Главная | Надводные силы | Торпедный катер
БТКА проект 206
"Шторм"
1960-1978

Иллюстрации

Чертежи

Радиоуправляемая модель

Картонная модель
    Большие торпедные катера проекта 206 "Шторм" - спроектированы ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора П.Г. Гойнкиса. Тактико-техническое задание утвердили 24 мая 1955 года. Катера дальнего действия предназначались для ведения торпедных атак в прибрежных районах и в ближней морской зоне.

    Корпус катера сварной из высоколегированной стали с комбинированными круглоскулыми обводами в носовой половине и остроскулыми в кормовой. Палуба прямая по всей длине катера. В средней части расположена протяжённая надстройка с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком. Надстройка выполнена из лёгких сплавов. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки были скруглены.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Кубрик на 6 мест, артпомещение;
    3. Кубрик на 11 мест;
    4. Машинное отделение №1;
    5. Машинное отделение №2;
    6. Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения;
    7. Артпогреб, кладовые;
    8. Румпельное отделение;
    Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов, а при 4-балльной волне никаких ограничений на скорость катера не налагалось.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-503А по 4000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Реверсивная муфта смонтирована в литом алюминиевом картере, который крепится при помощи фланца к картеру дизеля. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Двигатели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

    Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 220 В включает три дизель-генератора (ДГ) мощностью по 28 кВт каждый.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ОТА-53-206 с ПУТС "Онега-4", расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся торпед.
    2. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".
    3. Из 12 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.

    Система управления торпедной стрельбой состояла:

    • из ПУТС "Онега", который вырабатывал элементы движения подводной цели и решал торпедный треугольник, в состав прибора входили:
      • торпедный автомат стрельбы ТАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление и решал торпедный треугольник, а также вводил данные в головки самонаведения торпед.
    • Информация о цели шла в систему ПУТС от РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан".
    Система «Онега-4» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по надводной цели одиночно и залпом дистанционно.

    Катера комплектовались гирокомпасом, РЛС кругового обзора МР-102 «Баклан», РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь", РЛС опознавания «Нихром», а также дымовыми шашками МДШ.

    РЛС МР-102 «Баклан» кругового обзора, предназначенная для навигации и целеуказания торпедному оружию. Станция сантиметрового диапазона обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.

    Система управления огнем корабельной 30-мм артиллерии состояла:

    • из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Рысь" в состав которого входили:
      • центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-104 "Рысь" управлял 2 автоматами выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм артиллерии.
    • из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
    • Главным средством целеуказания служила РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан".
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь".

    РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.

    Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строительство проводилось на заводе №345 в г. Ярославле(20), на заводе №640 в Сосновке(25) и на Средне-Невском заводе №363 в п. Понтонный(5).

    Головной катер вошёл в строй флота в октябре 1960 года.


    Тактико-технические данные БТКА проекта 206

    Водоизмещение:   стандартное 129 тонн, полное 152 тонны.  
    Длина наибольшая:  34,2 метра  
    Ширина наибольшая:  6,74 метра  
    Осадка полная:  1,5 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля М-503А по 4000 л.с.,
    3 винта  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    3 ДГ по 28 кВт постоянный ток 220 В  
    Скорость хода:  полная 45 узлов, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  800 миль при 30 узлах, 1400 миль при 14 узлах  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  5 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 30-мм автомата АК-230 от РЛС УАО МР-104 "Рысь"  
    торпедное:  4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4"  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб ББ-1  
    радиотехническое:  РЛС МР-102 "Баклан", РЛС опознавания "Нихром"  
    навигационное:  1 гирокомпас, эхолот, лаг  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  21 человек (2 офицера)  

    Всего построено катеров с 1960 г. по 1974 г. - 50 единиц.


    Большие торпедные катера проекта 206М "Шторм" - это модернизированный вариант разработанный в ЦМКБ "Алмаз" под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко в 1967 году. Проект предусматривал увеличение размеров корпуса, установку носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плиты, а так же усиление артиллерийского вооружения.

    Корпус катера гладкопалубный, стальной, удлиненный на 4 метра в кормовой части для расположения 57-мм артустановки. В средней части находится протяжённая надстройка из лёгких сплавов. Ходовую рубку сместили в переднюю часть надстройки, что улучшило оперативный обзор. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки скруглены.
    Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:

    1. Форпик;
    2. Кубрик №1, артпомещение;
    3. Кубрик №2;
    4. Каюты мичманов, бытовые помещения;
    5. Машинное отделение №1;
    6. Пост дистанционного управления главными механизмами;
    7. Машинное отделение №2;
    8. Топливные цистерны;
    9. Артпогреб;
    10. Румпельное отделение;
    Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал без ограничений при волне до 5 баллов на скоростях до 35 узлов, а при 4-балльной волне на скорости катера до 44 узлов.

    Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс - 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

    Вооружение катеров состояло:

    1. Из 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ОТА-53-206 с ПУТС "Онега-4", расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся торпед.
    2. Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
    3. Из 1 спаренного 57-мм автомата АК-725 с длиной ствола 75 калибров, расположенного в корме. Охлаждение стволов орудий осуществлялось забортной водой непрерывно. Привод электрический - ЭСП-72. Заряжание автоматов ленточное. Темп стрельбы 100 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 1020 м/с, дальность стрельбы до 13 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 14 500 кг. Автомат имел систему дистанционного управлени от РЛС МР-103 "Барс" и местного резервного управления от поста с визирной колонкой с кольцевым векторным прицелом.
    4. Из 12 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.
    5. Из 2 пусковых установок выстреливаемых помех (КЛ-101) комплекса помех ПК-16 калибра 82-мм с пакетом из 16 направляющих труб. Предназначен для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки и далее процесс стрельбы идет автоматически или полуавтоматически. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей - от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами, а полуавтоматический, дистанционно, одиночными выстрелами. Приведение заряженной установки в боевую готовность производится без выхода личного состава на верхнюю палубу и заключается в установлении на пульте заданного режима стрельбы и открывании передней крышки. Боевое обслуживание заряженной установки производится одним номером. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляла 400 кг.
    Не ограничиваясь привычным для торпедных катеров кругом задач, они оказались способными успешно бороться даже с подводными лодками, действуя в составе тактических групп.

    Система управления огнем корабельной 57-мм артиллерии состояла:

    • из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Барс" в состав которого входили:
      • центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-103 "Барс" управлял 1 автоматом выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 57-мм артиллерии.
    • из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
    • Главным средством целеуказания служила РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан".
    • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-103 "Барс".

    РЛС управления стрельбой МР-103 "Барс" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 57-мм калибра. РЛС автоматически устойчиво сопровождала малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км.

    На катере устанавили буксируемую опускаемую ГАС МГ-329 "Ока" и систему групповых атак "Дозор-1".

    ГАС опускаемая МГ-329 "Ока" служит для прослушивания пространства, в опускаемой части находится вращающаяся акустическая антенна, обеспечивающая прием шумов при шумопеленговании (режим "ШП") и излучение/прием акустических импульсов в режиме эхопеленгования. Используется лишь на «стопе» и опускается за борт из специального помещения. Дальность обнаружения подводной лодки в любом режиме не превышала 6 км.

    Система групповых атак (СГА) "Дозор-1" позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей.

    Строились катера на заводе №345 в г. Ярославле и на заводе №602 в г. Владивостоке.

    Головной катер был сдан флоту в 1972 году.


    Тактико-технические данные БТКА проекта 206М

    Водоизмещение:   стандартное 218 тонн, полное 250 тонн.  
    Длина наибольшая:  39,5 метра  
    Ширина наибольшая:  7,6 метра  
    Ширина по крыльям:  12,5 метра  
    Осадка по корпусу:  2,0 метра  
    Силовая установка:  3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    3 ДГ по 28 кВт постоянный ток 220 В  
    Скорость хода:  полная 44 узла, экономическая 14 узлов  
    Дальность плавания:  1 450 миль при 14 узлах, 600 миль при 37 узлов  
    Мореходность:  5 баллов  
    Автономность:  3 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  1х2 25-мм автомат 2М-3М,
    1х2 57-мм автомат АК-725 от РЛС УАО МР-103 "Барс"  
    торпедное:  4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4"
    или от системы групповых атак "Дозор-1"  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб ББ-1  
    гидроакустическое:  ГАС погружная МГ-329 "Ока"  
    радиотехническое:  РЛС МР-102 "Баклан",
    РЛС опознавания "Нихром"  
    навигационное:  1 гирокомпас, эхолот, лаг  
    химическое:  ? дымовые шашки МДШ  
    Экипаж:  21 человек (2 офицера)  

    Всего построено катеров с 1972 г. по 1978 г. - 24 единицы.


Hosted by uCoz