Главная | Надводные силы | Эскадренные броненосцы (линкоры)
Броненосцы
типа "Бородино"
1904-1905
  

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона 1

Модель из картона 2

    Эскадренные броненосцы типа "Бородино" - строились по дополнительной пятилетней программе 1898 —1902 года для нужд Дальнего Востока, которая была принята решением особого совещания под председательством генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича 27 декабря 1897 года. Программа дополняла двадцатилетнюю программу строительства флота 1883-1902 годов. Корабли закладывались на Адмиралтейских верфях ("Бородино" и "Орёл" в 1900 году) на Балтийском заводе ("Император Александр III" в 1900 году, "Князь Суворов" в 1901 году и "Слава" в 1902 году). Проект броненосцев, по переработанному проекту броненосца "Цесаревич", предусматривал водоизмещение в 13513 тонн, дальность плавания 3500 миль, полный запас угля 1300 тонн и скорость полного хода в 18 узлов, а также вооружение из четырех 305-мм и двенадцати 152-мм орудий в башенных установках. Главным строителем броненосцев "Бородино" и "Орёл" стал корабельный инженер Д.В. Скворцов, а броненосцев "Император Александр III", "Князь Суворов" и "Слава" - корабельный инженер, младший судостроитель В.Х. Оффенберг.

    Корпус броненосца изготавливался из листовой и профилированной стали, методом клепания и набирался по поперечной системе набора с установкой шпангоутов по системе Лаганя, где шпация (расстояние между шпангоутами) на всём протяжении равнялась 1,2 метра. Корабль имел полубак, верхнюю, батарейную и жилую (броневую) палубы, платформы и кубрики в носу и корме, двойное дно, горизонтальный киль, фор- и ахтерштевни. Горизонтальный киль набирался из двух листов стали толщиной, соответственно, в средней части корпуса 20- и 18-мм, к оконечностям уменьшаясь до 18—16 и 16—14-мм. Форштевень, образовывавший носовую оконечность, изготавливался из стальной отлив­ки толщиной в своем, выступающем под водой острие — 216-мм, по ГВЛ — 305-мм. Ахтерштевень являвшийся кормовой оконечностью броненосца, так же вылили из стали. Двойное дно высотой 1 метр делилось флорами, толщиной 9-мм, на независимые отсеки и располагалось по всей длине корпуса. Ближайший к горизонтальному килю пояс наружной обшивки и пять следующих за ним поясов имели в средней части толщину листов 18-мм, уменьшаясь к оконечностям до 17—15-мм, а остальные три пояса - толщину 15-мм и ближе к оконечностям 14—13-мм. В подводной части корпуса, ниже ватерлинии, проходили скуловые кили высотой 1 метр. Поперечные переборки устанавливались на шпангоутах №5, №13 (до верхней палубы), №26, №32, №44, №59, №71, №77, №87, №91 (до броневой, батарейной палубы), склепы­вались из листов толщиной 9-мм и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На броненосце имелись две бортовых продольных переборки толщиной по 15-мм, которые устанавливались в 1,98 метров от бортов, и уменьшались к оконечностям до 13—11-мм. В машинных отделениях, по диаметральной плоскости, проходила продольная переборка, которая выполнялась из профилированных (в виде коробки) листов толщиной 9-мм. Бимсы палуб выполнялись из швеллерного профиля и имели высоту платформ и кубриков 175-мм, батарейной и жилой (броневой) палуб 203-мм, а верхней броневой 300-мм. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, верхнего пояса, казематов 76-мм орудий, башен 152-мм и 305-мм орудий главного калибра и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала две броневые палубы: жилую (карапасную) и батарейную. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 203-мм в средней части корпуса и 152-мм в оконечностях, а их высота равнялась 2 метра. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, через деревянную подшивку толщиной 203-мм, которые проходили сквозь бортовую обшивку, подкладку и вворачивались в саму плиту. Надводная часть плиты (0,9 метра) имела большую толщину, а подводная (1,1 метра) постепенно утончалась до 102-мм. С концов главный пояс соединялся с броневыми плитами другого борта. Поверх пояса непосредственно на жилой палубе во всю длину и ширину корабля стелились броневые палубные листы толщиной 81,3-мм, а в оконечностях, палуба имела форму свода (карапаса) толщиной в средней части 50,8-мм, а на скосах толщиной 76,2-мм и проходила на 1 метр ниже ватерлинии. Все люки жилой палубы закрывались броневыми крышками, а вокруг люков выполнялись броневые комингсы. По бортам верхнего броневого пояса крепились броневые плиты толщиной 152-мм в средней части корпуса, которые уменьшались к оконечностям до 102-мм и образовывали второй замкнутый по всей длине корабля броневой пояс высотой 1,67 метра. Продольная броневая переборка — главная особенность проекта Лаганя — имела тол­щину 40-мм. Казематы 75-мм орудий по бортам имели толщину 76,2-мм. Для защиты 75-мм казематов от продольного огня на 5, 13, 31, 63 и 91 шпангоутах устанавливались 76-мм броневые траверзные плиты. Между 75-мм орудиями помещались 12,7-мм броневые траверзы, а носовой и кормовой казематы получили 25,4-мм продольные переборки, разделявшие орудия правого и левого борта. Поверх батарейной палубы укладывались броневые плиты толщи­ной 65-мм в средней части палубы и 47-мм в её оконечностях. Боевые, командирская и кормовая, рубки и трубы под ними защищались бронёй имевшей толщину 203-мм, а крыши рубок прикрывались броневыми листами толщиной 50,8-мм. Башенные установки 305-мм орудий защищались броневыми плитами толщиной 254-мм, а сверху прикрывались бронёй толщиной в 50,8-мм. Трубы подачи боезапаса выполнялись из брони толщиной 229-мм. Башенные установки 152-мм орудий защищались броневыми плитами толщиной 152-мм, а сверху прикрывались бронёй толщиной в 50,8-мм. Трубы подачи боезапаса выполнялись из брони толщиной 152-мм. Элеваторы прикрывались броневыми листами толщиной 38-мм. Продолжением полубака служила протяжённая двухъярусная надстройка, которая, вместе с полубаком, составляла до 80% длины корабля, образовывая - спардек. В надстройке размещались, из кормы в нос, аппартаменты командира, столовая адмирала, офицерский буфет, офицерские каюты, помещения лебёдок катеров, офицерский камбуз, камбуз команды, канцелярия, церковь, умывальники, малярная. На батарейной палубе располагались, из кормы в нос, кормовой балкон, кормовые порты 75-мм орудий, кают-компания офицеров, подбашенное пространство кормовой башни главного калибра, офицерский буфет, офицерские каюты, механизмы носовой башни главного калибра, буфет кондукторов, кают-компания кондукторов. На жилой (броневой) палубе располагались, из кормы в нос, кормовой минный аппарат, кормовой минный погреб, помещение паровой рулевой машины, механизмы кормовой башни главного калибра, грелки, электрические станции, запасные якоря, электромоторы водяных турбин, помещение шпилевых машин, помещения насосов, носовой минный погреб, носовой торпедный аппарат. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Паровое отопление эффективно действовало при температуре наружного воздуха до -19° С, обогревая жилые и рабочие помещения до температуры не ниже +15° - +17°С. Для пополнения запасов питьевой воды предназначались два опреснителя Круга производительностью 25 тонн в сутки.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 11 основных отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Отсек носовых цистерн;
    3. Носовой отсек боезапаса;
    4. Носовой отсек боезапаса вспомогательного калибра;
    5. Первый кочегарный отсек;
    6. Второй кочегарный отсек;
    7. Машинный отсек;
    8. Кормовой отсек боезапаса вспомогательного калибра;
    9. Кормовой подбашенный отсек с боезапасом главного калибра;
    10. Отсек рулевой машины и механизмов;
    11. Румпельный отсек.
    Силуэт броненосца имел две мачты и две трубы, а в корме, в районе батарейной палубы был устроен балкон. Мачты имели диаметр 1,83 метра и внутри их располагались винтовые трапы (лестницы).

    Водоотливная система, автономная, охватывала междудонные и все семь междупалубных пространств, разделенных в свою очередь на более чем 100 изолированных водо­непроницаемых отделений. Она включала 10 отливных труб диаметром 343-мм, установленных на настиле второго дна, и 10 центробежных насосов (их называли "тюрбинами") Балтийского завода, которые откачивали попавшую в отсек воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. Семь "тюрбин" могли откачать в час по 800 тонн воды и три — по 300 тонн. Семь паровых насосов Вортингтона имели производительность по 50 т/час, а три ручные помпы Стона - производительность 12,7 т/час.

    Пожарная система состояла из магистрали диаметром 102-мм, проходившей под броневой палубой по длине от 17 до 89 шпангоута и через присоединявшиеся к ней отростки могла подавать воду к пожарным "пипкам" до высоты палубы спардека. Она, так же, позволяла затапливать погреба боезапаса, поступая в них самотёком (за счет гидростатического давления забортной воды) в течение 15 мин. Открывая клапаны с дистанционными приводами с верхней палубы, можно было пустить воду в каж­дый (или сразу в группу) из 37 имевшихся на корабле погребов.

    Креновая система включала трубы ди­аметром 180-мм, которые сообщали между собой противолежащие бортовые отсеки. Эти трубы не соеди­нялись ни с кингстонами, ни с осушительной системой и бы­ли замкнуты лишь на внутренние отсеки корабля. Благодаря наличию труб креновой системы, которые перепускали забортную воду из отсека одного борта в отсек противоположного борта, возможности корабля сущест­венно расширились, что под­твердилось в бою, а ко­рабль избавился от риска получения опасных кренов.

    Рулевое устройство состояло из основной паровой рулевой машины, вспомогательной с электрическим приводом французской фирмы "Соттер-Харле" и ручного привода от 5 штурвального колеса, одного руля и системы управления с перемещаю­щейся от борта к борту рулевой тележкой, сквозь муфту которой пропускался конец румпеля. Тележка перемещалась системой тросов, а в случае её поломки все эти три привода позволяли править рулем через вспомогательный барабан. При по­ломке румпеля для поворота руля служили руль-шкентели в виде цепи, закрепленной на задней кромке рулевой рамы и с по­мощью стопорных обушков крепившихся на борту корабля снаружи. Обнеся этот свободный конец цепи на шпиль, можно было повернуть руль.

    Якорное устройство включало четыре становых якоря Мартина весом по 7 тонн, кормовой стоп-анкер весом 1,85 тонны, три верпа массой 820, 700 и 570 кг и трёх якорных цепей диаметром 63,5-мм, производства Ижорских заводов, две становых длинной по 315 метров (150 саженей) и одна запасная длинной 210 метров. Шпили (два носовых, один кормовой) приводились в действие электродвигателями. При тяговом усилии 40 тонн они выбирали цепь со скоростью 4,67 м/мин. Из-за стесненности располо­жения на полубаке и трудностей проектного удифферентования корабля вследствие близкого расположения, к носу, башни 305-мм орудий носовые шпили размещали позади башни. Чтобы цепь не касалась неподвижной брони башни, применяли от­водной битенг.

    Спасательные средства броненосца состояли из двух миноносных паровых катеров, двух паровых катеров, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, двух 12-вёсельных рабочих катеров, двух 14-вёсельных лёгких катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули.

    Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 20 водотрубными котлами, которые располагались в двух котельных и двух машинных отделениях. Машины передавали вращение на два четырёхлопастных бронзовых винта Грифитса. Гребные валы в случае необходимости могли разобщаться от машинных валов с помощью специальных муфт.
    Паровая машина Балтийского завода вертикальная, трехцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 19 атмосфер имела мощность 8150 индикаторных л.с.. Цилиндр высокого давления выполнялся диаметром 1140-мм, цилиндр среднего давления диаметром 1730-мм и цилиндр низкого давления диаметром 1900-мм, а ходом поршня составлял 1120-мм при частоте вращения валов от 107 об/мин ("Бородино", "Орел") до 114 об/мин ("Император Алек­сандр III").
    Паровой водотрубный котёл системы Бельвиля имел нагревательную поверхность 124,3 кв. метров, площадь колосниковых решёток 5,928 кв. метра и вырабатывал пар давлением в 19 атмосфер. При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки. Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 1235 тонн ("Бородино") и 1350 тонн на остальных кораблях серии, что позволяло броненосцу пройти около 2600 миль при скорости хода в 10 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 4 пародинамо-машины "Сименса" мощностью по 39,38 кВт каждая и 2 динамо-машины "Сименса" мощностью по 33,6 кВт. Благодаря компаундному возбуждению и применению уравнительных соединений генераторы могли работать параллельно. Схема коммутации электрической сети предусматривала две кольцевые магистрали, проложенные в разных палубах. Боевые генераторы пи­тали проложенную под броневой палубой сеть электродвигате­лей и в боевом режиме включались каждый на 25% силовой се­ти. Два генератора питали сеть освещения, проложенную в жилой палубе. Ввиду риска повреждений в бое­вых условиях на них не рассчитывали, но в отдельных случаях они могли компенсировать недостаток энергии или выход из строя боевых генераторов, и поэтому предусматривалось соеди­нение сети освещения с силовой сетью. Артиллерийские механизмы и рулевой электродвигатель питались через два спе­циальных распределительных щита, подключенных непосред­ственно к силовым генераторам. Эти самые главные потребители могли получать питание и от сети электродвига­телей. Еще два распределительных щита, подключенные к ма­гистрали электродвигателей, питали прожекторы, водоотливные насосы, шпили, лебедки и вентиляторы. Таким образом, сило­вая нагрузка имела смешанную (магистрально-фидерную) сис­тему включения, а осветительная — магистральную. Защитная аппаратура состояла из предохранителей и автоматов. Их особенно много (до 200 шт.) было в системах башенных установок.

    Вооружение броненосца состояло:

    1. Из 4 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 40 калибров, расположенных в двух поворотных башнях в носовой и кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с гидравлическим приводом замка и поршневым затвором. Оно не имело цапф, а время открывания замка составляло не более 14 секунд. Компрессор станка гидравлический, накатник гидропнев­матический. Башня выполнялась в форме эллипса и комплектовалась электрическими приводами наводки, заряжания и подачи боезапаса. Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин при крене 8°, а сектор обстрела по горизонтали равнялся 270°. Досылка снарядов производилась с помощью электричес­кого прибойника. Открывание и закрывание затворов производилось при нулевом угле возвышения, а заряжание при фиксированном угле возвышения +5°. Время заряжания орудия составляло 90 секунд. В состав боекомплекта, из 62 выстрелов на ствол, входили бронебойные, фугасные, картечные и сегментные снаряды весом 331,3 кг и заряды к ним весом 106 кг бездымного пороха. Угол максимального возвышения орудий доходил до +15°, а скорость снаряда составляла 792 м/с при максимальной дальности стрельбы в 14,8 км. Вес башни с 2 орудиями и бронёй - 270,5 тонны.
    2. Из 12 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно в шести башнях, две в носовой, две в средней и две в кормовой части корабля. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Канэ на центральном штыре с демонтированным поворотным механизмом. Компрессор станка гидравлический. Башни Путиловского завода устанавливались на броненосцы "Император Александр III" и "Князь Суворов". Вращающийся стол эллиптической формы располагался на конических горизонтальных катках. Башня центрировалась двумя системами (верхней и нижней) вертикальных катков. Башни Металлического завода устанавливались на броненосцах "Бородино", "Орёл" и "Слава" и отличались от башен Путиловского завода двумя неподвижными пружинными накатниками, которые располагались по бокам станка и компрессором, откатывающимся вместе с орудием. Подъемным механизмом являлся винт, связанный шарниром с обоймой. Носовые и кормовые башни имели сектор обстрела 135°, а средние башни - 180°. Вертикальное и горизонтальное наведение башен производилось от электродвигателей. Время подъёма орудия в вертикальной плоскости до +20° составляло чуть более 6 секунд, а время разворота в горизонтальной плоскости до 135° - 27 секунд. Расчёт включал 6 человек. В состав боекомплекта входили снаряды весом 41,3 кг с взрывчатым веществом весом 1,365 чёрного пороха и ударной трубкой. Боезапас составлял 180 выстрелов на ствол. Скорострельность орудия - до 4 выстрелов в минуту. Угол максимального возвышения орудия доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 792 м/с при максимальной дальности стрельбы в 11,1 км. Вес башни с 2 орудиями, но без брони - 68,35 тонны.
    3. Из 20 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, расположенных побортно в средней части батарейной палубы (12), в носовой части батарейной палубы (4) и в кормовой части батарейной палубы (4). Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Меллера с гидропневматическим накатником, который был в два раза легче станка Канэ за счёт упрощения конструкции. Механизм горизонтального наведения был упразднен, а поворот орудия производился плечом наводчика. Подъем­ный механизм имел зубчатую дугу. Орудие комплектовалось броневым щитом толщиной 19-мм. Заряжание пушки унитарное. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Боезапас состоял из 300 выстрелов на ствол и включал бронебойные выстрелы весом в 4,9 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -10° до +20°. При начальной скорости снаряда в 823 м/с. и угле возвышения +13° дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла до 6,4 км. Вес установки со щитом доходил до 0,91 тонны.
    4. Из 20 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибров, расположенных побортно на крыльях носового и кормового мостиков (16) и для вооружения минных катеров (4). Орудие имело воздушное охлаждение и одиночное унитарное боепитание. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Боезапас состоял из стальной или чугунной гранаты весом в 1,5 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км. Вес установки со щитом доходил до 448,5 кг.
    5. Из 10 одноствольных 10,67-мм пулемётов системы "Максима" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных побортно на мостиках (6) и на боевом марсе фок-мачты (4). Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости пули 740 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 250 патронов. Стрельба велась очередями, для охлаждения в ствольный кожух заливалась вода. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    6. Из 2 однотрубных, неподвижных 381-мм подводных торпедных аппаратов (ТА), установленных в бортовых отсеках между 23 и 25 шпангоутами. Торпеда Уайтхеда, образца 1898 года «Л», имела вес БЧ в 64 кг при весе самой торпеды 430 кг. Скорость хода торпеды составляла 30 узлов, а дальность действия до 900 метров. Боекомплект состоял из 4 торпед.
    7. Из 2 однотрубных 381-мм надводных, неповоротных торпедных аппаратов (ТА), расположенных в диаметральной плоскости: один в форштевне и один в ахтерштевне. Торпеда Уайтхеда, образца 1898 года «Л», имела вес БЧ в 64 кг при весе самой торпеды 430 кг. Скорость хода торпеды составляла 30 узлов, а дальность действия до 900 метров. Боекомплект состоял из 4 торпед.
    8. Из 50 сфероконических мин Герца 1876 года. Мина Герца с гальвано-ударным взрывателем и сфероконическим корпусом из листового железа, состояла из платинового запала с детонатором и имела пять "рожков Герца", выполненных в виде легко сминающегося свинцового колпака с сухой угольно-цинковой батареей и электролитом в стеклянной ампуле - "склянке". При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, "склянка" разбивалась и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на мостик накаливания платинового запала и воспламенял детонатор. Взрыв происходил практически мгновенно. Для обеспечения безопасности обращения с миной при постановке предусматривался специальный предохранитель - "соляной (сахарный) размыкатель". С его помощью цепь запала замыкалась только после того, как соль, вставленная в предохранитель, растворялась в воде. Мина имела вес 35 кг с зарядом сухого пироксилина весом 18,14 кг. Глубина места постановки составляла до 40 метров, а сама постановка мины осуществлялась с плотика образованного барказом и катером по измеренной глубине. Время прихода в боевое положение равнялось 25 минутам, а задержка взрыва 0,05 секунды.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • Прибор управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Гейслера" состоящего:
      • Из 2 приборов для передачи горизонтальных углов прицелам орудий (визирные посты), расположенные побортно. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
      • Из 2 приборов для передачи показаний дальномеров в боевую рубку. Деление шкалы приборов соответствовало делениям шкалы 274,32-см дальномера системы Барр и Струд. Пределы показаний от 1,852 км до 27,78 км. В дальномерной рубке побортно установлены дающие приборы расстояний, а в боевой рубке, центральном посту и у орудий ставились принимающие приборы.
      • Из 2 приборов для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке и центральном посту размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.
      • Из приборов и магнитных компасов в боевой рубке и центральном посту, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
      • Из ревунов и звонков установленных у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке и в центральном посту.
    • Две станции измерительных приборов, размещённые в боевой рубке и в центральном посту. Станции давали показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
    • Две предохранительные коробки "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем, устанавливались в боевой рубке и в центральном посту. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
    • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
    • Станция трансформаторов.
    Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы, вручную (на бумаге) производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал тип артустановки (АУ) или 75-мм орудия и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 305-мм, 152-мм АУ и батарея 75-мм орудий переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром АУ или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийного оптического прицела, что резко ограничивало эффективность и дальность стрельбы.

    Корабли снабжались приобретенными в Германии радиостанция­ми системы "Сляби-Арко" берлинской фирмы Телефункен. Эти немецкие станции держали устойчивую связь на расстоянии до 100 миль (185,2 км).

    Броненосцы типа "Бородино", самой крупной в России серии, должны были составить ядро флота Тихого океана.

    Строились броненосцы на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге ("Император Александр III", "Князь Суворов" и "Слава") и на Адмиралтейских верфях в г. Санкт-Петербурге ("Бородино" и "Орёл").

    Головной броненосец "Бородино" вступил в строй Балтийского флота в 1904 году.


    Тактико-технические данные броненосца типа "Бородино"

    Водоизмещение:  
    нормальное 14440 тонн, полное 15275-15520 тонн.
    Длина наибольшая: 
    124 метра
    Длина по КВЛ: 
    121,2 метра
    Ширина наибольшая: 
    23,2 метра
    Высота борта в носу: 
    16,19 метра
    Высота борта по миделю: 
    12,95 метра
    Высота борта в корме: 
    12,72 метра
    Осадка по корпусу: 
    7,9 метра
    Силовая установка:  2 паровые машины по 8150 л.с., 20 котлов,
    2 винта ФШ, 1 руль.  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    постоянного тока 105 В, 4 динамо-машины по 39,38 кВт,
    2 динамо-машины 33,6 кВт.
    Скорость хода: 
    полная 18 узлов, экономическая 10 узлов.
    Дальность плавания: 
    2370-2590 миль при 10 узлах.
    Автономность: 
    10-11 суток при 10 узлах.
    Мореходность: 
    без ограничений.
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    4х1 305-мм орудий, 12х1 152-мм орудий, 20х1 75-мм пушек
    Канэ, 20х1 47-мм пушек Гочкиса, 10х1 пулемётов Максима.
    торпедное: 
    2х1 381-мм надводных и 2х1 381-мм подводных ТА.
    минное: 
    50 сфероконических мин Герца.
    противоминное: 
    бортовые шесты и сети Булливана.
    радиотехническое: 
    1 радиостанция "Сляби-Арко" Телефункен, дальность-100 миль
    Экипаж: 
    782 человека (28 офицеров, 9 кондукторов)

    Всего построено броненосцев с 1904 г. по 1905 г. - 5 единиц.

Hosted by uCoz