта 123бис - это улучшенный вариант катеров разработанный группой Ф.Л. Ливенцева при ЦКБ-32 в 1942 году, отличались от предыдущей версии усиленной конструкцией корпуса, ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами "Паккард", усиленным артиллерийским и обновлённым торпедным вооружением. Рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней.

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя бензиновыми авиационными моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 48 узлов. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
    2. Из 2 спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один в кормовой части катера. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    3. Из 6 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
    В итоге водоизмещение катеров возросло на 5 тонн, скорость полного хода снизилась на 4 узла. Но главный "минус" заключался в том, что дальность плавания сократилась на 100 миль! Такой оказалась плата за более мощное вооружение, бронирование рубки и усиление корпуса.

    Катера комплектовались дымаппаратурой ДА-7, которая монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

    Строительство проводилось на заводе №639 в г. Тюмени.

    Головной катер вступил в строй в 1944 году.


    Тактико-технические данные ТКА проект 123бис

    Водоизмещение:   стандартное 19,2 тонны, полное 20,5 тонны.  
    Длина наибольшая:  18,7 метра  
    Ширина наибольшая:  3,44 метра  
    Осадка полная:  0,75 метра  
    Силовая установка:  2 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Скорость хода:  полная 48 узлов, экономическая 17 узлов  
    Дальность плавания:  250 миль при 17 узлах  
    Мореходность:  4 балла  
    Автономность:  1 сутки  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 12,7-мм пулемёта ДШК  
    торпедное:  2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45  
    противолодочное:  1 бомбосбрасыватель, 6 глубинных бомб БМ-1  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    химическое:  дымаппаратура ДА-7  
    Экипаж:  7 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1944 г. по 1955 г. - 118 единиц.


    Торпедные катера проекта М-123бис - это модернизиронный вариант катеров разработанный группой В.М. Бурлакова при ЦКБ-19 в 1946 году и отличались от предыдущей версии отечественными дизелями М-50, которые были менее пожароопасными, чем бензиновые моторы "Паккард".

    Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными дизелями М-50 по 900 л.с. каждый с реверс-редукторами и максимальной скоростью вращения в 1600 об/мин.

    Строительство проводилось на заводе №831 в г. Феодосии.

    Головной катер вступил в строй Черноморского флота в 1949 году.


    Тактико-технические данные ТКА проект М-123бис

    Водоизмещение:   стандартное 20,2 тонны, полное 21,5 тонны.  
    Длина наибольшая:  18,7 метра  
    Ширина наибольшая:  3,44 метра  
    Осадка полная:  0,76 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля М-50 по 900 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Скорость хода:  полная 50 узлов, экономическая 17 узлов  
    Дальность плавания:  500 миль при 17 узлах  
    Мореходность:  4 балла  
    Автономность:  1 сутки  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 12,7-мм пулемёта ДШК  
    торпедное:  2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45  
    радиотехническое:  1 радиостанция "Штиль-К"  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-6  
    химическое:  дымаппаратура ДА-7  
    Экипаж:  7 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1949 г. по 1951 г. - 50 единиц.


    Торпедные катера проекта 123К - это корректиронный вариант катеров разработанный группой В.М. Бурлакова при ЦКБ-19 в 1950 году и отличались от предыдущей версии тем, что управление катером вынесли из ходовой рубки на открытый мостик, дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками - МДШ, а броневую защиту рубки убрали. Кроме этого на катера установили две РЛС: госопознавания "Факел" и обнаружения целей "Зарница" за счет снятия пулеметной установки.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45-52 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
    2. Из 1 спаренного 14,5-мм пулемёта 2М-5 с длинной ствола 138 калибра, который распологался в кормовой части катера. Установка имела 2 горизонтально установленных пулемета КПВ, которые наводились вручную стрелком, механизмы приводов наведения отсутствовали. Расчёт включал 3 человека. Для предохранения расчета от пуль и мелких осколков установка снабжалась горизонтальной броней толщиной 8 мм для передней стенки и 4 мм для - задней. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, прицельная дальность стрельбы до 2,5 км, потолок до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 80 патронов на ствол. Стрельба велась только очередями. Прицел позволял вести огонь по воздушным целям, движущимся со скоростью до 250 м/с. Вес установки - 550 кг.

    Строительство проводилось на заводе №831 в г. Феодосии.

    Головной катер вступил в строй флота в 1951 году.


    Тактико-технические данные ТКА проект 123К

    Водоизмещение:   стандартное 21,1 тонны, полное 22,5 тонны.  
    Длина наибольшая:  19,3 метра  
    Ширина наибольшая:  3,6 метра  
    Осадка полная:  0,8 метра  
    Силовая установка:  2 дизеля М-50 по 900 л.с.,
    2 винта, 2 руля  
    Скорость хода:  полная 50 узлов, экономическая 17 узлов  
    Дальность плавания:  400 миль при 17 узлах  
    Мореходность:  4 балла  
    Автономность:  1 сутки  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 14,5-мм пулемёт 2М-5  
    торпедное:  2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45-52  
    радиотехническое:  1 радиостанция  
    навигационное:  1 магнитный компас КИ-11  
    химическое:  3 дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  7 человек (1 офицер)  

    Всего построено катеров с 1951 г. по 1955 г. - 205 единиц.


Hosted by uCoz