Иллюстрации
Чертежи
Модель из картона
|
Минные крейсера проекта "Крупп" - строились на судоверфи "Германия" в г. Киле, разработку чертежей выполнили конструкторы фирмы "Крупп". Сборку готовых секций последних двух корпусов производили в России на Машино- и моторостроительном заводе в Гельсингфорсе. "Всадник" и "Гайдамак" строились за счет бюджетных средств Морского министерства, а "Амурец" и "Уссуриец" - финансировались Особым комитетом за счёт добровольных пожертвований для нужд флота. Корабли предназначались для уничтожения миноносцев противника, охранения боевых кораблей, отражения минных атак и несения разведки.
Корпус корабля изготавливался из листовой стали, листы обшивки скреплялись друг с другом заклёпками. Корабль имел высокий полубак, верхнюю палубу, носовую и кормовую платформы. В конструкции корпуса минного крейсера отсутствовал таранный форштевень, а для носовых 57-мм пушек использовались спонсоны по левому и правому борту. Переборки машинных и котельных отделений изолировались от жилых помещений асбестовой ватой. Командная рубка располагалась на полубаке, затем следовала кормовая ходовая рубка и радиотелеграфная рубка перед кормовой 75-мм артустановкой. Рангоут был представлен двумя мачтами. Силуэт минного крейсера имел острые обводы в носовой части и две дымовые трубы, что значительно увеличивало свободную площадь верхней палубы.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков:
- Форпик, шкиперская и малярная кладовые;
- Кладовая корабельных запасов, минный погреб, цепной ящик, носовые кубрики;
- Носовой артпогреб, помещение динамо-машин, кубрик команды, батарейная палуба 57-мм орудий;
- Котельное отделение №1, угольные ямы;
- Котельное отделение №2, угольные ямы;
- Котельное отделение №3, угольные ямы;
- Носовое машинное отделение;
- Кормовое машинное отделение;
- Каюты офицеров, кают-компания, места общего пользования;
- Провизионная кладовая, каюты кондукторов, камбуз;
- Кормовой кубрик;
- Румпельное отделение.
Спасательные средства включали 2 спасательных вельбота, 1 шестивёсельный ял, 1 малый ялик, спасательные круги.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения "Германия" мощностью по 3 200 л.с. каждая, которые размещались каждая в своём машинном отделении и работали на два трёхлопастных, бронзовых винта фиксированного шага (ФШ). Пар вырабатывали три водотрубных котла системы Щульца-Торникрофта с рабочим давлением в 16 атмосфер, расположенных в котельных отделениях. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас угля хранился в бункерах вдоль бортов и в угольных ямах между котельными отделениями, что обеспечивало дополнительную защиту энергетической установки и снижение шума. Полная скорость корабля составляла 25 узлов. Фактическая дальность плавания при скорости в 10 узлов составляла 2150 миль.
Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от двух динамо-машин мощностью по 10 кВт каждая.
Вооружение кораблей состояло:
- Из 2 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длинной ствола 50 калибров, расположенных одно на баке и одно на юте. Скорострельность установки составляла 12-15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 5 человек. Начальная скорость снаряда доходила до 800 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 9 км.
- Из 6 одноствольных 57-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 58 калибров, расположенных побортно. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин. при начальной скорости снаряда 700 м/с, а дальность стрельбы до 5 км. Расчёт орудия включал 5 человек.
- Из 4 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных два побортно у командной рубки и два на кормовом мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 3 однотрубных 457-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости. ТА палубные поворотные с углом разворота в 360°. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 99,8 кг при весе самой торпеды в 729,83 кг. Скорость хода торпеды составляла 35 узлов, а дальность действия до 914.4 метров.
- Из 25 якорных мин образца 1906 года. Мина гальваноударная из листового оцинкованного железа с диаметром корпуса 780 мм. Мина имела гидростатический предохранитель Ф.Ф.Скрябина, размещенный в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер, смягчающий рывки минрепа и пять гальванических колпаков по периметру корпуса. БЧ вмещала 56 кг пироксилина. Мина располагалась сверху якоря, якорь имел специальную лапу и два ролика для перемещения по рельсам. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу.
Строились корабли на судоверфи "Германия" в г. Киль.
Головной "Всадник" вступил в строй Балтийского флота в апреле 1906 года.
Тактико-технические данные минных крейсеров пр. "Крупп"
Водоизмещение: |
полное 750 тонн |
Длина наибольшая: |
71,8 метра |
Длина по КВЛ: |
70,84 метра |
Ширина наибольшая: |
7,4 метра |
Ширина по КВЛ: |
7,1 метра |
Высота борта в носу: |
6,7 метра |
Высота борта на миделе: |
4,8 метра |
Высота борта в корме: |
2 метра |
Осадка по корпусу: |
2,4 метра |
Силовая установка: |
2 паровые машины "Германия" по 3 200 л.с., 3 котла Щульца-Торникрофта, 2 винта ФШ, 1 руль |
Электроэнергетическая система: |
2 динамо-машины по 10 кВт, постоянный ток |
Скорость хода: |
полная 25 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: |
2150 миль при скорости хода 10 узлах |
Мореходность: |
нет данных |
Автономность: |
7 суток |
Вооружение: |
. |
артиллерийское: |
2х1 75-мм пушки системы Канэ, 6х1 57-мм пушки Гочкиса, 4х1 пулемёта Максим |
торпедное: |
3х1 457-мм ТА палубные поворотные |
минное: |
25 якорных мин обр. 1906 г. |
Экипаж: |
90 человек (7 офицеров) |
Всего построено минных крейсеров с 1906 г. по 1907 г. - 4 единицы. |
|