Ракетные катера проекта 183Р "Комар"
- первые серийные ракетные катера спроектированные в ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз"). Проект утвердили в августе 1957 года. Катера предназначались для уничтожения крупных кораблей противника в прибрежных районах.
В качестве корпуса использовался корпус, основные системы, устройства и энергетическая установка торпедного катера пр.183.
Корпус катера деревянный с прямой транцевой кормой и уширенными обводами носовой части. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная боевая рубка с смотровыми окнами и открытым ходовым мостиком, толщина брони достигала 7 мм. Основные приборы управления катером выводились на открытый ходовой мостик.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:
- Форпик;
- Кубрик экипажа на 10 человек;
- Камбуз, кладовые провизии;
- Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения, радиорубка;
- Машинное отделение №1;
- Машинное отделение №2;
- Топливные цистерны;
- Ахтерпик.
Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 4 баллов на скоростях до 30 узлов.
Силовая установка механическая, четырёхвальная с четырьмя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на четыре трёхлопастных винта фиксированного шага. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 1 700 об/мин.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 ангарных пусковых установок для пуска противокорабельных крылатых ракет П-15 с нескладывающимися крыльями от ПУРС "Клён", расположенных побортно в кормовой части. Установки имели постоянное возвышение в 11,5° и собственный вес 1 100 кг. Стрельба ракетами была возможна на ходу до 30 узлов при волнении моря до 4 баллов. Перезарядка ракет в ангарные пусковые установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут.
- Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
Система управления ракетной стрельбой состояла:
- из ПУРС "Клён", который вырабатывал дальность и направление до цели, в состав прибора входили:
- ракетный автомат стрельбы РАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность и направление, а также вводил данные в головки самонаведения ракет.
- Информация о цели шла в систему ПУРС от РЛС обнаружения "Рангоут".
Система «Клён» позволяла вести стрельбу ракетами по надводной цели одиночно и залпом.
Катера комплектовались компасом, РЛС обнаружения «Рангоут», РЛС опознавания «Факел», а также дымовыми шашками МДШ.
РЛС общего обнаружения "Рангоут", предназначена для обнаружения воздушных, береговых и надводных целей и целеуказания корабельному оружию. Станция имела два уровня мощности (20 и 100 Вт) и могла осуществлять круговой обзор с частотой 4 или 12 об/мин. и позволяла управлять ударным ракетным оружием. Антенный пост в стеклопластиковом обтекателе, размещался на крыше рубки и обеспечивал режим активного обнаружения целей в диапазоне 8—12 ГГц на четырех фиксированных частотах, разнесенных в диапазоне шириной ±10 МГц. При нормальной радиолокационной наблюдаемости дальность обнаружения надводной цели типа эсминец составляет до 25 км, типа крейсер до 60 км. В качестве резервного оптического средства прицеливания использовался визир ПМК-453.
Система государственного опознавания представлена одной РАС - совмещенным запросчиком-ответчиком «Факел-М». РАС «Факел-М» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Запросная антенна размещена на мачте.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде и на Дальневосточном заводе №202 в г. Владивостоке.
Головной катер вошёл в строй флота в 1959 году.
Тактико-технические данные РКА проекта 183Р
Водоизмещение: |
полное 77,5 тонны. |
Длина наибольшая: |
25,4 метра |
Длина по КВЛ: |
25 метров |
Ширина наибольшая: |
6,2 метра |
Ширина по КВЛ: |
5,2 метра |
Осадка полная: |
1,25 метра |
Силовая установка: |
4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 4 винта, 3 руля |
Скорость хода: |
полная 43 узла, экономическая 14 узлов |
Дальность плавания: |
600 миль при 14 узлах |
Мореходность: |
5 баллов |
Автономность: |
3 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
1х2 25-мм автомат 2М-3 с ручным управлением |
ракетное: |
2х1 ангарные ПУ П-15 от ПУРС "Клён" |
радиотехническое: |
РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Факел" |
навигационное: |
1 компас, эхолот, лаг |
химическое: |
? дымовые шашки МДШ |
Экипаж: |
14 человек (2 офицера) |
Всего построено катеров с 1959 г. по 1965 г. - 112 единиц.