Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец
Эсминцы проект 30
1945-1953

Иллюстрации

Чертежи

Картонная модель

Видео ролик

    Эскадренные миноносцы проекта 30 - разрабатывались конструкторским бюро завода № 190 в г. Ленинграде под руководством главного конструктора А. М. Юновидова, по тактико-техническому заданию, утверждённому Начальником Морских сил РККА 15 ноября 1937 года. Задание предусматривало повышение прочности корпуса, боевой устойчивости и мореходности, дальность плавания 16 узловым ходом — не менее 3000 миль, 130-мм артиллерия главного калибра в башенных установках, 76-мм зенитная артиллерия в башенной установке, до шести зенитных орудий малого калибра, четыре 12,7-мм пулемета, два 533-мм трехтруб­ных торпедных аппарата, рельсы для постановки мин заграждения. Постановлением Правительства № 403 от 27 октября 1939 года проект 30 был утверждён, как серийный. С началом Великой Отечественной войны постройка всех эсминцев проекта 30 была прекращена, а 13 недостроенных корпусов были разобраны на стапелях на металл. Корабли предназначались для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника на удалённых морских коммуникациях, отражения минных атак, охранения своих крупных кораблей и конвоев при переходе в дальней и ближней морской зоне, а так же постановки минных заграждений.

    Корпус корабля клёпанный, с частичным применением сварки и усиленными основными связями продольного набора (палубный стрингер, ширстрек, горизонтальный киль), что повышало прочность и эксплуатационную надёжность конструкции корпуса в целом. Корабль строился с полубаком, верхней палубой, носовой и кормовой платформой и вторым дном на протяжении машинных и котельных отсеков. В районе машинно-котельных отделений применялась продольная система набора корпуса, а в оконечностях поперечный набор. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась жилая палуба, а основные водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы. Броневой защиты бортов и палубы корабль не имел. Наружная обшивка в районах стыков полубака, машинно-котельной группы и кормовой части корпуса корабля имела утолщения. Носовая трёх ярусная надстройка, обтекаемой формы с командно-дальномерным постом (КДП-4) находилась на полубаке. В нижнем ярусе располагались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, командования соединения), штабная каюта и кают-компания офицеров. В среднем ярусе имелись ГКП, ходовая и штурманская рубки. В верхнем ярусе располагались сигнальный мостик и рубка. Одно ярусная кормовая надстройка имела на крыше дальномерную рубку с 3-метровым дальномером и 76-мм спаренную зенитную башенную установку. Вокруг второй дымовой трубы размещались ростры для 37-мм артиллерии. Спасательные средства находились на рострах у первой дымовой трубы. Каюты офицеров расположили на верхней палубе под полубаком и в носовой надстройке. Помещения старшин размещались в отдельном отсеке в корме, там же имелась кают-компания старшинского состава. Матросы располагались в четырёх носовых кубриках и трёх кормовых кубриках. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Ран­го­ут был пред­став­лен одной мачтой, что усложняло определение противником определение курсового угла корабля. Силуэт эсминца имел корму транцевой формы с более острыми обводами и выкружками(штанами) гребных валов и две наклонные дымовые трубы овального сечения.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков:

    1. Форпик, текстильная кладовая, шкиперская и малярная кладовые;
    2. Цепной ящик, помещение рефрижераторной машины;
    3. Цистерны пресной воды и топлива, артпогреб 130-мм выстрелов, агрегатная, кубрики команды №1 и №2, помещения офицеров;
    4. Цистерна топлива, гиропост, артпогреб 37-мм выстрелов и патронов, кубрик команды №3, каюты офицеров;
    5. Цистерна масла, центральный артиллерийский пост, кубрик №4, каюты офицеров;
    6. Котельное отделение №1, цистерна топлива;
    7. Котельное отделение №2, цистерна топлива, дизель-генератор №1;
    8. Машинное отделение №1, артиллерийский гиропост;
    9. Котельное отделение №3, цистерна топлива, дизель-генератор №2;
    10. Котельное отделение №4, цистерна топлива;
    11. Машинное отделение №2, цистерна масла;
    12. Топливные цистерны, артпогреб 76-мм выстрелов, пост управления артиллерийским зенитным огнём, кубрик команды №5;
    13. Цистерна пресной воды, погреб торпед, артпогреб 130-мм выстрелов, кубрик команды №6, каюты старшин и кают-компания старшин;
    14. Топливные цистерны, кубрик команды №7;
    15. Румпельное отделение.
    Согласно расчетам корабль гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков.

    Рулевое устройство имело электрический привод и один полубалансирный руль расположенный в диаметральной плоскости. Управление осуществлялось с основного и запасного ходовых мостиков и из штурманской рубки. Аварийное управление производилось в ручную из румпельного отсека.

    Средства спасения включали 1 моторный командирский катер, 1 шестивёсельный ял, спасательные круги и индивидуальные спасательные пояса.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя трёхкорпусными турбозубчатыми агрегатами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24 мощностью по 26 250 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбозубчатый агрегат состоял из одной турбины высокого давления и двух турбин низкого давления. Агрегаты передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали четыре шатровых вертикальных водотрубных котла с нефтяным отоплением, боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженные петлевыми пароперегревателями. Паропроизводительность котлов составляла по 80 т/ч, поверхность нагрева каждого котла достигала 655 м2, а давление 27,5 кг/см2 при температуре 340°С. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались не только топливные цистерны, но и междудонное пространство. Полная скорость корабля составляла 36 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 16 узлов составляла 3 000 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от двух турбогенераторов мощностью по 100 кВт каждый и двух дизель-генераторов мощностью по 50 кВт с распределительными станциями.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 двухствольных 130-мм башенных артустановок Б-2-ЛМ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одна на баке и одна в корме. Боекомплект, включал 150 выстрелов на ствол и размещался в двух артпогребах. Его подача к установкам осуществлялась элеваторами, а в случае отказа имелись трубы для ручной подачи боекомплекта. Орудие в палубной установке комплектовалось броневой башней со съёмной крышей. Скорострельность установки составляла 8-12 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 25,7 км. Масса орудия с башней доходила до 48,23 тонны. Управление артогнём осуществлялось ПУАО "Мина-30", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом стабилизированном командно-дальномерном посту КДП-2-4.
    2. Из 1 спаренной 76-мм башенной зенитной установки 39-К с длинной ствола 55 калибров, расположенной на кормовой надстройке. Орудие в палубной установке имело броневую башню. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +87°, причём и вертикальные и горизонтальные механизмы наведения были электрическими. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 9 км. Масса орудия с башней доходила до 12,3 тонны. Управление зенитным огнём осуществлялось МПУАЗО "Союз-30", который позволял определять полные углы вертикального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью 3-метрового дальномера, размещенного в кормовом стабилизированном дальномерном посту ДП-3.
    3. Из 6 одноствольных 37-мм универсальных автоматов 70-К с длинной ствола 67 калибров, расположенных четыре побортно на рострах вокруг второй дымовой трубы и два побортно на срезе полубака. Эти установки не имели противоосколочных щитов и электрических приводов наводки. Охлаждение стволов орудий воздушное , а питание обойменное из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 6 человек. Скорострельность автомата позволяла сделать 150 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°. Начальная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Масса орудия составляла 1,35 тонны. Наблюдение за воздушной целью осуществлялось с помощью одного 3-метрового дальномера, размещенного в кормовом стабилизированном дальномерном посту ДП-3.
    4. Из 4 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК, расположенных побортно два на командном мостике и два в корме. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км при начальной скорости пули 850 м/с. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    5. Из 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов (ТА) 1-Н с поворотной установкой и прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Мина-30", расположенных на верхней палубе в диаметральной плоскости. ТА палубные поворотные с углами разворота от 30° до 80° на оба борта. Торпедные аппараты комбинированные с возможностью вести стрельбу, как пороховым способом, так и пневматическим. Они комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Мина", который обеспечивал последовательный и залповый выстрел торпед. ПУТС "Мина" позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. В конструкцию ТА был внесен ряд усовершенствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Торпеда 53-39 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 317 кг при весе самой торпеды в 1,78 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 51 узла (4 км), 39 узлов (8 км) и 34 узла (10 км). Боезапас состоял из 12 торпед, из них 6 в погребе, а остальные в ТА.
    6. Из 60 якорных мин КБ и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
    7. Из 2 бомбосбрасывателей для 20 глубинных бомб БМ-1, расположенных у кормового среза верхней палубы. Общий вес малой глубинной бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,2 м/с, а радиус поражения составлял от 3,5 до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин.

    Система управления огнем главного калибра "Мина-30" включала:

    • Прибор управления стрельбой (ПУС) "Мина-30" состоящего:
      • Из центрального автомата управления стрельбой главного калибра ЦАС-2 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с стабилизированного дальномерного поста (КДП-2-4) данных вырабатывал направление, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий главного калибра. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы.
    • Данные о курсе своего корабля автоматически поступали от гирокомпаса "Курс", к сожалению, на практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности.
    • Информация о цели шла в систему управления стрельбой от дальномеров командно-дальномерного поста КДП-2-4 и ночных визиров центральной наводки.
    Система "Мина-30" позволяла разделять огонь носовой и кормовой артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

    Система управления огнем зенитной артиллерии "Союз" включала:

    • Прибор управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО) "Союз-30" состоящего:
      • Из зенитного автомата управления стрельбой (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с стабилизированного дальномерного поста (ДП-3) данных выдавал углы вертикальной наводки зенитных орудий.
    • Данные о направлении и угле наклона относительно плоскости горизонта автоматически поступали от гировертикали "Газон".
    • Информация о цели шла в систему управления стрельбой от дальномера дальномерного поста ДП-3.
    Система "Союз" позволяла вести огонь зенитной артиллерии в одной плоскости и была малоэффективна в борьбе с пикирующими бомбардировщиками.

    На кораблях устанавливались гирокомпас "Курс", 1 комплект ДА-1, 1 комплект ДА-2, 6 дымовых шашек МДШ, РЛС "Гюйс-1Б".

    Гирокомпас типа "Курс" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

    Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная (дымвещество - мазут), имела выхлоп через дымовую трубу при производительности 50 кг/мин. Высота завесы составляла 40 - 60 метров.

    Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

    Морская дымовая шашка МДШ, имеет в качестве дымообразователя твердую дымовую смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    РЛС «Гюйс-1Б» - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,4 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа эсминец, крейсер. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 33° режимах, с рабочей частотой излучения 214 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с редуктором вращения и постом дистанционного управления (вращения), антенным коммутатором для работ по методу равносигнальной зоны, числом оборотов в минуту – 5,5 и темпом обзора – 11 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. Кроме этого в состав включили также специальный выносной индикатор обзора («ВИО»), который позволял командиру корабля вести наблюдение и оценивать обстановку на море и в воздухе из рубки и давать указания оператору о слежении за избранной целью. Станция обслуживалась одним оператором. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа линкор – 16,5 км, торпедный катер – 3,6 км и воздушных целей типа самолёт на высоте полёта 1,5 км и выше – до 46,3 км. Точность определения дальности составляла 111 метров, а срединная ошибка определения азимута - не более 0,97%.

    Строились корабли на заводе №200(6 корпусов для ЧФ) в г. Николаеве, на заводе №190(10 корпусов для БФ) в г. Ленинграде, на заводе №402(6 корпусов для СФ) в г. Молотовске(Северодвинске) и на заводе №199(6 корпусов для ТОФ) в г. Комсомольске-на-Амуре.

    Головной "Огневой" вступил в строй Черноморского флота 08 апреля 1945 года.


    Тактико-технические данные проекта 30

    Водоизмещение:   стандартное 1900 тонн, полное 2767 тонн  
    Длина наибольшая:  115,5 метра  
    Длина по КВЛ:  111 метров  
    Ширина наибольшая:  11 метров  
    Ширина по КВЛ:  10,7 метра  
    Высота борта в носу:  9,4 метра  
    Высота борта на миделе:  6 метров  
    Высота борта в корме:  3,6 метра  
    Осадка по корпусу:  3,8 метра  
    Силовая установка:  2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-24 по 26 250 л. с.,
    4 котла, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбогенератора по 100 кВт, 2 ДГ по 50 кВт,
    постоянный ток 115 В.  
    Скорость хода:  полная 36 узлов, экономическая 16 узлов  
    Дальность плавания:  3000 миль при скорости хода 16 узлов  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  8 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 130-мм башни Б-2ЛМ от ПУС "Мина-30"  
    зенитное:  1х2 76-мм башня 39-К , 6х1 37-мм автомата 70-К
    от ПУАЗО "Союз", 4х1 12,7-мм пулемёта ДШК.  
    торпедное:  2х3 533-мм поворотных ТА 1-Н с ПУС "Мина-30".  
    минное:  60 якорных мины КБ  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 20 бомб БМ-1. 
    радиолокационное:  РЛС "Гюйс-1Б".  
    радиотехническое:  передатчик "Шквал-М", приёмник "Метель",
    1 приёмопередатчик УКВ "Рейд".  
    навигационное:  1 гирокомпас "Курс-2", 4 127-мм маг. компаса ЗМИ,
    1 лаг ГО-3  
    химическое:  1 комплект ДА №1, 1 комплект ДА №2, 6 дымовых
    шашек МДШ  
    Экипаж:  202 человека (15 офицеров, 35 старшин)  

    Всего построено кораблей в 1945 г. - 1 единица.


    Эскадренные миноносцы проект 30К - достраивались по корректированному проекту с усиленным зенитным и противолодочным вооружением, новой гидроакустикой, новыми стрельбовыми РЛС и с значительным подкреплением корпуса корабля. По проекту 30К надлежало достроить 10 кораблей из оставшихся корпусов проекта 30.

    Средства спасения включали 1 моторный командирский катер, 1 шестивёсельный ял и спасательные плоты с жёстким дном на 10 человек каждый, а так же спасательные круги.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя новыми турбозубчатыми агрегатами типа ТВ-6 мощностью по 27 250 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбозубчатый агрегат состоял из одной турбины высокого давления и двух турбин низкого давления. Агрегаты передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали четыре шатровых вертикальных водотрубных котла КВ-30 с боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженных петлевыми пароперегревателями. Вырабатываемый котлами пар на входе в турбину имел давление 27 кг/см2 и температуру 350-370 градусов. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались не только топливные цистерны, но и междудонное пространство. Полная скорость корабля составляла 36 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 16 узлов составляла 3 000 миль. Пар для бытовых нужд вырабатывался вспомогательным котлом типа «КВС».

    Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от двух турбогенераторов мощностью по 150 кВт каждый и двух дизель-генераторов мощностью по 75 кВт с распределительными станциями.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 двухствольных 130-мм башенных артустановок Б-2-ЛМ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одна на баке и одна в корме. Боекомплект, включал 150 выстрелов на ствол и размещался в двух артпогребах. Его подача к установкам осуществлялась элеваторами, а в случае отказа имелись трубы для ручной подачи боекомплекта. Орудие в палубной установке комплектовалось броневой башней со съёмной крышей. Скорострельность установки составляла 8-12 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 25,7 км. Масса орудия с башней доходила до 48,23 тонны. Управление артогнём осуществлялось ПУАО "Мина-30", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью 4-метровых дальномеров и РЛС управления огнём главного калибра "Редан-2", размещенных в командно-дальномерном посту (КДП-2-4) .
    2. Из 1 спаренной 85-мм башенной зенитной установки 92-К с длинной ствола 52 калибра, расположенной на кормовой надстройке. Орудие в палубной установке имело броневую башню толщиной спереди 8мм и сзади 12 мм. Боекомплект палубной установки состоял из 300 выстрелов на ствол. Подача боеприпасов из погребов в подбашенное отделение производилась элеваторами, а из подбашенного отделения к орудиям боеприпасы подавались подносчиками; досылка - ручная. Установка дистанционных трубок - ручным установщиком трубок, закрепленным на вращающейся части. Расчёт орудия включал 13 человек. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +85°, причём и вертикальные и горизонтальные механизмы наведения были электрическими. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 10 км, а потолок поражения воздушных целей до 5 км. Масса орудия с башней доходила до 12,44 тонны. Управление зенитным огнём осуществлялось МПУАЗО "Союз-30К", который позволял определять полные углы вертикального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью стабилизированного визирного поста СВП-29.
    3. Из 6 одноствольных 37-мм универсальных автоматов 70-К с длинной ствола 67 калибров, расположенных четыре побортно на рострах вокруг второй дымовой трубы и два побортно на срезе полубака. Эти установки не имели противоосколочных щитов и электрических приводов наводки. Охлаждение стволов орудий воздушное , а питание обойменное из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 6 человек. Скорострельность автомата позволяла сделать 150 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°. Начальная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Масса орудия составляла 1,35 тонны. Наблюдение за воздушной целью осуществлялось с помощью одного 3-метрового дальномера, размещенного в кормовом стабилизированном дальномерном посту ДП-3.
    4. Из 4 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК, расположенных побортно два на командном мостике и два в корме. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км при начальной скорости пули 850 м/с. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    5. Из 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов (ТА) 1-Н с поворотной установкой и прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Мина-30", расположенных на верхней палубе в диаметральной плоскости. ТА палубные поворотные с углами разворота от 30° до 80° на оба борта. Торпедные аппараты комбинированные с возможностью вести стрельбу, как пороховым способом, так и пневматическим. Они комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Мина", который обеспечивал последовательный и залповый выстрел торпед. ПУТС "Мина" позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. В конструкцию ТА был внесен ряд усовершенствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Торпеда 53-39 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 317 кг при весе самой торпеды в 1,78 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 51 узла (4 км), 39 узлов (8 км) и 34 узла (10 км). Боезапас состоял из 12 торпед, из них 6 в погребе, а остальные в ТА.
    6. Из 52 якорных мин КБ и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
    7. Из 2 бомбосбрасывателей для 20 глубинных бомб БМ-1, расположенных у кормового среза верхней палубы. Общий вес малой глубинной бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,2 м/с, а радиус поражения составлял от 3,5 до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин.
    8. Из 2 штоковых бомбомётов БМБ-1, расположенных в корме побортно. Боезапас включал 8 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

    Система управления огнем главного калибра "Мина-30К" включала:

    • Прибор управления стрельбой (ПУС) "Мина-30К" состоящего:
      • Из центрального автомата управления стрельбой главного калибра ЦАС-2 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал направление, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий главного калибра. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы.
    • Данные о курсе своего корабля автоматически поступали от гирокомпаса "Курс", к сожалению, на практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности.
    • Главным средством целеуказания служила РЛС обнаружения надводных целей "Риф-А".
    • После получения целеуказания цель автоматически бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Редан-2" вмонтированной в командно-дальномерный пост КДП СМ-10-1 или велась дальномерами командно-дальномерного поста КДП СМ-10-1 и ночными визирами центральной наводки.
    Система "Мина-30" позволяла разделять огонь носовой и кормовой артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

    РЛС обнаружения надводных целей "Риф-А" - одноканальная, двухкоординатная, дециметрового (10 см) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до надводных целей. РЛС отображения надводной обстановки могла функционировать в одном из трёх режимов работы: кругового обзора - 360°; секторного поиска – с азимутом 36°; или слежения за целью (сопровождения). Антенна — параболического типа, усечённая с числом оборотов в минуту – 6 и темпом обзора – 10 секунд. Станция могла определять отклонения падения артиллерийских снарядов по всплескам. Для защиты от активных помех была применена схема электромеханической перестройки на четыре рабочие частоты (2,95—3 ГГц) с частотой импульсов 427 1/мин и длительностью импульса 1 мкс. РЛС имела потребляемую мощность 150 кВт с максимальной дальностью обзора 40 км и дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер 37 км, эсминец – 26-29,6 км, торпедный катер – 5,5-9,26 км, всплески от падения фугасных и осколочных снарядов на дальностях от 4,63 км до 18,52 км и перископ подводной лодки высотой 1,5 метра – 1,85-2,8 км. Точность определения дальности по индикатору кругового обзора составляла 1 милю, по индикатору точной дальности – 15 метров, по выносному ИКО – 1,5–2% шкалы дальности, а срединная ошибка определения курсового угла составляла не более 0,6%.

    РЛС управления артиллерийским огнём "Редан-2" разрабатывалась под управлением А. С. Гринштейна. Станция дециметрового диапазона волн с мощностью излучения в импульсе около 60 кВт обнаруживала и пеленговала эсминцы на расстоянии не менее 15 км с срединными ошибками: по дальности – 46 метров, по курсовому углу – 4°.

    Система управления огнем зенитной артиллерии "Союз" включала:

    • Прибор управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО) "Союз-30" состоящего:
      • Из зенитного автомата управления стрельбой (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с стабилизированного дальномерного поста (ДП-3) данных выдавал углы вертикальной наводки зенитных орудий.
    • Данные о направлении и угле наклона относительно плоскости горизонта автоматически поступали от гировертикали "Газон".
    • Главным средством целеуказания служила РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1Б".
    • После получения целеуказания наблюдение за целью велось визирами стабилизированного визирного поста СВП-29.
    Система "Союз" позволяла вести огонь зенитной артиллерии в одной плоскости и была малоэффективна в борьбе с пикирующими бомбардировщиками.

    РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1Б" - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,4 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа эсминец, крейсер. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 33° режимах, с рабочей частотой излучения 214 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с редуктором вращения и постом дистанционного управления (вращения), антенным коммутатором для работ по методу равносигнальной зоны, числом оборотов в минуту – 5,5 и темпом обзора – 11 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. Кроме этого в состав включили также специальный выносной индикатор обзора («ВИО»), который позволял командиру корабля вести наблюдение и оценивать обстановку на море и в воздухе из рубки и давать указания оператору о слежении за избранной целью. Станция обслуживалась одним оператором. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа линкор – 16,5 км, торпедный катер – 3,6 км и воздушных целей типа самолёт на высоте полёта 1,5 км и выше – до 46,3 км. Точность определения дальности составляла 111 метров, а срединная ошибка определения азимута - не более 0,97%.

    На кораблях устанавливались аппаратура госопознавания "Факел", РЛС навигации "Рым", ГАС "Тамир-5Н", гирокомпас "Курс", 1 комплект ДА-2, 6 дымовых шашек МДШ.

    Система государственного опознавания представлена двумя приборами - запросчиком и ответчиком "Факел". Аппаратура "Факел" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте.

    ГАС «Тамир-5Н» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала, точность пеленгования колебалась в пределах 5-8°.

    Гирокомпас типа "Курс" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

    Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

    Морская дымовая шашка МДШ, имеет в качестве дымообразователя твердую дымовую смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились корабли на заводе №445(1 для ЧФ) в г. Николаеве, на заводе №190(4 для БФ) в г. Ленинграде, на заводе №199(3 для ТОФ) в г. Комсомольске-на-Амуре, на заводе №402(2 для СФ) в г. Молотовске(Северодвинске).

    Головной "Осмотрительный" вступил в строй Северного флота 29 сентября 1947 года.


    Тактико-технические данные проекта 30К

    Водоизмещение:   стандартное 1900 тонн, полное 2860 тонн  
    Длина наибольшая:  115,5 метра  
    Длина по КВЛ:  111 метров  
    Ширина наибольшая:  11 метров  
    Ширина по КВЛ:  10,7 метра  
    Высота борта в носу:  9,4 метра  
    Высота борта на миделе:  6 метров  
    Высота борта в корме:  3,6 метра  
    Осадка по корпусу:  3,9 метра  
    Силовая установка:  2 турбозубчатых агрегата ТВ-6 по 27 250 л. с.,
    4 котла КВ-30, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбогенератора по 150 кВт, 2 ДГ по 75 кВт,
    постоянный ток 115 В.  
    Скорость хода:  полная 36 узлов, экономическая 16 узлов  
    Дальность плавания:  3000 миль при скорости хода 16 узлов  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  8 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 130-мм башни Б-2ЛМ от РЛС "Редан-2"  
    зенитное:  1х2 85-мм башня 92-К , 6х1 37-мм автомата 70-К
    от ПУАЗО "Союз", 4х1 12,7-мм пулемёта ДШК.  
    торпедное:  2х3 533-мм поворотных ТА 1-Н с ПУС "Мина-30".  
    минное:  52 якорных мины КБ  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 20 бомб БМ-1, 2 бомбомёта
    БМБ-1, 8 бомб ББ-1  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-5Н"  
    радиотехническое:  1 РЛС обнаружения надводных целей "Риф-А",
    1 РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1Б",
    аппаратура госопознавания "Факел"  
    навигационное:  1 гирокомпас "Курс-3", 1 НРЛС "Рым"  
    химическое:  1 комплект ДА №2, 6 дымовых шашек МДШ  
    Экипаж:  216 человек (18 офицеров, 35 старшин)  

    Всего достроено кораблей с 1947 г. по 1950 г. - 10 единиц.


    Эскадренные миноносцы проект 30бис - проектировались на основе проекта 30 в ЦКБ-53 под руководством главного конструктора А. Л. Фишера. Наблюдающим от ВМФ был назначен инженер-подполковник А.Т.Ильичев. Технический проект эсминца 30бис был утверждён постановлением Совета Министров СССР № 149-75 от 28 января 1947 года. Корабли проекта 30бис по сравнению с проектом 30 имели следующие отличия: увеличенные главные размерения(длина, ширина, высота борта), изменили конфигурацию носовой надстройки, корпус впервые выполнялся полностью сварным по новой более совершенной технологии, усилили зенитное, торпедное и радиотехническое вооружение.

    Корпус корабля стальной(марки СХЛ) полностью сварной, по новой технологии строительства он разбивался на 101 секцию, сборка и сварка секций выполнялись в сборочном (корпусном) цеху, после чего секции транспортировали в стапельный цех, где производили монтажную сборку и сварку корпуса. Набор корпуса эсминца выполнялся полностью по продольной системе. Корабль строился с полубаком оканчивавшимся на 78 шпангоуте, верхней палубой, носовой и кормовой платформой и вторым дном на протяжении машинных и котельных отсеков. Значительный подъем палубы полубака к форштевню, до не­которой степени ухудшавший диаграмму углов обстрела носовой башни, обещал значительно уменьшить заливаемость. Небольшой подъем был сделан и для палубы юта. Форма кормовой оконечности была заимствована у немецких эсминцев проекта 1936-А. Учитывая техническую политику копирования лучших образцов военной техники Германии, проводившуюся в первые послевоенные годы по прямому указанию Сталина, заимствование технических решений следует признать закономерным. Носовые обводы корпуса по сравнению с довоенным «эталоном» несколько приполнили для улучшения всхожести на волну, изменив форму шпангоутов в нижней части и увеличив развал бортов. Соединения верхней палубы с бортом, обделочные угольники надстройки и съемные конструкции накладных листов выполнялись клёпанными. Сохранение клепки для наиболее напряженных частей корпуса являлось разумной предосторожностью, основанной на опыте американцев. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась жилая палуба, а основные водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы. Броневой защиты бортов и палубы корабль не имел. Носовая трёх ярусная надстройка, получила площадку на первом ярусе для дополнительного зенитного орудия и открытый ходовой мостик. Защиту от ветра пред­полагалось осуществлять способом, подмеченным на немецких кораблях — при помощи специального ветроотбойного козырька, который экранирует находящихся на мостике от встречного воздушного потока. В нижнем ярусе располагались каюты старшего комсостава (командира, замполита и помошника командира корабля, командования соединения), кают-компания офицеров, буфет и строевая канцелярия. В среднем ярусе имелись ГКП, ходовая и штурманская рубки, боевой информационный пост (БИП), рубка связи и шифропост. В верхнем ярусе располагались сигнальный мостик и рубка, а так же КДП СМ-10-1. Одно ярусная кормовая надстройка имела подбашенное помещение 85-мм зенитной спаренной установки и пост энергетики и живучести (ПЭЖ), а на крыше устанавливались стабилизированный визирный пост СВП-29РЛМ, 85-мм спаренная зенитная башенная установка 92-К и 37-мм зенитный спаренный автомат В-11. Возле второй дымовой трубы размещались камбуз и ростры для 37-мм зенитной артиллерии. Спасательные средства находились на рострах у первой дымовой трубы. Каюты офицеров расположили на верхней палубе под полубаком и в носовой надстройке. Помещения старшин размещались в отдельном отсеке в корме, там же имелась кают-компания старшинского состава. Матросы располагались в четырёх носовых кубриках и трёх кормовых кубриках. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт эсминца имел две наклонные дымовые трубы овального сечения.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 18 отсеков:

    1. Форпик, шкиперская и малярная кладовые;
    2. Цепной ящик, помещение рефрижераторной машины, кладовая сухой провизии, текстильная кладовая;
    3. Цистерны пресной воды, отсек ГАС "Тамир-5Н", пост гидроакустика, кубрик команды №1 на 25 человек, помещения офицеров;
    4. Цистерна топлива, погреб 130-мм выстрелов, кубрик №2 на 22 человека, помещения офицеров;
    5. Коффердам, гиропост, погреб 37-мм выстрелов, кубрик №3 на 25 человек, помещения офицеров;
    6. Цистерна масла, центральный артиллерийский пост, кубрик №4 на 40 человек, помещения офицеров;
    7. Котельное отделение №1, цистерна топлива;
    8. Котельное отделение №2, цистерна топлива, дизель-генератор №1;
    9. Машинное отделение №1, цистерна топлива, артиллерийский гиропост;
    10. Котельное отделение №3, цистерна топлива, дизель-генератор №2;
    11. Котельное отделение №4, цистерна топлива;
    12. Машинное отделение №2, цистерна масла;
    13. Цистерна топлива, погреб 85-мм выстрелов, пост управления артиллерийским зенитным огнём, кубрик №5 на 56 человек;
    14. Цистерна пресной воды, погреб 37-мм выстрелов, каюты старшин;
    15. Цистерна пресной воды, погреб 130-мм выстрелов, каюта старшин и кают-компания старшин;
    16. Погреб запасных торпед, кубрик №6 на 31 человека и каюты старшин;
    17. Цистерны топлива, кубрик №7 на 29 человек;
    18. Румпельное отделение.
    Согласно расчетам корабль гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков.

    Рулевое устройство имело электрический привод и один полубалансирный руль расположенный в диаметральной плоскости. Управление осуществлялось с основного и запасного ходовых мостиков и из штурманской рубки. Аварийное управление производилось в ручную из румпельного отсека.

    Средства спасения включали 1 моторный командирский катер, 1 десятивёсельный моторный баркас, 1 шестивёсельный ял и 4 спасательных плота с жёстким дном на 10 человек каждый, а так же спасательные круги.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя новыми турбозубчатыми агрегатами типа ТВ-6 мощностью по 27 250 л. с. каждая, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбозубчатый агрегат состоял из одной турбины высокого давления и двух турбин низкого давления. Агрегаты передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали четыре шатровых вертикальных водотрубных котла КВ-30 с боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженных петлевыми пароперегревателями. Вырабатываемый котлами пар на входе в турбину имел давление 27 кг/см2 и температуру 350-370 градусов. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались не только топливные цистерны, но и междудонное пространство. Полная скорость корабля составляла 35 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 16 узлов составляла 3 600 миль. Пар для бытовых нужд вырабатывался вспомогательным котлом типа «КВС».

    Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от двух турбогенераторов мощностью по 150 кВт каждый и двух дизель-генераторов мощностью по 75 кВт с распределительными станциями.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 2 двухствольных 130-мм башенных артустановок Б-2-ЛМ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одна на баке и одна в корме. Боекомплект, включал 150 выстрелов на ствол и размещался в двух артпогребах. Его подача к установкам осуществлялась элеваторами, а в случае отказа имелись трубы для ручной подачи боекомплекта. Орудие в палубной установке комплектовалось броневой башней со съёмной крышей. Скорострельность установки составляла 8-12 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 25,7 км. Масса орудия с башней доходила до 48,23 тонны. Управление артогнём осуществлялось ПУАО "Мина-30бис", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом стабилизированном командно-дальномерном посту КДП СМ-10-1.
    2. Из 1 спаренной 85-мм башенной зенитной установки 92-К с длинной ствола 52 калибра, расположенной на кормовой надстройке. Орудие в палубной установке имело броневую башню толщиной спереди 8мм и сзади 12 мм. Боекомплект палубной установки состоял из 300 выстрелов на ствол. Подача боеприпасов из погребов в подбашенное отделение производилась элеваторами, а из подбашенного отделения к орудиям боеприпасы подавались подносчиками; досылка - ручная. Установка дистанционных трубок - ручным установщиком трубок, закрепленным на вращающейся части. Расчёт орудия включал 13 человек. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +85°, причём и вертикальные и горизонтальные механизмы наведения были электрическими. Начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 10 км, а потолок поражения воздушных целей до 5 км. Масса орудия с башней доходила до 12,44 тонны. Управление зенитным огнём осуществлялось МПУАЗО "Союз-30бис", который позволял определять полные углы вертикального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью стабилизированного визирного поста СВП-29РЛМ.
    3. Из 4 спаренных 37-мм универсальных автоматов В-11 с длинной ствола 67 калибров, расположенных два побортно на кормовой надстройке и два побортно на крыльях нижнего яруса носовой надстройки. Эти установки не имели противоосколочных щитов и электрических приводов наводки. Охлаждение стволов орудий воздушное , а питание обойменное из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 10 человек. Скорострельность автомата составляла до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90°. Начальная скорость снаряда 880 м/с, дальность стрельбы до 8,4 км. Масса установки составляла 3,4 тонны. Наблюдение за воздушной целью осуществлялось с помощью стабилизированного визирного поста СВП-29РЛМ, размещенного на кормовой надстройке.
    4. Из 5 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК, расположенных побортно два на командном мостике, два на рострах у второй дымовой трубы и один в диаметральной плоскости на банкете перед носовой надстройкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км при начальной скорости пули 850 м/с. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    5. Из 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов ПТА-53-30бис с поворотной установкой и прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Мина-30бис", расположенных на верхней палубе в диаметральной плоскости. Торпедные аппараты пневматические, комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Мина", который обеспечивал последовательный и залповый выстрел торпед. ПУТС "Мина-30бис" позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда 53-39 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 317 кг при весе самой торпеды в 1,78 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 51 узла (4 км), 39 узлов (8 км) и 34 узла (10 км). Боезапас состоял из 15 торпед, из них 5 в погребе, а остальные в ТА.
    6. Из 52 якорных мин КБ и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 350 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
    7. Из 2 бомбосбрасывателей для 20 глубинных бомб БМ-1, расположенных у кормового среза верхней палубы. Общий вес малой глубинной бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,2 м/с, а радиус поражения составлял от 3,5 до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин.
    8. Из 2 штоковых бомбомётов БМБ-1, расположенных в корме побортно. Боезапас включал 8 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

    Система управления огнем главного калибра "Мина-30бис" включала:

    • Прибор управления стрельбой (ПУС) "Мина-30бис" состоящего:
      • Из центрального автомата управления стрельбой главного калибра ЦАС-2 (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных вырабатывал направление, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий главного калибра. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы.
    • Данные о курсе своего корабля автоматически поступали от гирокомпаса "Курс".
    • Главным средством целеуказания служила РЛС обнаружения надводных целей "Риф-А".
    • После получения целеуказания цель автоматически бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Редан-2" вмонтированной в командно-дальномерный пост КДП СМ-10-1 или велась дальномерами командно-дальномерного поста КДП СМ-10-1 и ночными визирами центральной наводки.
    Система "Мина-30бис" позволяла разделять огонь носовой и кормовой артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

    РЛС обнаружения надводных целей "Риф-А" - одноканальная, двухкоординатная, дециметрового (10 см) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до надводных целей. РЛС отображения надводной обстановки могла функционировать в одном из трёх режимов работы: кругового обзора - 360°; секторного поиска – с азимутом 36°; или слежения за целью (сопровождения). Антенна — параболического типа, усечённая с числом оборотов в минуту – 6 и темпом обзора – 10 секунд. Станция могла определять отклонения падения артиллерийских снарядов по всплескам. Для защиты от активных помех была применена схема электромеханической перестройки на четыре рабочие частоты (2,95—3 ГГц) с частотой импульсов 427 1/мин и длительностью импульса 1 мкс. РЛС имела потребляемую мощность 150 кВт с максимальной дальностью обзора 40 км и дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер 37 км, эсминец – 26-29,6 км, торпедный катер – 5,5-9,26 км, всплески от падения фугасных и осколочных снарядов на дальностях от 4,63 км до 18,52 км и перископ подводной лодки высотой 1,5 метра – 1,85-2,8 км. Точность определения дальности по индикатору кругового обзора составляла 1 милю, по индикатору точной дальности – 15 метров, по выносному ИКО – 1,5–2% шкалы дальности, а срединная ошибка определения курсового угла составляла не более 0,6%.

    РЛС управления артиллерийским огнём "Редан-2" разрабатывалась под управлением А. С. Гринштейна. Станция дециметрового диапазона волн с мощностью излучения в импульсе около 60 кВт обнаруживала и пеленговала эсминцы на расстоянии не менее 15 км с срединными ошибками: по дальности – 46 метров, по курсовому углу – 4°.

    Система управления огнем зенитной артиллерии "Союз-30бис" включала:

    • Прибор управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО) "Союз-30бис" состоящего:
      • Из зенитного автомата управления стрельбой (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с стабилизированного визирного поста СВП-29РЛМ данных выдавал углы вертикальной наводки зенитных орудий.
    • Данные о направлении и угле наклона относительно плоскости горизонта автоматически поступали от гировертикали "Газон".
    • Главным средством целеуказания служила РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М".
    • После получения целеуказания наблюдение за целью велось визирами стабилизированного визирного поста СВП-29РЛМ.
    Система "Союз-30бис" позволяла вести огонь зенитной артиллерии в одной плоскости и была малоэффективна в борьбе с пикирующими бомбардировщиками.

    РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М" - корабельная РЛС с двумя антеннами (каналами), двухкоординатная, метрового (1,43 метра) диапазона волн, позволяла обнаруживать и определять дальность и азимут до воздушных и надводных целей и береговой линии для кораблей типа МО, БО, СКР, ТЩ и эсминцы. Станция работала в круговом - 360° и секторном - с азимутом 18° режимах, с рабочей частотой излучения 209,79 МГц. Две антенны — типа «волновой канал» с углом раствора диаграммы направленности в горизонтальной плоскости 22°, числом оборотов в минуту – 3 и темпом обзора – 20 секунд. Излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Оператор наблюдал обнаруженные цели на экране ЭЛТ, которая представляла собой осциллографический отметчик на трубке ЛО-709. В ЭЛТ были введены «строб-сигнал» и система строгой линейной развертки электронного луча. Применение схемы «электрической лупы» позволило увеличить разрешающую способность по дистанции и на больших дальностях обнаружения более детально рассматривать и определять количество и характер надводных целей. РЛС имела потребляемую мощность 80 кВт с дальностью обнаружения надводных целей типа крейсер – 11 км, эсминец – до 8 км, тральщика – до 6,5 км. Масса аппаратуры – 174 кг. Точность определения дальности составляла 92,5 метра, а срединная ошибка определения азимута составляла не более 0,42%.

    На кораблях устанавливались аппаратура госопознавания "Факел", РЛС навигации "Рым", ГАС "Тамир-5Н", гирокомпас "Курс-3", 1 комплект ДА-2, 6 дымовых шашек МДШ.

    Система государственного опознавания представлена двумя приборами - запросчиком и ответчиком "Факел". Аппаратура "Факел" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте.

    ГАС «Тамир-5Н» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала, точность пеленгования колебалась в пределах 5-8°.

    Гирокомпас типа "Курс-3" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания и самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что не требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Время готовности после запуска (время прихода в меридиан) составляло 4-6 часов. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

    Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

    Морская дымовая шашка МДШ, имеет в качестве дымообразователя твердую дымовую смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

    Строились корабли на заводе №445(200)(18 для ЧФ) в г. Николаеве, на заводе №190(16 для БФ) в г. Ленинграде, на заводе №402(18 для СФ) в г. Молотовске(Северодвинске) и на заводе №199(18 для ТОФ) в г. Комсомольске-на-Амуре.

    Головной "Смелый" вступил в строй Балтийского флота 21 декабря 1949 года.


    Тактико-технические данные проекта 30бис

    Водоизмещение:   стандартное 2300 тонн, полное 3066 тонн  
    Длина наибольшая:  120,5 метра  
    Длина по КВЛ:  116 метров  
    Ширина наибольшая:  12 метров  
    Ширина по КВЛ:  11,5 метра  
    Высота борта в носу:  10,9 метра  
    Высота борта на миделе:  7 метров  
    Высота борта в корме:  3,8 метра  
    Осадка по корпусу:  3,9 метра  
    Силовая установка:  2 турбозубчатых агрегата ТВ-6 по 27 250 л. с.,
    4 котла КВ-30, 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбогенератора по 150 кВт, 2 ДГ по 75 кВт,
    постоянный ток 115 В.  
    Скорость хода:  полная 35 узлов, экономическая 16 узлов  
    Дальность плавания:  3600 миль при скорости хода 16 узлов  
    Мореходность:  до 8 баллов  
    Автономность:  9 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  2х2 130-мм башни Б-2ЛМ от РЛС "Редан-2"  
    зенитное:  1х2 85-мм башня 92-К , 4х2 37-мм автомата В-11
    от ПУАЗО "Союз", 5х1 12,7-мм пулемёта ДШК.  
    торпедное:  2х5 533-мм поворотных ПТА-53-30бис с ПУС
    "Мина-30бис".  
    минное:  52 якорных мины КБ  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 20 бомб БМ-1, 2 бомбомёта
    БМБ-1, 8 бомб ББ-1  
    гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-5Н"  
    радиотехническое:  1 РЛС обнаружения надводных целей "Риф-А",
    1 РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М",
    аппаратура госопознавания "Факел"  
    навигационное:  1 гирокомпас "Курс-3", 1 НРЛС "Рым"  
    химическое:  1 комплект ДА №2, 6 дымовых шашек МДШ  
    Экипаж:  266 человек (18 офицеров, 20 старшин)  

    Всего построено эскадренных миноносцев с 1949 г. по 1953 г. - 70 единиц.


Hosted by uCoz