Главная | Надводные силы | Ракетный катер
РКА проект 183Р
"Комар"
1959-1965

Иллюстрации

Чертежи

Модель катера

    Ракетные катера проекта 183Р "Комар" - первые серийные ракетные катера спроектированные в ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз"). Проект утвердили в августе 1957 года. Катера предназначались для уничтожения крупных кораблей противника в прибрежных районах.
    В качестве корпуса использовался корпус, основные системы, устройства и энергетическая установка торпедного катера пр.183.

    Корпус катера деревянный с прямой транцевой кормой и уширенными обводами носовой части. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная боевая рубка с смотровыми окнами и открытым ходовым мостиком, толщина брони достигала 7 мм. Основные приборы управления катером выводились на открытый ходовой мостик.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Кубрик экипажа на 10 человек;
    3. Камбуз, кладовые провизии;
    4. Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения, радиорубка;
    5. Машинное отделение №1;
    6. Машинное отделение №2;
    7. Топливные цистерны;
    8. Ахтерпик.
    Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 4 баллов на скоростях до 30 узлов.

    Силовая установка механическая, четырёхвальная с четырьмя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на четыре трёхлопастных винта фиксированного шага. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 1 700 об/мин.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 2 ангарных пусковых установок для пуска противокорабельных крылатых ракет П-15 с нескладывающимися крыльями от ПУРС "Клён", расположенных побортно в кормовой части. Установки имели постоянное возвышение в 11,5° и собственный вес 1 100 кг. Стрельба ракетами была возможна на ходу до 30 узлов при волнении моря до 4 баллов. Перезарядка ракет в ангарные пусковые установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут.
    2. Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.

    Система управления ракетной стрельбой состояла:

    • из ПУРС "Клён", который вырабатывал дальность и направление до цели, в состав прибора входили:
      • ракетный автомат стрельбы РАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность и направление, а также вводил данные в головки самонаведения ракет.
    • Информация о цели шла в систему ПУРС от РЛС обнаружения "Рангоут".
    Система «Клён» позволяла вести стрельбу ракетами по надводной цели одиночно и залпом.

    Катера комплектовались компасом, РЛС обнаружения «Рангоут», РЛС опознавания «Факел», а также дымовыми шашками МДШ.

    РЛС общего обнаружения "Рангоут", предназначена для обнаружения воздушных, береговых и надводных целей и целеуказания корабельному оружию. Станция имела два уровня мощности (20 и 100 Вт) и могла осуществлять круговой обзор с частотой 4 или 12 об/мин. и позволяла управлять ударным ракетным оружием. Антенный пост в стеклопластиковом обтекателе, размещался на крыше рубки и обеспечивал режим ак­тив­но­го об­на­ру­же­ния це­лей в диапазоне 8—12 ГГц на четырех фиксированных частотах, разнесенных в диапазоне шириной ±10 МГц. При нормальной радиолокационной наблюдаемости дальность обнаружения надводной цели типа эсминец составляет до 25 км, типа крейсер до 60 км. В качестве резервного оптического средства прицеливания использовался визир ПМК-453.

    Сис­те­ма го­су­дар­ст­вен­но­го опо­зна­ва­ния пред­став­ле­на од­ной РАС - со­вме­щен­ным за­про­счи­ком-от­вет­чи­ком «Факел-М». РАС «Факел-М» по­зво­ля­ет про­во­дить опо­зна­ва­ние над­вод­ных и воз­душ­ных це­лей для оп­ре­де­ле­ния их при­над­леж­но­сти к сво­им воо­ру­жен­ным си­лам. За­про­сная ан­тен­на размещена на мачте.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строительство проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде и на Дальневосточном заводе №202 в г. Владивостоке.

    Головной катер вошёл в строй флота в 1959 году.


    Тактико-технические данные РКА проекта 183Р

    Водоизмещение:   полное 77,5 тонны.  
    Длина наибольшая:  25,4 метра  
    Длина по КВЛ:  25 метров  
    Ширина наибольшая:  6,2 метра  
    Ширина по КВЛ:  5,2 метра  
    Осадка полная:  1,25 метра  
    Силовая установка:  4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с., 4 винта, 3 руля  
    Скорость хода:  полная 43 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  600 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  3 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 25-мм автомат 2М-3 с ручным управлением  
    ракетное:  2х1 ангарные ПУ П-15 от ПУРС "Клён"  
    радиотехническое:  РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Факел"  
    навигационное:  1 компас, эхолот, лаг  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  14 человек (2 офицера)  

    Всего построено катеров с 1959 г. по 1965 г. - 112 единиц.


Hosted by uCoz