Иллюстрации
Чертежи
Картонная модель 1
Картонная модель 2
|
Ракетные катера проекта 205 "Москит" - спроектированны в ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора Е. И. Юхнина. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 1 ранга В. В. Дмитриев. Технический проект утвердили в 1957 году. Катера предназначались для уничтожения крупных кораблей противника в прибрежных районах военно-морских баз и охраны водного района (ОВР).
Корпус катера гладкопалубный, выполнен из стали марки СХЛ-45 толщиной от 5 мм до 8 мм и имеет круглоскулые обводы в носовой части и остроскулые в кормовой части корпуса. На палубе находилась протяжённая надстройка из облегчённого сплава АМГ с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком в носовой части. Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов и при 4 баллов без ограничений.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:
- Форпик;
- Кубрик на 8 человек;
- Кубрик на 12 человек;
- Машинное отделение №1;
- Машинное отделение №2;
- Каюты офицеров и мичманов;
- Пост предстартовой подготовки ракет;
- Ахтерпик.
Катер оставался на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-503 по 3300 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Двигатели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.
Вооружение катеров состояло:
- Из 4 ангарных пусковых установок для пуска противокорабельных крылатых ракет П-15 с нескладывающимися крыльями от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Постоянное возвышение пусковых установок составляло 11,5°. Ракеты имели дальность стрельбы 35…40 км, маршевую скорость 320 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа. Перезарядка ракет в ангарные пусковые установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут.
- Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".
Система управления ракетной стрельбой состояла:
- из ПУРС "Клён", который вырабатывал дальность и направление до цели, в состав прибора входили:
- ракетный автомат стрельбы РАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность и направление, а также вводил данные в головки самонаведения ракет.
- Информация о цели шла в систему ПУРС от РЛС обнаружения "Рангоут".
Система «Клён» позволяла вести стрельбу ракетами по надводной цели одиночно и залпом.
Система управления огнем корабельной 30-мм артиллерии состояла:
- из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Рысь" в состав которого входили:
- центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-104 "Рысь" управлял 2 автоматами выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм артиллерии.
- из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
- Главным средством целеуказания служила РЛС обнаружения "Рангоут".
- После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь".
РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.
Катера комплектовались компасом, РЛС обнаружения «Рангоут», РЛС опознавания «Кремний», а также дымовыми шашками МДШ.
РЛС обнаружения «Рангоут», предназначенная для целеуказания ракетному оружию. Станция сантиметрового диапазона с двумя уровнями мощности в 20 и 100 Вт обслуживалась одним оператором и могла осуществлять круговой обзор с частотой 4 или 12 об/мин. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. Дальность обнаружения станцией надводной цели типа крейсер составляла до 60 км, эсминца до 24 км. В качестве резервного оптического средства прицеливания использовался визир ПМК-453.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде, на заводе №341 в Рыбинске и на заводе №602 в Владивостоке.
Головной катер вошёл в строй флота в 1960 году.
Тактико-технические данные РКА проекта 205
Водоизмещение: |
стандартное 173 тонны, полное 216 тонн. |
Длина наибольшая: |
38,6 метра |
Длина по КВЛ: |
37,5 метра |
Ширина наибольшая: |
7,6 метра |
Ширина по КВЛ: |
5,9 метра |
Осадка полная: |
1,73 метра |
Силовая установка: |
3 дизеля М-503 по 3300 л.с., 3 винта ФШ |
Скорость хода: |
полная 39 узлов, экономическая 14 узлов |
Дальность плавания: |
1600 миль при 14 узлах |
Мореходность: |
5 баллов |
Автономность: |
5 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х2 30-мм автомата АК-230 с РЛС УАО МР-104 "Рысь" |
ракетное: |
4х1 ангарные ПУ П-15 от ПУРС "Клён" |
радиотехническое: |
РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Кремний" |
навигационное: |
1 компас, эхолот, лаг |
химическое: |
? дымовые шашки МДШ |
Экипаж: |
26 человек (4 офицера) |
Всего построено катеров с 1960 г. по 1965 г. - 155 единиц.
Ракетные катера проекта 205У - это усовершенствованный проект ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора А. П. Городянко, главным наблюдающим от ВМФ был капитана 2 ранга Ю. М. Осипов. Проект предусматривал усиление корпуса за счёт изготовления из двухслойной стали КД-2, при этом один слой делали из обычной, а другой из нержавеющей стали. Увеличили мощность главных двигателей. Обновили ракетное вооружение катеров.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс - 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.
Вооружение катеров состояло:
- Из 4 контейнерных пусковых установок КТ-97 для пуска противокорабельных ракет П-15У "Термит" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями, от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Контейнеры не только давали выигрыш в габаритах (по длине около 1 м и по ширине 0,8 м), но и обеспечивали необходимый микроклимат ракете за счёт герметичности. Усовершенствованные ракеты имели дальность стрельбы 40 км, маршевую скорость 320 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа, кроме того барометрический высотомер заменили на радиолокационный, что позволило снизить высоту полёта и точнее визировать курс ракеты по высоте.
- Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".
Строились катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде и на заводе №602 в Владивостоке.
Головной катер вошёл в строй флота в 1965 году.
Тактико-технические данные РКА проекта 205У
Водоизмещение: |
стандартное 184 тонны, полное 226 тонн. |
Длина наибольшая: |
38,6 метра |
Длина по КВЛ: |
37,5 метра |
Ширина наибольшая: |
7,6 метра |
Ширина по КВЛ: |
5,9 метра |
Осадка полная: |
1,73 метра |
Силовая установка: |
3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ |
Скорость хода: |
полная 41 узел, экономическая 14 узлов |
Дальность плавания: |
1600 миль при 14 узлах |
Мореходность: |
5 баллов |
Автономность: |
5 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х2 30-мм автомата АК-230М с РЛС УАО МР-104 "Рысь" |
ракетное: |
4х1 контейнерные ПУ КТ-97 от ПУРС "Клён" |
радиотехническое: |
РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Нихром" |
навигационное: |
1 компас, эхолот, лаг |
химическое: |
? дымовые шашки МДШ |
Экипаж: |
26 человек (4 офицера) |
Всего построено катеров с 1965 г. по 1973 г. - 32 единицы.
Ракетные катера проекта 205М - это модернизированный вариант с установкой новых ракет П-15М комплекса "Термит-М" имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У "Термит" и с переносными зенитно-ракетными комплексами "Стрела- 2", для улучшения ПВО.
Вооружение катеров состояло:
- Из 4 контейнерных пусковых установок КТ-97М для пуска противокорабельных ракет П-15М "Термит-М" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями, от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Модернизированные ракеты имели дальность стрельбы 80 км, маршевую скорость 350 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа с радиолокационным высотомером, что позволило снизить высоту полёта над уровнем моря до 25-50 метров.
- Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".
- Из 8 комплектов ПЗРК "Стрела-2". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 12-15 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К32 составляет 600 м/с, дальность стрельбы от 800 метров до 3,4 км, потолок - от 50 метров до 1,5 км при скорости цели до 260 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 14,5 кг.
Модернизировались катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде и на заводе №602 в Владивостоке.
Головной катер вошёл в строй флота в 1968 году.
Тактико-технические данные РКА проекта 205М
Водоизмещение: |
стандартное 192 тонны, полное 235 тонн. |
Длина наибольшая: |
38,6 метра |
Длина по КВЛ: |
37,5 метра |
Ширина наибольшая: |
7,6 метра |
Ширина по КВЛ: |
5,9 метра |
Осадка полная: |
2,09 метра |
Силовая установка: |
3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ |
Скорость хода: |
полная 41 узел, экономическая 14 узлов |
Дальность плавания: |
1600 миль при 14 узлах |
Мореходность: |
5 баллов |
Автономность: |
5 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х2 30-мм автомата АК-230М с РЛС УАО МР-104 "Рысь" |
ракетное: |
4х1 контейнерные ПУ КТ-97М от ПУРС "Клён" |
зенитно-ракетное: |
1х4 тумбовая ПУ ПЗРК "Стрела-2" |
радиотехническое: |
РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Нихром" |
навигационное: |
1 компас, эхолот, лаг |
химическое: |
? дымовые шашки МДШ |
Экипаж: |
26 человек (4 офицера) |
Всего построено катеров с 1968 г. по 1976 г. - 11 единиц.
Основным недостатком катеров выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов -76-мм скорострельными орудиями).
К концу 1970-х годов катера пр. 205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл. По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205. |
|