Иллюстрации
Чертежи
Картонная модель
|
Морские тральщики проекта 254 - первые послевоенные тральщики. В 1946 г. тактико-техническое задание на их проектирование было выдано ЦКБ-363 (позже - Западное ПКБ) под управлением главного конструктора Г.М. Вераксо, а наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В.С.Авдеев. Тральщики предназначались для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, участие в минных постановках.
Корпус корабля из стали марки 4С, набирался по продольной системе, имел полубачную архитектуру и второе дно, форштевень с ледовым усилением и бортовые кили в качестве стабилизатора качки пассивного типа. Для накладных листов под компасы применялась маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Впервые в кораблестроительной промышленности использовался новый поточно-позиционный метод сборки корпусов из насыщенных секций и блоков с полным применением сварки. Носовая надстройка корабля двух ярусная с открытым мостиком и боевой рубкой из гомогенной брони, толщиной 8 мм, располагалась на полубаке. Кормовая одноярусная, протяжённая надстройка на которой размещались спасательные шлюпки, дымовая труба и кормовая артиллерийская установка. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка и клюз.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
- Шкиперская кладовая, форпик;
- Малярная кладовая, цепной ящик;
- Кают-компания, каюты офицеров, коридор, кубрик команды №1, гиропост, носовой погреб боезапаса, пост ГАС, ПЭЖ;
- Носовое машинное отделение, цистерна;
- Кормовое машинное отделение, цистерна;
- Кубрик команды №2, кормовой погреб боезапаса, цистерна;
- Помещение вьюшки для электромагнитного трала ТЭМ-52, пост управления тралом, цистерна;
- Тральная кладовая, цистерна;
- Румпельное отделение;
- Ахтерпик.
Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизелями 9Д с газотурбинным наддувом по 1100 л.с. каждый при частоте вращения 600 об/мин, размещёнными в кормовом машинном отделении (МО). Дизеля обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта фиксированного шага. Скорость полного хода тральщика составляла 15 узлов и 7 узлов с тралом МТ-1.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 2 спаренных 37-мм автоматов В-11 открытого типа с длинной ствола 67 калибров, расположенных одно на баке и одно на надстройке в корме. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение и вертикально-клиновой затвор. Питание автоматов обойменное, в обойме находилось 5 патронов на ствол. Заряжание и подача обойм ручная. Расчёт орудия включал 5 человек. Скорострельность составляла установки до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90°, а горизонтального до 360°. Начальная скорость снаряда 880 м/с, дальность стрельбы до 8,4 км. Масса установки 3 400 кг.
- Из 2 турельных 12,7-мм пулемётных установок 2М-1 с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались побортно у дымовой трубы. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба велась очередями до 125 выстрелов на ствол после чего требовалось охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 16 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- Из 2 штоковых бомбомётов БМБ-1, расположенных в корме побортно. Боезапас включал 8 глубинных бомб ББ-1.
- Из минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- Из 1 комплекта морского контактного трала МТ-1, располагался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием на мину имел ширину захвата до 200 м, заглубление от 8 до 35 м, скорость буксировки от 5 до 7 узлов при волнении моря до 5 баллов. Удаление трала от тральщика, составляло 450 метров с резаками. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.
- Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-52, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел радиус действия до 70 метров при скорости траления от 4 до 7 узлов и волнении моря до 4 баллов.
- Из 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2 поверхностного действия, для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала доходил до 120 метров при комбинированном взрывателе и 50 метров только при акустическом взрывателе. Глубина места траления составляла более 50 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 8 до 10 узлов.
- Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
Для постановки и выборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.
Корабли комплектовались РЛС целеуказания «Гюйс-1М», РЛС навигации «Рым», аппаратурой госопознавания «Факел», ГАС «Тамир-10», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.
РЛС «Гюйс-1М» - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы.
Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг.
Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.
ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.
РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. РУ состояло их трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, которые были разбиты на секции для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе "Залив" №532 в г. Керчь.
Головной тральщик вошёл в строй Балтийского флота в 1948 году.
Тактико-технические данные проект 254
Водоизмещение: |
стандартное 500 тонн, полное 569 тонн |
Длина наибольшая: |
58 метров |
Длина по КВЛ: |
54 метра |
Ширина наибольшая: |
8,5 метра |
Ширина по КВЛ: |
8,4 метра |
Осадка по корпусу: |
2,1 метра |
Силовая установка: |
2 дизеля 9Д по 1100 л.с., 2 винта ФШ, 1 руль |
Скорость хода: |
полная 15 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
3800 миль при 10 узлах |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х2 37-мм автомата В-11, 2х2 12,7-мм установки 2М-1 |
противолодочное: |
2 бомбосбрасывателя, 24 бомбы ББ-1, 2 бомбомёта БМБ-1 |
минное: |
10 якорных мин КБ-3 и минных рельсов |
противоминное: |
1 контактный трал МТ-1, 2 акустических трала БАТ-2, 1 электромагнитный трал ТЭМ-52, 1 РУ, 1 ЦОК-1-40 |
гидроакустическое: |
ГАС "Тамир-10" |
радиотехническое: |
РЛС целеуказания "Гюйс-1М", госопознавания "Факел" |
навигационное: |
2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К", 1 НРЛС "Рым" |
химическое: |
? дымовых шашек МДШ |
Экипаж: |
53 человека (7 офицеров) |
Всего построено тральщиков с 1948 г. по 1952 г. - 60 единиц.
Морские тральщики проект 254К - это корректированный вариант с усовершенствованным радиотехническим и тральным вооружением, улучшенной компоновкой и расположением постов и оборудования.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 2 спаренных 37-мм автоматов В-11 открытого типа с длинной ствола 67 калибров, расположенных одно на баке и одно на надстройке в корме. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение и вертикально-клиновой затвор. Питание автоматов обойменное, в обойме находилось 5 патронов на ствол. Заряжание и подача обойм ручная. Расчёт орудия включал 5 человек. Скорострельность составляла установки до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90°, а горизонтального до 360°. Начальная скорость снаряда 880 м/с, дальность стрельбы до 8,4 км. Масса установки 3 400 кг.
- Из 2 турельных 12,7-мм пулемётных установок 2М-1 с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались побортно у дымовой трубы. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба велась очередями до 125 выстрелов на ствол после чего требовалось охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 16 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- Из 2 бомбомётов БМБ-2, предназначенных для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
- Из минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- Из 2 комплектов морского контактного трала МТ-2, располагались в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим или уничтожающим действием имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 10 до 30 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Минимальная глубина места траления 50 метров. Удаление трала от тральщика, составляла 360 метров с резаками и 270 метров с механизмами уничтожения. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.
- Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-52, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел радиус действия до 70 метров при скорости траления от 4 до 7 узлов и волнении моря до 4 баллов.
- Из 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2 поверхностного действия, для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала доходил до 120 метров при комбинированном взрывателе и 50 метров только при акустическом взрывателе. Глубина места траления составляла более 50 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 8 до 10 узлов.
- Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
Для постановки и выборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.
Корабли комплектовались РЛС целеуказания «Риф-А», РЛС навигации «Рым», аппаратурой госопознавания «Факел», ГАС «Тамир-10», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.
РЛС «Риф-А» - одноканальная, двухкоординатная, дециметрового (10 см) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до надводных целей.
РЛС отображения надводной обстановки могла функционировать в одном из трёх режимов работы: кругового обзора - 360°; секторного поиска – с азимутом 36°; или слежения за целью (сопровождения). Антенна — параболического типа, усечённая с числом оборотов в минуту – 6 и темпом обзора – 10 секунд. Станция могла определять отклонения падения артиллерийских снарядов по всплескам. Для защиты от активных помех была применена схема электромеханической перестройки на четыре рабочие частоты (2,95—3 ГГц) с частотой импульсов 427 1/мин и длительностью импульса 1 мкс. РЛС имела потребляемую мощность 150 кВт с максимальной дальностью обзора 40 км и дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер 37 км, эсминец – 26-29,6 км, торпедный катер – 5,5-9,26 км, всплески от падения фугасных и осколочных снарядов на дальностях от 4,63 км до 18,52 км и перископ подводной лодки высотой 1,5 метра – 1,85-2,8 км.
Точность определения дальности по индикатору кругового обзора составляла 1 милю, по индикатору точной дальности – 15 метров, по выносному ИКО – 1,5–2% шкалы дальности, а срединная ошибка определения курсового угла составляла не более 0,6%.
ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.
РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. РУ состояло их трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, которые были разбиты на секции для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе "Залив" №532 в г. Керчь.
Головной тральщик вошёл в строй Балтийского флота в 1952 году.
Тактико-технические данные проект 254К
Водоизмещение: |
стандартное 500 тонн, полное 569 тонн |
Длина наибольшая: |
58 метров |
Длина по КВЛ: |
54 метра |
Ширина наибольшая: |
8,5 метра |
Ширина по КВЛ: |
8,4 метра |
Осадка по корпусу: |
2,1 метра |
Силовая установка: |
2 дизеля 9Д по 1100 л.с., 2 винта ФШ, 1 руль |
Скорость хода: |
полная 15 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
3800 миль при 10 узлах |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х2 37-мм автомата В-11, 2х2 12,7-мм установки 2М-1 |
противолодочное: |
2 бомбосбрасывателя, 26 бомб ББ-1, 2 бомбомёта БМБ-2 |
минное: |
10 якорных мин КБ-3 и минных рельсов |
противоминное: |
2 контактных трала МТ-2, 2 акустических трала БАТ-2, 1 электромагнитный трал ТЭМ-52, 1 РУ, 1 ЦОК-1-40 |
гидроакустическое: |
ГАС "Тамир-10" |
радиотехническое: |
РЛС целеуказания "Риф-А", аппаратура госопознования "Факел". |
навигационное: |
2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К", 1 НРЛС "Рым" |
химическое: |
? дымовых шашек МДШ |
Экипаж: |
53 человека (7 офицеров) |
Всего построено тральщиков с 1952 г. по 1955 г. - 82 единицы.
Морские тральщики проект 254М - это модернизированный вариант разработанный под руководством главного конструктора А.Г.Соколова и под наблюдением представителя от ВМФ - В.Т.Кузьмина. Проектом предусматривалось увеличение длины до 60 метров с изменением формы носовой надстройки и ходового мостика, усиление артиллерийского, радиотехнического и противолодочного вооружения, улучшение силовой установки и электроэнергетической системы, что повлияло на увеличение водоизмещения до 600 тонн.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизелями 9ДМ с газотурбинным наддувом по 1100 л.с. каждый при частоте вращения 600 об/мин, размещёнными в кормовом машинном отделении (МО). Дизеля обеспечивали ход тральщику, передавая вращение на два винта регулируемого шага. Скорость полного хода тральщика составляла 15 узлов.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 2 спаренных 37-мм автоматов В-11 открытого типа с длинной ствола 67 калибров, расположенных одно на баке и одно на надстройке в корме. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение и вертикально-клиновой затвор. Питание автоматов обойменное, в обойме находилось 5 патронов на ствол. Заряжание и подача обойм ручная. Расчёт орудия включал 5 человек. Скорострельность составляла установки до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90°, а горизонтального до 360°. Начальная скорость снаряда 880 м/с, дальность стрельбы до 8,4 км. Масса установки 3 400 кг.
- Из 2 турельных 12,7-мм пулемётных установок 2М-1 с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались на баке перед боевой рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба велась очередями до 125 выстрелов на ствол после чего требовалось охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных побортно у дымовой трубы. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
- Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 16 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- Из 2 бомбомётов БМБ-2, предназначенных для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
- Из минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- Из 1 комплекта глубоководного морского контактного трала МТ-2Г, располагался в корме. Одинарный, двухсторонний контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата 200 м, заглубление 60 м, скорость буксировки от 8 до 12 узлов при волнении моря до 3 баллов. Наименьшая глубина места траления 90 метров. Удаление трала от тральщика, составляла от 360 до 450 метров. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.
- Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-52М, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел радиус действия до 100 метров при скорости траления от 7 до 12 узлов и волнении моря до 4 баллов. Приборы управления электромагнитным тралом стали обеспечивать любые формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.
- Из 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2 поверхностного действия, для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала доходил до 120 метров при комбинированном взрывателе и 50 метров только при акустическом взрывателе. Глубина места траления составляла более 50 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 8 до 10 узлов.
- Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
Для постановки и выборки тралов были предусмотрены тральный кран, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.
Корабли комплектовались РЛС целеуказания «Линь», РЛС навигации «Рым-К», аппаратурой госопознавания «Факел», ГАС «Тамир-11», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.
РЛС «Линь» предназначалась для обнаружения и целеуказания надводных и низколетящих воздушных целей. Станция работала в дециметровом диапазоне волн и обеспечивала определение дистанции до цели, своего курсового угла, осуществляла пеленг цели и позволяла обнаруживать всплески от фугасных и осколочных снарядов, а так же имела три режима работы – круговой обзор, секторный поиск и слежение за целью. Антенна параболического типа размещалась на мачте.
ГАС «Тамир-11» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 9 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 18 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 3°.
РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. РУ состояло их трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, которые были разбиты на секции для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе "Залив" №532 в г. Керчь.
Головной тральщик вошёл в строй Балтийского флота в 1955 году.
Тактико-технические данные проект 254М
Водоизмещение: |
стандартное 535 тонн, полное 600 тонн |
Длина наибольшая: |
60 метров |
Длина по КВЛ: |
56 метров |
Ширина наибольшая: |
8,5 метра |
Ширина по КВЛ: |
8,4 метра |
Осадка по корпусу: |
2,25 метра |
Силовая установка: |
2 дизеля 9ДМ по 1100 л.с., 2 винта РШ, 1 руль |
Скорость хода: |
полная 15 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
3800 миль при 10 узлах |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х2 37-мм автомата В-11, 2х2 25-мм автомата 2М-3, 2х2 12,7-мм установки 2М-1 |
противолодочное: |
2 бомбосбрасывателя, 26 бомб ББ-1, 2 бомбомёта БМБ-2 |
минное: |
10 якорных мин КБ-3 и минных рельсов |
противоминное: |
1 глубоководный трал МТ-2Г, 2 акустических трала БАТ-2, 1 электромагнитный трал ТЭМ-52М, 1 РУ, 1 ЦОК-1-40 |
гидроакустическое: |
ГАС "Тамир-11" |
радиотехническое: |
РЛС целеуказания "Линь" |
навигационное: |
2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К", 1 НРЛС "Рым-К" |
химическое: |
? дымовых шашек МДШ |
Экипаж: |
67 человек (8 офицеров) |
Всего построено тральщиков с 1955 г. по 1957 г. - 16 единиц.
Морские тральщики проект 254А - это вариант с противоатомной защитой и усиленной артиллерией главного калибра.
Корпус корабля имел дополнительные подкрепления с частичной герметизацией внутренних помещений и вентиляцией боевых постов выполненной по замкнутому циклу. Тральщик получил систему водяной защиты от радиационного заражения.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 2 одноствольных 45-мм автоматов СМ-21ЗИФ с длиной ствола 78 калибров, расположенных один на баке и один в корме. Заряжание обойменое (4 выстрела в обойме), подача обойм в ручную. Расчёт орудия включал 7 человек. Темп стрельбы установки составляла 60 выстрелов, после чего ствол охлаждался забортной водой из судовой магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 1080 м/с., а дальность стрельбы до 9,2 км. Масса установки доходила до 3 600 кг.
- Из 1 турельной 12,7-мм пулемётной установки 2М-1 с длинной ствола 84,25 калибра, которая располагалась на баке перед боевой рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба велась очередями до 125 выстрелов на ствол после чего требовалось охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных побортно у дымовой трубы. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
- Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 16 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- Из 2 бомбомётов БМБ-2, предназначенных для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
- Из минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- Из 1 комплекта глубоководного морского контактного трала МТ-2Г, располагался в корме. Одинарный двухсторонний контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата 200 м, заглубление 60 м, скорость буксировки от 8 до 12 узлов при волнении моря до 3 баллов. Наименьшая глубина места траления 90 метров. Удаление трала от тральщика, составляла от 360 до 450 метров. Трал не имел обозначителя протраленной полосы.
- Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-52М, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел радиус действия до 100 метров при скорости траления от 7 до 12 узлов и волнении моря до 4 баллов. Приборы управления электромагнитным тралом стали обеспечивать любые формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.
- Из 2 буксируемых акустических тралов БАТ-2 поверхностного действия, для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель (электроотбойный молоток), вмонтированный в ведущий буй змейкового трала. Радиус действия трала доходил до 120 метров при комбинированном взрывателе и 50 метров только при акустическом взрывателе. Глубина места траления составляла более 50 метров при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляла от 8 до 10 узлов.
- Из 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
Для постановки и выборки тралов были предусмотрены тральный кран, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.
Корабли комплектовались РЛС целеуказания «Линь», РЛС навигации «Рым-К», аппаратурой госопознавания «Факел», ГАС «Тамир-11», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.
РЛС «Линь» предназначалась для обнаружения и целеуказания надводных и низколетящих воздушных целей. Станция работала в дециметровом диапазоне волн и обеспечивала определение дистанции до цели, своего курсового угла, осуществляла пеленг цели и позволяла обнаруживать всплески от фугасных и осколочных снарядов, а так же имела три режима работы – круговой обзор, секторный поиск и слежение за целью. Антенна параболического типа размещалась на мачте.
ГАС «Тамир-11» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 9 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 18 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 3°.
РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. РУ состояло их трёх обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, которые были разбиты на секции для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе "Залив" №532 в г. Керчь.
Головной тральщик вошёл в строй флота в 1957 году.
Тактико-технические данные проект 254А
Водоизмещение: |
стандартное 535 тонн, полное 600 тонн |
Длина наибольшая: |
60 метров |
Длина по КВЛ: |
56 метров |
Ширина наибольшая: |
8,5 метра |
Ширина по КВЛ: |
8,4 метра |
Осадка по корпусу: |
2,25 метра |
Силовая установка: |
2 дизеля 9ДМ по 1100 л.с., 2 винта РШ, 1 руль |
Скорость хода: |
полная 15 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
3800 миль при 10 узлах |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х1 45-мм автомата СМ-21ЗИФ, 2х2 25-мм автомата 2М-3, 1х2 12,7-мм установка 2М-1 |
противолодочное: |
2 бомбосбрасывателя, 26 бомб ББ-1, 2 бомбомёта БМБ-2 |
минное: |
10 якорных мин КБ-3 и минных рельсов |
противоминное: |
1 глубоководный трал МТ-2Г, 2 акустических трала БАТ-2, 1 электромагнитный трал ТЭМ-52М, 1 РУ, 1 ЦОК-1-40 |
гидроакустическое: |
ГАС "Тамир-11" |
радиотехническое: |
РЛС целеуказания "Линь" |
навигационное: |
2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор "Градус-К", 1 НРЛС "Рым-К" |
химическое: |
? дымовых шашек МДШ |
Экипаж: |
67 человек (8 офицеров) |
Всего построено тральщиков с 1957 г. по 1959 г. - 12 единиц.
Корабли этого проекта стали основой послевоенных отечественных минно-тральных сил. Позднее много кораблей пр.254 было переоборудовано в корабли вспомогательного назначения (водолазные, спасатели и т.д.), а после вывода из боевого состава их превращали в ПКЗ и УТС. Ряд кораблей (20 единиц) после соответствующего переоборудования по проекту 258 были переклассифицированны в корабли воздушного наблюдения. |
|