Главная | Надводные силы | Эскадренные броненосцы (линкоры)
Линкоры типа
"Императрица Мария"
1915-1917
  

Иллюстрации

Чертежи

Гибель линкора "Императрица Мария"



    Линейные корабли типа "Императрица Мария" - строились согласно, законопроекта «обновления Черноморского флота», предложенного председателем Совета Министров П.А.Столыпиным. Законопроект был принят Государственной думой и утвержден императором Николаем II в марте-мае 1911 года. Он подразумевал качественное усиление корабельного состава Черноморского флота новыми линейными кораблями для поддержания паритета с Турцией, которая планировала приобрести за границей три современных линейных корабля. Для ускорения постройки за основу был принят проект линейных кораблей типа "Севастополь" заложенных в 1909 году в Петербурге. Техническое задание на черноморские линкоры предусматривало следующие отличия: уменьшенная до 20 узлов скорость полного хода; увеличенное бронирование башен до 250-мм и угол возвышения орудий до 35°; увеличенный до 130-мм калибр противоминной артиллерии. Корабли закладывались, одновременно 17 октября 1911 года, на заводе Акционерного общества "Руссуд" ("Императрица Мария" и "Император Александр III") и на заводе "Наваль" ("Императрица Екатерина Великая"). Проектом предусматривалось водоизмещение до 22500 тонн, дальность плавания до 3000 миль, скорость полного хода в 20 узлов, а также вооружение из двенадцати 305-мм, двадцати 130-мм орудий и четырёх торпедных аппаратов. Главным строителем линкоров "Императрица Мария" и "Император Александр III" стал главный корабельный инженер полковник Л.Л. Коромальди. Наблю­дение за постройкой кораблей на за­воде Акционерного общества "Руссуд" осуществлял полковник Р.А. Матросов.

    Корпус линкора изготавливался из трех сортов стали: обыкно­венной мягкой судостроительной с предельным сопротивлением 42 кгс/мм2 и растяжением не менее 20%; повышенного сопротивления до 63 кгс/мм2 и растяжением не менее 18%; высокого сопротивле­ния до 72 кгс/мм2 и растяжением не менее 16%. Корабль имел гладкую верхнюю палубу с незначительным прямолинейным подъёмом в носовой оконечности на 0,6 метра и ещё две полные палубы среднюю и нижнюю. Основу набора корпуса составлял киль коробчатой формы до 2 метров высотой, 140 шпангоутных рам и прямого форштевня. Поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 6, 13, 20, 25, 35, 39, 49, 55, 63, 69, 74,5, 80, 88, 100, 118, 121, 128 и 137 шпангоутах и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На протяжении подбашенных отделений (кроме кормового) устанавливалось второе дно. Днищевые пояса наружной обшивки в средней части имели толщину листов 14-мм, уменьшаясь к оконечностям до 12-мм. На линкоре разместили две бортовые броневые продольные переборки, которые устанавливались в 3,5 метрах от бортов и служили дополнительной противоминной защитой корабля. Система броневой защиты состояла из вертикальных поясов по ватерлинии и верхнего пояса, двух внутренних бортовых продольных переборок, 305-мм башен главного калибра, котельных кожухов и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала броневые палубы: нижнюю (карапасную), среднюю и верхнюю. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 262,5-мм в средней части корпуса, уменьшаясь к оконечностям: в нос и корму до 125-мм. Главный броневой пояс высотой 5,06 метра, опускался, при проектной осадке, ниже ватерлинии на 2 метра и нижней частью опирался на специальную полку, принимавшую на себя его вес. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, без использования деревянной подкладки, и проходили сквозь бортовую обшивку толщиной 14-16-мм, связываясь с силовым набором корпуса. По бортам верхнего броневого пояса крепились броневые плиты толщиной 125-мм, уменьшаясь к носовой оконечности до 75-мм. В районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал. Носовой траверз верхнего пояса имел толщину броневых листов 50-мм, а кормовой - 125-мм. Нижняя броневая (карапасная) палуба толщиной 12-мм стелилась на стальную палубную обшивку толщиной 12-мм. К бортам нижняя броневая палуба имела скосы из броневых листов толщиной 50-мм. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса (без скосов) и имела толщину в 50-мм. Средняя броневая палуба, в средней части корабля, имела толщину 25-мм и 19 мм — в пространстве между бортами и продольными броневыми переборками. В носовой оконечности толщина средней палубы равнялась 25-мм по всей ширине корабля, а в кормовой — 37,5-мм по всей его ширине, уменьшаясь до 19-мм над румпельным отделением. Верхняя броневая палуба толщиной в 37,5-мм покрывала цитадель и носовую оконечность, уменьшаясь в кормовой оконечности - до 6-мм, а поверх броневых плит укладывался настил из сосновых досок толщиной 50-мм. Боевые носовая и кормовая рубки защищались бортовой бронёй имевшей толщину 300-мм, крыши рубок прикрывались броневыми листами толщиной 200-мм, а полы - 76-мм. Трубы, защищающие провода между боевыми рубками и центральным постом, име­ли толщину 76-мм, а в самих рубках — 127-мм. Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались броневыми плитами толщиной 203,2-мм, а тыльные плиты имели толщину 305-мм. Крыши башенных установок были прикрыты бронёй толщиной в 76-мм, а броня неподвижных барбетов была толщиной над верхней палубой 150-мм и ниже — 75-мм. Кожухи дымовых труб закрывались броне­выми листами толщиной 22-мм. Элеваторы защищались броневыми листами толщиной 25,4-мм. На верхней палубе, линейно в диаметральной плоскости, располагались четыре трёхорудийные башни главного калибра, две дымовые трубы, две боевые рубки с мостиками и дальномерами и две мачты. На средней палубе располагались казематы 130-мм орудий, кают-компания офицеров и кондукторов, каюты командира, старшего офицера и механика, каюты офицеров и кондукторов, лазарет, операционная, каюты врача и фельдшеров, корабельная церковь и каюта священника, подбашенные пространства башен главного калибра, перевязочный пункт и аптека, канцелярия, шпилевое устройство. На нижней палубе располагались помещения провизии, винный погреб, румпельные отделения, помещение больших генераторов, кормовой центральный пост, радиотелеграфная рубка, носовой центральный боевой пост, помещения сухой провизии, помещения команды, баня и помещение малых генераторов. В трюме устраивались погреба боезапасов, отделения трюмных помп и насосов. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Паровое отопление эффективно действовало при температуре наружного воздуха до -15° С, обогревая жилые и рабочие помещения до температуры не ниже +15° - +17°С.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 19 основных отсеков:

    1. Носовой отсек;
    2. Шкиперский отсек;
    3. Шпилевой отсек;
    4. Носовой отсек вспомогательных механизмов;
    5. Носовой отсек главного калибра;
    6. Носовые артиллерийские погреба;
    7. Первый кочегарный отсек;
    8. Второй кочегарный отсек;
    9. Второй отсек главного калибра;
    10. Третий кочегарный отсек;
    11. Четвёртый кочегарный отсек;
    12. Пятый кочегарный отсек;
    13. Третий отсек главного калибра;
    14. Машинный отсек;
    15. Кормовой отсек вспомогательных механизмов;
    16. Кормовой отсек главного калибра;
    17. Кормовой шпилевой отсек;
    18. Рулевой отсек;
    19. Кормовой отсек.
    Силуэт линейных кораблей типа "Императрица Мария" имел на верхней палубе четыре башни главного калибра, распо­ложенные на одном уровне, две боевые рубки (в носу и корме), две облегчённые мачты и две дымовые трубы.

    Водоотливная система, автономная, включала 14 отливных труб и 14 гидравлических центробежных насосов (турбин) системы Ильина, которые откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. Турбины имели производительность по 500 тонн воды в час и при необходимости, по пе­репускной системе, могли откачивать воду из соседних помещений. Управление водоотливными насосами и клапа­нами перепускной системы осуществлялось с верх­ней палубы за исключением клапанов расположенных в око­нечностях корабля. Так же на линкоре устанавливались 9 паровых насосов Вортингтона подачей по 75 т/час. Насосы располагались по одному в каждом из котельных и тур­бинных отделений и по одному—в каждом из двух отделений холодильников (конденсаторов).

    Пожарная система включала кольцевой 150-мм магистральный трубопровод, который проходил под нижней броневой палубой и поднимался у край­них башен под среднюю палубу. Магистраль имела перемычки в котельных и турбинных отделениях, от­делениях холодильников (конденсаторов). От магистрали вверх и вниз шли отростки к 76 пожарным клапанам. Систему обслуживали 9 трюмно-пожарных насосов производительностью 75 т/час и ещё 2 насоса - по 150 т/час.

    Креновая система включала трубы, которые затопляли по четыре противолежащих бортовых отсека, через кингстон и перепускные клапана.

    Дифферентная система обеспечивала устранение дифферентов на нос и на корму. Заполнение соответствующих балластных цистерн выполнялась через кингстоны и перепускные клапана.

    Рулевое устройство включало два руля: большой площадью 28,3 м2 и малый площа­дью 13,5 м2. Наибольшее время перекладки боль­шого руля из среднего положения на борт (35°) составляло 30 секунд. Радиус установившейся циркуляции достигал 239 метров при угле крена 3,4°. Наибольший же возможный крен, при внезапной перекладке руля, не превосходил 10°.

    Якорное устройство включало два становых якоря Холла, которые втягивались в бортовые клюзы, и один запасной якорь Холла, весом каждый по 8 тонн и две становых цепи калибром 76-мм и длиной по 320 метров (150 саженей), а так же запасную якорную цепь длиной 213,36 метра (100 саженей). Подъем и отдачу якорей осуществляли два паровых шпиля в носовой части.

    Спасательные средства линкора состояли из двух паровых катеров, двух маторных катеров, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, двух 20-весельных моторных барказов, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, двух пробковых шлюпок системы Кебке длиной по 5,6 метров, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули.

    Главная энергетическая установка корабля механическая, четырёхвальная с 8 паровыми турбинами и 20 водотрубными котлами, которые располагались в пяти котельных и двух машинных отделениях. Турбины передавали вращение на четыре трёхлопастных, латунных винта диаметром 2,4 метра.
    Паровая турбина "Парсонса" многоступенчатая, реактивная с начальным рабочим давлением пара в 11,3 атмосферы имела мощность 5333 л.с. Максимальное использование энергии пара достигалось за счет постепенного расширения пара по мере прохождения через 15 ступеней (колёс), каждая из которых представляла собой пару венцов лопаток: один - неподвижный (с направляющими лопатками, закрепленными на корпусе турбины), другой - подвижный (с рабочими лопатками на диске, насаженном на вращающийся вал). Всем лопаткам была придана такая форма, что сечение междулопаточных каналов уменьшалось по направлению истечения пара. Лопатки неподвижных и подвижных венцов были ориентированы в противоположных направлениях, т.е. так, что если бы оба венца были подвижными, то пар заставлял бы их вращаться в разные стороны. Вращаясь, все колеса вращали вал турбины. Снаружи устройство было заключено в крепкий кожух. Отработанный пар из турбин поступал в два главных холодильника (конденса­тора). Проходя через конденсаторы, пар охлаждался до состояния воды и с помощью двух центробежных насосов поступал к котлам для нагрева. Турбины разделялись: на турбины переднего и заднего хода, а также на турбины высокого и низкого давления. В каждом из двух бортовых машинных отделений было установлено по одной турбине высокого давления переднего хода (ТВДПХ), одной турбине высокого давления заднего хода (ТВДЗХ), которые размещались в раздельных цилиндрических кожухах и работали на два бортовых гребных вала и по одной турбине низкого давления переднего хода (ТНДПХ), а также по одной турбине низкого давления заднего хода (ТНДЗХ), которые работали на два средних гребных вала. Суммарная мощность турбин дости­гала 21 000 л.с. при частоте вращения 300 об/мин, что обеспечивало достижение скорости 20,5 узла. При форсированном режиме эти значения возрас­тали — мощность достигала 26 000 л.с. при частоте вращения 320 об/мин, а скорость хода — 21,5 узла.
    Паровой водотрубный котёл системы "Ярроу" треугольного типа вырабатывал пар давлением в 17,5 атмосферы, его нагревательная поверхность у 20 котлов составляла по 375,6 кв. метра. Все котлы имели смешан­ное отопление — угольное и нефтяное. Для сжигания нефти котлы оборудовались форсунками Торникрофта, которые включались при форсировании котлов на полном ходу. Полный запас угля включал 2000 тонн, мазута 500 тонн, что позволяло линкору пройти около 3000 миль при скорости хода в 12 узлов.

    Электроэнергетическая система переменного тока имела напряжение 220 В, 50Гц и включала 4 турбогенератора мощно­стью по 307 кВт каждый и 2 дизель-генератора мощностью по 307 кВт. Благодаря компаундному возбуждению и применению уравнительных соединений генераторы могли работать параллельно по два между собой. Защитная аппаратура включала предохранители и автоматы. В условиях боя электроэнергией обеспечивались все системы и устройства связи, ве­дения огня, управления кораблем, а также две тре­ти осветительных приборов.

    Вооружение линкора состояло:

    1. Из 12 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 52 калибра, расположенных в четырёх трёхорудийных поворотных башнях Металлического завода. Орудие стальное, нарезное, с электрическим приводом замка и поршневым затвором. Оно не имело цапф, а время открывания замка составляло не более 4 секунд. Компрессор станка гидравлический, веретённого типа, накатник гидропнев­матический. Башня имела основание в форме вращающегося стола, на который кре­пилась рубашка под броню и устанавливались ору­дийные станки. К нижней части стола крепилась центральная подачная труба, выполнявшая функцию боевого штыра. Вращающийся стол башни опирался на жест­кий барабан, скрепленный с корпусом корабля. Вращение башни производилось с помощью горизонталь­ных катков (144 шаров диаметром по 102-мм), которые катались в специальных пого­нах. Верхний погон крепился к нижней части вращающегося стола, а нижний — к верхней час­ти неподвижного жесткого барабана. В боковом направлении башня удерживалась 20 верти­кальными катками, которые катались в погонах, расположенных меж­ду жестким барабаном и подачной трубой. Катки вращались на осях, закрепленных в ползунах с помощью пружин Бельвиля, которые при стрельбе сжимались, создавая амортизацию по отношению к жёсткому барабану. Для ремонта и осмотра катков преду­сматривался подъем башни на восьми 100-тонных гидравлических домкратах. Башни впервые были оборудованы вентиля­цией и отоплением. Для вращения башенных установок и верти­кального наведения орудий предусматривались электрические приводы, снабженные гидравличес­кими регуляторами скорости (муфтами Дженни). Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин при крене 8°, а сектор обстрела по горизонтали равнялся для первой - 0-165°, для второй - 30-170°, для третьей - 10-165° и для четвёртой - 30-180° на оба борта. Досылка снарядов производилась с помощью электричес­кого прибойника. Кинематически связанные с приводами вертикального наведения орудия, прибойники могли действовать при углах заряжания от +3° до - 3°. Время заряжания орудия составляло не более 40 секунд. Расчёт включал 10 человек. В состав боекомплекта, из 400 выстрелов на ствол, входили бронебойные, полубронебойные и фугасные снаряды весом 470,9 кг и заряды к ним весом 132 кг бездымного пороха, а также шрапнельные снаряды весом 331,7 кг с трубкой ТМ-10. Боеприпасы хранились в погребах и в под­башенном отделении, в верхней части которого располагался зарядный погреб, в нижней — снарядный. Температура воздуха в погребах поддер­живалась автоматически (15-25 °С) с помощью ус­тройства аэрорефрижерации системы Вестингауз-Леблан. Погреба были оборудованы системами орошения и затопления. Угол максимального возвышения орудий доходил до +35°, а скорость снаряда составляла 762 м/с при максимальной дальности стрельбы около 26 км. Вес башни с 3 орудиями и бронёй - около 778 тонн.
    2. Из 20 одноствольных 130-мм пушек Обуховского завода с длиной ствола 55 калибров, расположенных в 10 бортовых плутонгах (батареях) на средней палубе. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке с центральным штыром. Компрессор гидравлический, накатник пружинный. Подъемный механизм секторный. Поворотный ме­ханизм червячного типа. Высота оси цапф от основания тумбы 1320-мм, от основа­ния барабана 1635-мм. Орудие имело броневой коробчатый щит толщиной 76-мм. Сектора обстрела орудий, равные 125-130°, были выбраны так, чтобы цель, находившаяся на любом курсовом угле, могла обстреливаться одно­временно четырьмя орудиями. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Время заряжания орудия составляло около 9 секунд. Заряжание патронное. В состав боекомплекта входили полубронебойные и фугасные снаряды весом 36,86 кг с взрывчатым веществом весом 4,74-3,9 кг и взрывателем 1913 года. Боезапас составлял 250 выстрелов на ствол и размещался под каждым плутонгом, состоящим из 2 орудий. Угол максимального возвышения орудия доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 823 м/с при максимальной дальности стрельбы в 15,36 км. Полный вес установки 17,16 тонны.
    3. Из 5 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, предназначенных для борьбы с авиацией (зенитные). Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на зенитной установке образца 1911 года с гидропневматическим накатником. Механизм горизонтального наведения был упразднен, а поворот орудия производился плечом наводчика. Подъемный механизм имел зубчатую дугу. Высота оси цапф от основания тумбы составляла 1800-мм. Заряжание пушки унитарное. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Боезапас состоял из 200 выстрелов на ствол и включал шрапнельные выстрелы весом 4,91 кг, содержавшие по 184 пули диаметром 12,7-мм и весом по 10,6 г. с 10-секундной трубкой. Угол вертикальной наводки составлял до +50°. При начальной скорости снаряда в 747 м/с. и угле возвышения +50° дальность стрельбы по воздушной цели составляла до 6,5 км. Вес установки доходил до 2 тонн.
    4. Из 4 однотрубных, неподвижных 450-мм подводных торпедных аппаратов (ТА), установленных в бортовых отсеках. Торпеда с «влажным подогревом», образца 1912 года, имела вес БЧ в 100 кг при весе самой торпеды 810 кг. Скорость хода торпеды составляла 28, 30 и 43 узла, а дальность действия 6 км, 5 км и 2 км, соответственно. Боекомплект состоял из 12 торпед.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • 2 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий, сдвоенные зрительные трубы (визирные посты), расположенные побортно. Определённый визирами курсовой угол цели передавался в центральный пост по телефону.
    • 2 прибора для передачи дистанции до цели, стереоскопические дальномеры, расположенные на мостиках носовой и кормовой боевых рубок. Дальномеры имели базу в 6 метров. Показатели дальномеров снимались дальномерщиками с периодичностью в 3—5 секунд и передавались по телефону в центральный пост.
    • Приборы и магнитные компасы в боевой рубке, кормовой боевой рубке и центральном посту, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
    • 1 задающий прибор прицела - механический счётный прибор (арифмометр) для выработки текущей (точной) дистанции до цели и внесения поправок целика. Дающие приборы вертикального и горизонтального углов наведения орудий главного и противоминного калибров располагались в центральном посту. Принимающие приборы (стрелочные указатели углов) устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
    • 1 устройство определения крена, которое автоматически замыкало электрические цепи стрельбы всех башен главного калибра по достижении угла крена в 0° и автоматически размыкало цепь стрельбы при углах возвышения менее -5°.
    • Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в центральном посту.
      • Станция измерительных приборов, размещённая в центральном посту. Станция давала показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
      • Две предохранительные коробки "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходились провода дающие питание к каждой группе приборов.
      • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
      • Станция трансформаторов.
    Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал тип артустановки башни или 120-мм орудия и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в центральном посту старший артиллерийский офицер выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 305-мм и 120-мм орудия переходили на одиночный и групповой (плутонговый) огонь. В этом случае все расчеты производились командиром башни или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем и цепей передачи данных все артсистемы переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретной башни и орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность залпов.

    На линкорах устанавливались две радиотелеграфные станции мощностью 2 кВт и 10 кВт.

    Линкоры типа "Императрица Мария" должны были составить, основную ударную силу Черноморского флота образовав, 1-ю бригаду линейных кораблей. Во время Первой мировой войны на новые линкоры ложилась задача обеспечения устойчивой обороны и задача не допустить проникновения и развёртывания германских ВМС в акватории Чёрного моря. В случае попытки прорыва германской эскадры, линкоры типа «Императрица Мария» должны были вступить с нею в бой на предельной дистанции стрельбы своих орудий главного калибра.
    Линкор "Императрица Мария" , флагман Черноморского флота, затонул на рейде Севастополя, 20 октября 1916 года, после взрыва порохового погреба (225 погибших, 85 тяжелораненых).
    Линкор "Императрица Екатерина Великая" ("Свободная Россия") был потоплен торпедами, в Новороссийске, выпущенными с эсминца «Керчь» в 1918 году, чтобы воспрепятствовать его захвату немецкими войсками.
    Линкор "Император Александр III" ("Воля"-"Генерал Алексеев") в 1920 году в составе Русской эскадры возглавил корабли, эвакуировавшие остатки Белой гвардии из Крыма. Базировался в Бизерте, французской военно-морской базе на африканском побережье. Андреевский военно-морской флаг на корабле был спущен 30 ноября 1924 года. В последующем линкор был передан во владение СССР, но в связи с нецелесообразностью ремонта продан на слом и разобран на металл.
    Линкор "Император Николай I" ("Демократия") спущен на воду 5 октября 1916 года, но из-за революции и Гражданской войны недостроен. После занятия Николаева Красной Армией линкор поставили на прикол. В 1927 году корабль в 70% готовности был сдан на слом и разделан на металл.

    Строились линкоры на заводе Акционерного общества "Руссуд" ("Императрица Мария" и "Император Александр III") и на заводе "Наваль" ("Императрица Екатерина Великая" и "Император Николай I") в г. Николаеве.

    Головной линкор "Императрица Мария" вступил в строй Черноморского флота в августе 1915 года.


    Тактико-технические данные линкоров типа "Императрица Мария"

    Водоизмещение:  
    стандартное 22600 тонн, полное 25450 тонн.
    Длина наибольшая: 
    169,1 метра
    Длина по КВЛ: 
    168 метров
    Ширина наибольшая: 
    27,3 метра
    Высота борта в носу: 
    15,08 метра
    Высота борта по миделю: 
    14,48 метра
    Высота борта в корме: 
    14,48 метра
    Осадка по корпусу: 
    8,36 метра
    Силовая установка:  8 паровых турбин по 5333 л.с., 20 котлов, 4 винта ФШ, 2 руля.  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    переменного тока 220 В, 50 Гц, 4 турбогенератора по 307 кВт,
    2 дизель-генератора по 307 кВт.
    Скорость хода: 
    полная 20,5 узла, максимальная 21 узел, экономическая 12 узлов.
    Дальность плавания: 
    2960 миль при 12 узлах.
    Автономность: 
    10 суток при 12 узлах.
    Мореходность: 
    без ограничений.
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    4х3 305-мм башни, 20х1 130-мм орудий, 5х1 75-мм пушек Канэ.
    торпедное: 
    4х1 450-мм подводных ТА.
    радиотехническое: 
    2 радиотелеграфные станции на 2 кВт и на 10 кВт.
    Экипаж: 
    1220 человек (35 офицер, 26 кондукторов).

    Всего построено линейных кораблей с 1915 г. по 1917 г. - 3 единицы.

Hosted by uCoz