Иллюстрации
Чертежи
Картонная модель
|
Малые сторожевые корабли проекта 50 тип "Горностай" - разрабатывались по личному указанию И.В. Сталина для дозорной службы и охраны небольших прибрежных конвоев. Главным конструктором проекта на начальном этапе проектирования был Д.Д. Жуковский, затем (в СКБ-194) - В.И. Неганов, а с конца 1953 г. - Б. И. Купенский, а наблюдающим от ВМФ назначили капитана 1 ранга В.С. Авдеева.
Корпус корабля гладкопалубный, выполнялся электросварным за исключением соединения ширстрека с палубным стрингером и съемных листов, с значительной седловатостью в носу с одной треногой мачтой и двумя надстройками. Носовые образования корпуса по ватерлинии отличались значительным заострением, а шпангоуты выполнялись с развалом у верхней палубы. В качестве основного материала корпуса применили высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4 и броневую марки 48ПМ. Набор корпуса производился по продольной схеме, с установкой рамных шпангоутов, флоров и бимсов через 2-3 шпации (1000-1500 мм). Котельное и машинное отделения в районе 79,5-117,5 шп. по ширстреку и двум последующим поясам наружной обшивки, ходовая рубка, обвесы ходового мостика и щиты артиллерийских установок защищались противоосколочной броней толщиной 7-8 мм. Ко всем боевым постам и помещениям, за исключением бомбового погреба №6, мичманского отсека и румпельного отделения, был обеспечен доступ без выхода личного состава на верхнюю палубу. Рядовой и старшинский состав срочной службы (147 чел.) размещался в пяти носовых и одном кормовом кубриках. Десять офицеров размещались в 7 каютах. В офицерских каютах имелось 4 запасных места для размещения флагманских специалистов. Для 10 мичманов оборудовали 3 каюты и свою кают-компанию. Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 11 водонепроницаемых отсеков:
- Форпик, шкиперская, малярная и такелажная кладовые (0-7 шпангоут);
- Цепной ящик, кубрик №1 на 10 человек, раздевалка, баня, гальюн и умывальная команды, тамбур №1, электромеханическая кладовая, кладовая мокрой провизии и рефкамера, отсек ПОУ ГАС (7-30 шпангоут);
- Погреб №1 и кладовая артбоезапаса, бельевая кладовая, кубрик №2 на 24 человека, кубрик №3 на 21 человека, красный уголок, канцелярия (30-45 шпангоут);
- Кают-компания офицеров, пост наводки бомбомётов, кладовая расходной провизии, кубрик №4 на 34 человека, кубрик №5 на 20 человек, погреб №2 артбоезапаса, погреб противолодочного боезапаса, цистерны пресной воды (45-59 шпангоут);
- Каюта командира корабля, пост РЛС, камбуз, носовая электростанция, шифропост, радиорубка, тамбур №2, центральный артпост, пост "Компонент", каюты офицеров, секретная канцелярия, гальюн и душевая офицеров, коридор №1, топливные цистерны, коффердам, гиропост, отсек лага (59-80 шпангоут);
- Котельное отделение, топливные цистерны, цистерны питательной воды (80-96 шпангоут);
- Машинное отделение, цистерны сепарированного масла, сточная масляная цистерна, тёплые ящики, топливные цистерны (96-117 шпангоут);
- Кормовая электростанция, механические мастерская и кладовая, тамбур №3, отсек вспомогательных механизмов, коффердам, цистерна смазочного масла, цистерны конденсата, топливные цистерны (117-129 шпангоут);
- Кубрик №6 на 38 человек, погреб №4 и №5 артбоезапаса, топливные цистерны, коридоры дейдвудных труб (129-144 шпангоут);
- Коридор №2, каюты мичманов, лазарет, кладовая медикаментов, гальюны, кают-компания мичманов, вентвыгородка, погреб противолодочного боезапаса, коффердам, топливные цистерны (144-162 шпангоут);
- Пост управления бомбосбрасывателями, румпельное отделение, топливные цистерны (162-174 шпангоут).
По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения "сухими" отсеков, смежных с затопленными.
Силовая установка механическая, двухвальная, котлотурбинная с двумя турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) ТВ-9 мощностью по 10 000 л.с. и двумя водотрубными котлами, размещёнными по линейной схеме. Агрегаты ТВ-9 имели возможность пуска турбин из холодного состояния и размещались побортно в машинном отделении.
Главные котлы - водотрубные, малогабаритные КВГ-57/28 с дутьём в топки, с рабочим давлением перегретого пара 28 кг/см2 и температурой 3700° С, располагались побортно в котельном отделении.
Вспомогательный котел, обеспечивал паром судовые механизмы и хозяйственные нужды корабля в целом.
Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 220 В, 50 Гц получала питание от двух турбогенераторов (ТГ) мощностью по 150 кВт каждый и имела один дизель-генератор мощностью 100 кВт и один стояночный дизель-генератор мощностью 25 кВт.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 3 одноствольных 100-мм орудий Б-34УСМА с длиной ствола 56 калибров. Размещались орудия два в носовой части и одно в кормовой части корабля. Боезапас состоял из 200 выстрелов на орудие. Установка имела щит из противопульной брони и оригинальной конструкции подвижной щит, закрывающий амбразуру. Скорострельность при механической досылке составляла 15 выстр./мин. Начальная скорость снаряда 900 м/с, максимальный угол возвышения 85° и дальность стрельбы 22 км, потолок 15 км. Расчёт - 7 человек. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки обеспечивали скорость наведения до 12 град/с. Масса установки - 12,5 т, живучесть стволов (с флегматизаторами) достигала 1500 выстрелов. Наводка артустановок осуществлялась автоматически при помощи дистанционного управления и вручную. Для дистанционного управления стрельбой 100-мм артиллерии устанавливался стабилизированный дальномерный пост СВП-42-50, совмещённый с антенной РЛС "Якорь" и системой управления (СУ) «Сфера-50».
- Из 2 спаренных 37-мм автоматов В-11 с длиной ствола 67 калибров, расположенных побортно в кормовой части корабля, для борьбы с авиацией. Заряжание обойменное (5 выстрелов в обойме), подача обойм в ручную. Расчёт орудия включал 11 человек. Скорострельность установки составляла до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90°. Приводы вертикального и горизонтального наведения только ручные. Начальная скорость снаряда 880 м/с., а дальность стрельбы до 8,4 км, потолок 4 км. Наводка артустановок осуществлялась автоматическим прицелом АЗП-37-2М. Масса доходила до 3 400 кг.
- Из 1 трёхтрубного 533-мм торпедного аппарата ТТА-53-50 с боезапасом из 3 прямоходных парогазовых торпед 53-51 в ТА. Торпедный аппарат комплектовался центральным прибором для управления стрельбой. Позже с появлением противолодочных торпед применялись и торпеды типа СЭТ-65.
- Из минных рельсов и 26 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
- Из 2 бомбосбрасывателей и глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- Из 1 реактивного бомбомёта МБУ-600 с 24 направляющими и возможностью изменения углов наведения каждой, неподвижно закреплялась в носовой части корабля и стабилизировалась при качке. Наведение на цель производилось корпусом корабля по курсу. Стрельба из бомбомёта велась залпом, а управление стрельбой осуществлялось из рубки с помощью прибора управления стрельбой ПУС-24-600. Боезапас включал 120 глубинных бомб Б-30. Дальность стрельбы составляла 644 метра, а зона поражения подводной лодки идущей со скоростью 10 узлов на глубине до 330 метров имела форму эллипса, за счет индивидуального наклона направляющих, 30-40 метров вдоль направления стрельбы и 40-50 метров в ширину. использовались бомбы Б-30М.
- Из 4 одноствольных бомбомётов БМБ-2, расположенных побортно в корме. Бомбомёты имеют калибр 430 мм, дальность стрельбы 120 метров и глубину поражения до 330 метров. Бомбомёты используют бомбы ББ-1.
Система управления огнем универсальной 100-мм артиллерии состояла:
- Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Сфера-50" в состав которого входили:
- автомат стрельбы (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих данных от стабилизированного визирного поста СВП-42-50 совмещённого с антенной РЛС сопровождения "Якорь" выдавал углы вертикальной и горизонтальной наводки универсальных установок 100-мм калибра.
- система дистанционного управления СССП-50.
- система гиростабилизации "Компонент", которая обеспечивала стабилизацию артустановок 100-мм калибра при качке.
- Цель обнаруживалась оптическим дальномером (только надводная) или РЛС целеуказания "Гюйс-1М" (воздушные, надводные и береговые).
- Затем цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС "Якорь" (измерение дальности с помощью РЛС, своего курсового угла – оптическим визиром).
РЛС сопровождения "Якорь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой универсальной артиллерии 100-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели на дальности до 30 км, а надводные цели до 33 км.
Корабли комплектовались РЛС целеуказания "Гюйс-1М", РЛС навигации "Линь", аппаратурой госопознавания "Факел", ГАС "Пегас-2", радиопеленгатором АРП-50, БИУС "Планшет-50", дымовыми шашками МДШ.
РЛС целеуказания "Гюйс-1М" предназначалась для обнаружения надводных и воздушных целей и выдачи целеуказания системам управления стрельбой артиллерии универсального и зенитного калибров малых кораблей. Станция работала в метровом диапазоне волн с мощностью излучения 80 кВт и обеспечивала круговой и секторный поиск, а также слежение за целью с определением дистанции, своего курсового угла и пеленга. Две антенны типа "волновой канал" размещались на мачте, излучение и прием могли производиться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Основные блоки РЛС весом 174 кг размещались на палубе корабля. Дальность обнаружения станцией цели типа крейсер составляла до 11 км, эсминца - до 8 км, тральщика - до 6,5 км, а ошибки определения азимута - 1,5°, дальности - 92,5 метра.
РЛС навигации "Линь" работала в дециметровом диапазоне волн, а так же имела три режима работы – круговой обзор для навигационных целей, секторный поиск и слежение за надводными и низколетящими воздушными целями. Антенна параболического типа размещалась на мачте.
Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком и ответчиком "Факел". РАС "Факел" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны расположены на мачте.
ГАС "Пегас-2" с подкильной антенной, которая работала в режимах эхо – и шумопеленгования. ГАС была способна обнаруживать подводную лодку идущую на перископной глубине на дальности 2,6 км, а якорные мины на дистанции 1,3 км, при скорости хода самого СКР до 20 узлов.
Радиопеленгатор АРП-50 предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.
БИУС "Планшет-50" - боевая информационно-управляющая система предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.
Морская дымовая шашка МДШ с дымообразователем из твердой дымовой смеси на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились корабли на заводе №445 в г. Николаеве(20), на заводе №820 в г. Калининграде(41) и на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре(7).
Головной "Горностай" вступил в строй Черноморского флота в 1954 году.
Тактико-технические данные проект 50 тип "Горностай"
Водоизмещение: |
стандартное 1050 тонн, полное 1250 тонн |
Длина наибольшая: |
91,6 метра |
Длина по КВЛ: |
86,0 метров |
Ширина наибольшая: |
10,2 метра |
Ширина по КВЛ: |
9,6 метра |
Высота борта в носу: |
8,4 метра |
Высота борта на миделе: |
5,9 метра |
Высота борта в корме: |
5,5 метра |
Осадка по корпусу: |
2,7 метра |
Силовая установка: |
2 паротурбины по 10000 л.с., 2 котла, 2 винта ФШ, 1 руль |
Электроэнергетическая система: |
2 ТГ по 150 кВт, 1 ДГ на 100 кВт, 1 ДГ на 25 кВт переменный ток 220 В, 50Гц |
Скорость хода: |
полная 30 узлов, экономическая 15 узлов |
Дальность плавания: |
2000 миль при 15 узлах |
Мореходность: |
без ограничений |
Автономность: |
10 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
3х1 100-мм полуавтомата Б-34УСМА с ПУАО "Сфера-50" от РЛС "Якорь" |
зенитное: |
2х2 37-мм автомата В-11 с ручным управлением |
торпедное: |
1х3 533-мм ТА ТТА-53-50, 3 торпеды 53-51 |
минное: |
26 якорных мины КБ-3 и минные рельсы |
противолодочное: |
2 бомбосбрасывателя, 4 бомбомёта БМБ-2 и глубинные бомбы ББ-1, 1 бомбомётная установка МБУ-600. |
гидроакустическое: |
1 ГАС подкильная "Пегас-2" |
радиотехническое: |
1 РЛС "Гюйс-1М", аппаратура госопознавания "Факел", 1 БИУС «Планшет-50». |
навигационное: |
1 НРЛС "Линь", 1 радиопеленгатор АРП-50, гирокомпас. |
химическое: |
10 дымовых шашек МДШ. |
Экипаж: |
168 человек (11 офицеров, 10 мичманов) |
Всего построено сторожевых кораблей с 1954 г. по 1959 г. - 68 единиц.
Распределение кораблей по флотам:
Черноморский флот
- «ГОРНОСТАЙ» (заводской №1120) с 1 декабря 1962 года выведен из боевого состава поставлен в консервацию сначала в Севастополе, затем с 10 сентября 1968 года - в Очакове, а 22 мая 1972 года - в Донузлаве, 15 февраля 1989 года расконсервирован и вновь введен в боевой состав флота, 24 июня 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1991 года расформирован и осенью 1992 года разделан на металл в Севастополе;
- «ЯГУАР»/«Комсомолец Грузии» (заводской №1123) 28 июня 1977 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ОС-188, 13 августа 1987 года исключен из списков опытовых судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации; 1 октября 1988 года расформирован и позже разделан на металл в Севастополе;
- «ПАНТЕРА» (заводской №1121) с 21 июня 1977 года перечислен в состав Каспийской флотилии, где переименован в «Советский Туркменистан», 25 июня 1988 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1 октября 1988 года расформирован;
- «РЫСЬ» (заводской №1122) 1 декабря 1962 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию сначала в Очакове, затем 31 января 1975 года - в Донузлаве, а 29 января 1976 года - в Поти, 18 января 1982 года расконсервирован и вновь введен в строй, с 19 апреля 1990 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 августа 1990 года расформирован и позже разделан на металл в Севастополе;
- «САРЫЧ» (заводской №1124) 24 января 1963 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии, переименован в «Jons Sudarso», в 1974 году разоружен и продан индонезийским командованием на слом;
- «ПУМА» (заводской №1125) 24 января 1963 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии, переименован в «Slamet Rijari», в 1975 году разоружен и продан индонезийским командованием на слом;
- «ВОЛК» (заводской №1126) 4 октября 1988 года исключен из состава ВМФ, разоружен и передан военно-патриотическому клубу «Юные друзья флота» в Поти, весной 1991 года разделан на металл в Севастополе;
- «КУНИЦА» (заводской №1127) 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе;
- «КОРСАК» (заводской №1128) 24 января 1963 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии и переименован в «Ngurah Rai», в 1973 году разоружен и продан индонезийским командованием на слом;
- «НОРКА» (заводской №1129) 18 июля 1960 года перечислен в состав Северного флота;
- «ВОРОН» (заводской №1130) 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован и позже разделан на металл в Севастополе;
- «ГРИЗОН» (заводской №1131) 24 января 1963 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии и переименован в «Mongin Sidi», в 1970 году разоружен и продан индонезийским командованием на слом;
- СКР-51 (заводской №1132) 31 декабря 1960 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию сначала в Севастополе, затем 10 сентября 1968 года в Очакове и с 30 января 1975 года в Донузлаве, 15 февраля 1989 года расконсервирован и вновь введен в строй, 24 июня 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1991 года расформирован и позже разделан на металл в Севастополе;
- СКР-52 (заводской №1133) 18 июля 1960 года перечислен в состав Северного флота;
- СКР-53 (заводской №1134) 15 октября 1958 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Болгарии и переименован в «Смели», в конце 1980-х гг. разоружен и продан болгарским командованием на слом;
- СКР-57 (заводской №1135) 19 августа 1959 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в Севастополе, 26 августа 1961 года расконсервирован и вновь введен в строй, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ, 12 июля 1989 года передан клубу юных моряков Киева для использования в учебных целях;
- СКР-66 (заводской №1138) 15 мая 1959 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в Севастополе, 26 августа 1961 года расконсервирован и вновь введен в строй, с 15 декабря 1963 года вторично находился на консервации сначала в Севастополе, затем с 10 сентября 1968 года в Очакове, с 21 января 1975 года в Донузлаве, 5 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, позже разделан на металл в Севастополе;
- СКР-67 (заводской №1139) 12 апреля 1957 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Болгарии и переименован в «Дързки», в 1985 году разоружен и продан болгарским командованием на слом;
- СКР-77 (заводской №134) 28 февраля 1969 года перечислен из состава Северного флота, 19 апреля 1979 года перечислен в состав Каспийской флотилии и переименован в «Советский Дагестан», 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ и 12 июля 1989 года передан морскому клубу «Арга» в г. Махачкале;
Северный флот
- «ЛЕОПАРД» (заводской №108) с 10 ноября 1959 года по 16 декабря 1960 года на ССЗ № 820 прошел модернизацию и средний ремонт, а 10 декабря 1961 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию сначала в губе Пала (г. Полярный), а 18 сентября 1965 года в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный), 3 сентября 1981 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, с 1 сентября 1981 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;
- «БАРС» (заводской №109) 19 апреля 1990 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 августа 1990 года расформирован, впоследствии затонул у причала в губе Тюва (Кольский зал.) из-за неисправности донно-забортной арматуры;
- «РОСОМАХА» (заводской №110) с 20 августа 1958 года по 20 ноября 1959 года модернизирован на ССЗ № 820, 30 ноября 1973 года перечислен в состав Ленинградской ВМБ;
- «НОРКА» (заводской №1129) 18 июля 1960 года перечислен из состава Черноморского флота, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован и впоследствии разделан на металл в Архангельске;
- СКР-52 (заводской №1133) 18 июля 1960 года перечислен из состава Черноморского флота, 8 августа 1961 года переименован в «Туман», 18 января 1964 года перечислен в состав Балтийского флота;
- СКР-76 (заводской №123) 25 октября 1968 года переименован в «Архангельский комсомолец», 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 октября 1989 года расформирован и позже разделан на металл в Архангельске;
- СКР-70 (заводской №126) 24 июня 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1 октября 1991 года расформирован;
- СКР-71 (заводской №127) 20 декабря 1969 года выведен из боевого состава, поставлен в консервацию сначала в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный), затем 4 марта 1970 года в губе Сайда (г. Гаджиево), 1 мая 1987 года расконсервирован и вновь введен в строй, 20 июня 1987 года выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный СКР, а 24 июня 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1991 года расформирован, затонул в губе Тюва (Кольский залив) из-за неисправности донно-забортной арматуры;
- СКР-72 (заводской №128) 1 октября 1958 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в губе Пала (г. Полярный), 26 августа 1961 года расконсервирован и вновь введен в строй, 24 июня 1991 года вторично выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ОТ с постановкой на прикол в губе Гремиха (г. Островной), 1 сентября 1994 года исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации, затонул на Иоканьгском рейде из-за неисправности донно-забортной арматуры;
- СКР-73 (заводской №129) 1 октября 1958 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в губе Сайда (г. Гаджиево), 26 августа 1961 года расконсервирован и вновь введен в строй, летом 1984 года перечислен в состав Каспийской флотилии, 11 февраля 1991 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1 июня 1991 года расформирован;
- СКР-77 (заводской №134) 1 октября 1959 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в губе Пала (г. Полярный), 14 июля 1961 года расконсервирован и вновь введен в строй, 28 февраля 1969 года перечислен в состав Черноморского флота;
- СКР-80 (заводской №136) 1 октября 1959 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный), в феврале 1959 г. расконсервирован и вновь введен в строй, 20 июня 1987 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1987 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;
- СКР-81 (заводской №138) 26 июня 1988 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 сентября 1988 года расформирован;
- СКР-60 (заводской №149) 25 июня 1988 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 сентября 1988 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;
- СКР-56 (заводской №173) 2 октября 1963 года перечислен в состав ЛенВМБ;
- СКР-58 (заводской №1136) 30 декабря 1960 года выведен из боевого состава, поставлен в консервацию сначала в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный), затем с 4 марта 1970 года в губе Сайда (г. Гаджиево), 1 марта 1984 года расконсервирован и вновь введен в строй, с 1 июня 1985 года вновь находился на консервации в губе Сайда, 19 апреля 1990 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 июня 1990 года расформирован и позже разделан на металл в Мурманске;
- СКР-63 (заводской №1137) 31 декабря 1960 года выведен из боевого состава, поставлен в консервацию в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный), 30 апреля 1985 года расконсервирован и вновь введен в строй, 20 июня 1987 года разоружен и переформирован в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений с передислокацией в губу Сайда (г. Гаджиево);
Балтийский флот
- «РОСОМАХА» (заводской №110) с 30 ноября 1973 года в составе Ленинградской ВМБ, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, а 1 ноября 1989 года расформирован и позже разделан на металл в Ленинграде;
- «СОБОЛЬ» (заводской №111) 19 октября 1959 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС ГДР, переименован в «Karl Marx», в середине 1970-х гг. разоружен и сдан восточногерманским командованием на слом;
- «БАРСУК» (заводской №112) 28 мая 1980 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 июля 1981 года расформирован;
- «КУГУАР» (заводской №113) 14 сентября 1954 года включен в состав 4-го флота, а с 4 января 1956 года в состав объединённого Балтийского флота, 4 марта 1958 года перечислен в состав Северного флота, 4 марта 1988 года вновь возвращён в состав Балтийского флота с базированием в Балтийске, 19 апреля 1990 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1 октября 1990 года расформирован, в 1992 году затонул в порту Балтийска при демонтаже механизмов из-за неисправности донно-забортной арматуры;
- «ЕНОТ» (заводской №114) 19 октября 1959 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС ГДР и переименован в «Friedrich Engels», в 1971 году разоружен и сдан восточногерманским командованием на слом;
- «ФИЛИН» (заводской №115) 8 июня 1964 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Финляндии и переименован в «Uusimaa», в 1971 году модернизирован и переоборудован финнами в минный заградитель, а в середине 1980-х гг. разоружен и продан финским командованием на слом;
- «ЛУНЬ» (заводской №116) 31 декабря 1954 года включен в состав 4-го флота, а с 4 января 1956 года в состав объединённого Балтийского флота, 7 февраля 1958 года перечислен в состав Тихоокеанского флота;
- «КОБЧИК» (заводской №117) 9 июня 1955 года включен в состав 4-го флота, а с 4 января 1956 года в состав объединённого Балтийского флота, в ноябре 1985 года продан ВМС Болгарии и переименован в «Бодри», в середине 1990-х гг. разоружен и продан болгарским командованием на слом;
- «ТУР» (заводской №118) 14 января 1957 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС ГДР и переименован в «Karl Liebknecht», в 1971 году разоружен и продан восточногерманским командованием на слом;
- «ОЛЕНЬ» (заводской №120) 14 июля 1956 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС ГДР и переименован в «Ernst Thalmann», а в середине 1970-х гг. разоружен и продан восточногерманским командованием на слом;
- СКР-69 (заводской №125) 8 июня 1964 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Финляндии и переименован в «Hameenmaa», в 1971 году модернизирован и в 1979 году переклассифицирован финнами в минный заградитель, в конце 1980-х гг. разоружен и продан финским командованием на слом;
- СКР-5 (заводской №141) 30 июня 1963 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в Балтийске, затем 14 июня 1968 года в Лиепае, 1 июля 1981 года расконсервирован и вновь введен в строй, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован и позже разделан на металл в Лиепае;
- СКР-8 (заводской №142) 21 марта 1963 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в Балтийске, затем 18 июня 1968 года в Лиепае, 1 июня 1980 года расконсервирован и вновь введен в строй, 19 апреля 1990 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1990 года расформирован и 1 июня 1994 года при выводе с территории Латвии российских войск брошен у причала в Лиепайском военном порту в полузатопленном состоянии, впоследствии поднят УПАСР ВМФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл;
- СКР-14 (заводской №143) 31 августа 1960 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в Таллине, 26 августа 1961 года расконсервирован и вновь введен в строй, 20 июня 1987 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1987 года расформирован и позже разделан на металл в Таллине;
- СКР-15 (заводской №144) 31 сентября 1960 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в Таллине, затем 18 июня 1968 года в Лиепае, 19 апреля 1990 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1990 года расформирован и 1 июня 1994 года при выводе с территории Латвии российских войск брошен в полузатопленном состоянии в Лиепайском военном порту, впоследствии поднят УПАСР ВМФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл;
- СКР-64 (заводской №156) с 12 октября 1962 года переименован в «Комсомолец Литвы», 1 августа 1987 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1987 года расформирован и позже разделан на металл в Лиепае;
- СКР-65 (заводской №161) 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован и позже разделан на металл в Лиепае;
- СКР-68 (заводской №167) 30 ноября 1960 года выведен из боевого состава, поставлен в консервацию сначала в Таллине, затем 18 июня 1968 года в Лиепае, 1 октября 1972 года расконсервирован и вновь введен в строй в составе Ленинградской ВМБ, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 ноября 1989 года расформирован и позже разделан на металл в Ленинграде;
- СКР-56 (заводской №173) 2 октября 1963 года перечислен из состава Северного флота, 15 декабря 1965 года выведен из боевого состава и поставлен на консервацию в Таллине, затем с 18 июня 1968 года - в Лиепае, 10 февраля 1977 года расконсервирован и вновь введен в строй в составе Каспийской флотилии, 15 декабря 1977 года переименован в «Советский Азербайджан», 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован;
- «ТУМАН»/СКР-52 (заводской №1133) 18 января 1964 года перечислен из состава Северного флота, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован и позже разделан на металл в Лиепае;
Тихоокеанский флот
- «ЗУБР» (заводской №41) 24 апреля 1965 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии, переименован в «Hang Tuan», в 1971 году разоружен и продан индонезийским командованием на слом;
- «БИЗОН» (заводской №42) 24 апреля 1965 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии, переименован в «Kaki Ali», в 1971 году разоружен и продан индонезийским командованием на слом;
- «АИСТ» (заводской №43) 24 апреля 1965 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии, переименован в «Lambung Mangkurat», в 1971 году разоружен и продан индонезийским командованием на слом;
- «ГИЕНА»/«ЛАСКА» (заводской №44) 31 августа 1962 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, а 19 июня 1981 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1981 года расформирован;
- «ПЕЛИКАН» (заводской №45) 28 февраля 1964 года исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии и переименован в «Nuku», в 1973 году разоружен и продан индонезийским командованием на слом;
- «ПИНГВИН» (заводской №46) 25 июня 1988 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1988 года расформирован;
- «ГЕПАРД» (заводской №47) 31 мая 1984 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 мая 1985 года расформирован;
- «ЛУНЬ» (заводской №116) 7 февраля 1958 года перечислен из состава Балтийского флота, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован;
- «ЛОСЬ» (заводской №119) 7 февраля 1956 года перечислен из состава Балтийского флота, 31 августа 1962 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухту Северная (г. Советская Гавань), 1 февраля 1985 года расконсервирован и вновь введен в строй, 20 июня 1987 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1987 года расформирован и вскоре в бухте Раковая посажен на прибрежную отмель;
- СКР-74 (заводской №130) 31 августа 1962 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Северная (г. Советская Гавань), 31 августа 1966 года расконсервирован и вновь введен в строй, 25 июня 1988 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1988 года расформирован;
- СКР-54 (заводской №131) в 1956 году вошёл в состав Камчатской флотилии, 20 июня 1987 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1987 года расформирован и вскоре в бухте Раковая посажен на прибрежную отмель;
- СКР-75 (заводской №132) 31 декабря 1960 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в зал. Владимира, 26 августа 1961 года расконсервирован и вновь введен в строй, 25 июня 1988 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1988 года расформирован;
- СКР-10 (заводской №139) 31 января 1964 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Северная (г. Советская Гавань), 20 июня 1987 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, позже разделан на металл в Советской Гавани;
- СКР-4 (заводской №140) 15 декабря 1965 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Северная (г. Советская Гавань), 31 августа 1966 года расконсервирован и вновь введен в строй, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован;
- СКР-59 (заводской №147) в 1957 году вошёл в состав Камчатской флотилии, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован и вскоре в бухте Раковая посажен на прибрежную отмель;
- СКР-61 (заводской №151) 15 февраля 1960 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, 26 марта 1961 года расконсервирован и вновь введен в строй, 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1 октября 1989 года расформирован;
- СКР-62 (заводской №155) с 27 октября 1969 года переименован в «Иркутский комсомолец», 4 мая 1989 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1989 года расформирован и позже разделан на металл в Советской Гавани;
- СКР-55 (заводской №160) в 1956 году вошёл в состав Камчатской флотилии, 15 декабря 1960 года выведен из боевого состава и поставлен в консервацию в бухте Новик, с 26 августа 1961 года расконсервирован и вновь введен в строй, 20 июня 1987 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1987 года расформирован;
- СКР-50 (заводской №194) в 1956 году вошёл в состав Камчатской флотилии, 20 июня 1987 года исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1 октября 1987 года расформирован и вскоре в бухте Раковая посажен на прибрежную отмель;
|
|