Главная | Надводные силы | Броненосцы береговой обороны I ранга
Броненосцы типа "Адмирал Ушаков"
1896-1899
  

Иллюстрации

Чертежи

Модель из картона 1

Модель из картона 2

    Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Ушаков" - строились по судостроительной программе 1882-1902 года, которая предполага­ла, что к 1902 году русский флот будет состоять из 26 эскадрен­ных броненосцев, 20 броне­носцев береговой обороны, 9 броненосных крейсеров, 21 крей­сера I ранга и 2 ранга, 100 миноносцев, 20 канонерских лодок. Программа определила динамику рос­та флота, состав действую­щих, выбывающих и строящихся кораб­лей. В 1889 году было принято решение о разработке проекта низкобортных броненосных кораблей для Балтийского флота, а прототипом для них был избран греческий броненосец «Гидра» (сведения об этом корабле, строившемся во Франции, Морской министр почерпнул из «Морского сборника»). Работа над проектом балтийского броненосца малого водоизмещения велась в кораблестроительном отделении МТК более двух лет. Проект броненосца выполненный старшим судостроителем МТК Э. Е. Гуляевым был одобрен на расширенном заседании МТК 9 июня 1891 года и утверждён управляющим Морским министерством Н. М. Чихачёвым. Проектом предусматривалось водоизмещение в 4250 тонн, дальность плавания до 2400 миль и скорость полного хода в 16 узлов, а также вооружение из четырех 254-мм, четырёх 120-мм орудий, шести 47-мм пушек и четырёх 37-мм пушек. Броненосцы закладывались в эллинге Нового Адмиралтейства ("Адмирал Сенявин" 08 апреля 1893 года и "Генерал-Адмирал Апраксин" 20 мая 1895 года), в деревянном эллинге Балтийского завода в Санкт-Петербурге ("Адмирал Ушаков" 22 октября 1892 года). Главным строителем броненосца "Адмирал Сенявин" стал корабельный инженер, старший помощник судостроителя М. К. Яковлев, которого вскоре сменил младший судостроитель П. П. Михайлов, броненосца "Адмирал Ушаков" - управляющий заводом М. И. Казн, а затем старший судостроитель К. К. Ратник, а броненосца "Генерал-Адмирал Апраксин" - старшего помощника судостроителя Д. В. Скворцова.

    Корпус броненосца изготавливался из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали, методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабль имел вертикальный и горизонтальный кили, фор- и ахтерштевни, палубу спардека, верхнюю, жилую и броневую (карапасную) палубы, трюм и двойное дно. Вертикальный киль имел высоту 0,915 метра и толщину 11-мм. Он крепился стальными угольниками (кницами) к горизонтальному килю. Горизонтальный киль набирался из двух листов стали суммарной толщиной 30-мм. Форштевень и ахтерштевень, образовывавшие носовую и кормовую оконечности, изготавливались из стальных отливо­к. Прямой в надводной части форштевень имел отверстие для носового минного аппарата, а под водой — выступающий вперед таран. Ахтерштевень, тоже с отверстием для минного аппарата, отливался вместе с рулевыми петлями и подпятником. Двойное дно, толщиной 6,4-мм, делилось флорами и стрингерами на независимые отсеки и располагалось от 15-го до 59-го шпангоутов. Листы двойного дна скреплялись вгладь на пазовых и стыковых планках потайными заклепками. В каждое междудонное отделение вели две горловины с водонепроницаемыми крышками. Листы наружной обшивки имели длину 4,9—7,3 метра и толщину 13—14-мм и соединялись между собой двойным рядом заклепок по пазам край на край, а по стыкам — на планках, положенных с внутренней стороны. Пазы и стыки снаружи прочеканивались для обеспечения полной водонепроницаемости. В подводной части корпуса, ниже ватерлинии, на протяжении половины длины корпуса, проходили скуловые кили, внутренняя часть которых заполнялась составом из пробки и смолы. Поперечные водонепроницаемые переборки имели толщину 8-мм ниже броневой палубы и толщину 6,4-мм - выше её. Они располагались на 10, 25, 34, 42,5, 51, 60 и 66 шпангоутах и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На броненосце имелись две бортовых продольных переборки толщиной 6,4-мм, которые образовывали помещения угольных ям и бортовых коридоров. Они так же служили, как дополнительная противоминная защита корабля. Бимсы палуб выполнялись из полос тавробимсовой стали (203х127x9,5-мм) и соединялись с бортом кницами. Палубные стрингеры собирались из стальных листов размерами 6,1x1,07 метра при толщине 9,5—11-мм. Система броневой защиты корабля состояла из главного вертикального пояса по ватерлинии, 254-мм башен главного калибра, боевой рубки и броневой (карапасной) палубы. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 254-мм в средней части корпуса (на протяжении кочегарных и машинного отделений), уменьшаясь к нижней кромке, а также в нос и корму до 127-мм. Главный броневой пояс высотой 2,1 метра и длиной 53 метра, опускался ниже ватерлинии на 1,2 метра и состоял из 30 стальных броневых плит. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов на двухслойную стальную обшивку толщиной 22-мм, которая соединялась угольниками с 14-мм броневым шельфом и подкреплялась тремя продольными стрингерами. Броневая (карапасная) палуба толщиной 23,81-мм в районе машинно-котельных отделений и толщиной 22,22-мм в оконечностях, стелилась, на стальную палубную обшивку. К бортам броневая палуба имела скосы, на всём её протяжении. Боевая командирская рубка защищалась бронёй имевшей толщину 178-мм, крыша рубки прикрывалась броневыми листами, из маломагнитной стали. Боевая рубка крепилась прямо к палубному настилу спардека и не имела прочного основания. Барбеты башен главного калибра образовывались 8 плитами толщиной 152-мм. Сами башенные установки 254-мм орудий главного калибра защищались 4 броневыми плитами толщиной 178-мм, а сверху прикрывались бронёй толщиной в 38-мм на 13-мм стальной рубашке. Общий вес броневых листов башен и рубки составляла около 205 тонн. На верхней палубе, между носовой и кормовой башнями главного калибра, от борта и до борта, располагалась надстройка (спардек). Надстройка имела длину 42,6 метра и обшивалась по бортам стальными листами толщиной 9,5-мм. В надстройке располагались корабельная мастерская, казематы 120-мм орудий, канцелярия, такелажные рундуки, динамо-машина №5, арсенал, камбузы офицеров и команды, кубрики, а так же походная (разборная) церковь. На жилой палубе располагались носовой минный аппарат и два командных гальюна, два паровых шпиля, аптека и лазарет, помещения команды (кубрики), подбашенные пространства башен главного калибра, места общего пользования офицеров, каюты офицеров и кондукторов, офицерский буфет, кают-компания офицеров, каюты старшего офицера и механика, апартаменты командира корабля. На броневой палубе располагались шкиперская каюта, носовая электростанция (динамо-машины №1 и №2), малярная каюта, патронные погреба, минная кладовая, помещения провизии, винный погреб, машинно-котельные отделения, кормовая электростанция (динамо-машины №3 и №4), парусная и минная каюты, помещения сухой провизии, помещение рулевой машины. В трюме устраивались погреба боезапасов главного калибра и 120-мм калибра, отделения трюмных помп и насосов, угольные ямы, румпельное отделение. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Для пополнения запасов питьевой воды предназначались два опреснителя Круга производительностью по 62,5 тонны в сутки.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 8 основных отсеков:

    1. Таранный отсек;
    2. Носовой отсек главного калибра;
    3. Носовой кочегарный отсек;
    4. Кормовой кочегарный отсек;
    5. Машинный отсек;
    6. Кормовой отсек главного калибра;
    7. Рулевой отсек;
    8. Румпельный отсек.
    Силуэт броненосца имел две трубчатые мачты, две трубы с вентиляционными раструбами, боевую и штурманскую рубки, мостики. Грот-мачта была полой внутри для вентиляции машинного отделения.

    Водоотливная система включала магистральную трубу диаметром 457-мм, проложенную в середине корпуса, поверх второго дна, по всему кораблю. В носу и корме эта труба имела диаметр 406-мм. Отростки от трубы проводились во все междудонные отделения и отсеки ниже броневой палубы. Шесть паровых центробежных насосов (их называли "тюрбинами") откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. "Тюрбины" имели производительность по 250 тонн воды в час. Так же на корабле устанавливались 2 паровых эжектора системы Фридмана и 4 помп системы «Стоун и К°» со своими приемными и отливными шлангами.

    Пожарная система включала проведенный по всему кораблю магистральный трубопровод, который проходил под нижней броневой палубой. От магистрали вверх на все палубы к пожарным кранам поднимались отростки снабжённые брезентовыми и резиновыми рукавами. Систему обслуживали пожарные насосы системы Шанд-Месона.

    Рулевое устройство состояло из паровой рулевой машины системы «Стопфер Люкдо» с приводами к трем штурвалам, один из которых (основной) был установлен в боевой рубке, два — на правом и левом крыльях мостика. Золотники рулевой машины соединялись с тягами штурвалов цепями Галля. Ручной штурвал с тремя деревянными колесами помещался в рулевом отделении.

    Якорное устройство включало два становых и один запасной якоря Мартина весом каждый по 3,18 тонны. Две становых цепи имели длину 426,72 метров (200 саженей) и одна запасная цепь длину 315 метров (150 саженей). Подъем и отдачу якорей осуществляли два шпиля, на жилой палубе, с приводом от паровой машины.

    Спасательные средства броненосца состояли из двух паровых минных катеров длиной 10,4 метра, одного 16-вёсельного барказа, одного 14-вёсельного рабочего катера, двух 12-вёсельных лёгких катеров, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули.

    Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 4 огнетрубными котлами, которые располагались в двух котельных и одном машинном отделениях. Машины передавали вращение на два четырёхлопастных, бронзовых винта диаметром 3,96 метра.
    Паровая машина вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 9,1 атмосферы имела мощность 2500 индикаторных л.с.. Цилиндр высокого давления выполнялся диаметром 787-мм, цилиндр среднего давления диаметром 1172-мм и цилиндр низкого давления диаметром 1723-мм, а ход поршня составлял 839-мм при частоте вращения гребных валов 127 об/мин.
    Паровой огнетрубный котёл двухконечный, цилиндрический диаметром 3,96 метра, вырабатывал пар давлением в 9,1 атмосферы, его нагревательная поверхность составляла 318 кв. метров, а площадь колосниковых решёток 11,4 кв. метра. Котёл имел 6 волнистых стальных топки системы Фокса и 2176 стальных дымогарных трубок. Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 400 тонн, что позволяло броненосцу пройти около 2400 миль при скорости хода в 10 узлов и 1000 миль при крейсерской скорости в 14 узлов.

    Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 105 В и включала 5 пародинамо-машин "Вольта" мощностью по 15,75 кВт каждая. Каждая из машин предназначалась для питания определенных потребителей; лебедок элеваторов 120-мм орудий, палубного освещения, боевых фонарей, системы вентиляции. Одна динамо-машина оставалась в резерве. Распределение электроэнергии осуществлялось с главной электростанции в кормовом подбашенном отделении. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений имелись аккумуляторные батареи. Защитная аппаратура состояла из предохранителей и автоматов.

    Вооружение броненосца состояло:

    1. Из 4 одноствольных 10-дюймовых (254-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 45 калибров, расположенных в двух поворотных башнях в носовой и кормовой части. Орудие стальное, нарезное, с гидравлическим приводом замка и поршневым затвором. Компрессор станка гидравлический, накатник гидропнев­матический. Станки орудий размещались на вращающемся столе с центральной трубой. К столу крепился металлический остов башни. Башня Путиловского завода выполнялась в форме эллипса и комплектовалась гидравлическими и ручными приводами наводки и заряжания, а на "Генерале-Адмирале Апраксине" - электрическими приводами наводки и заряжания. Время поворота башенной установки на 180° составляло 1 мин, а сектор обстрела по горизонтали равнялся 270°. Досылка снарядов производилась с помощью гидравличес­кого прибойника. Кинематически связанные с приводами вертикального наведения орудия, прибойники могли действовать при угле возвышения 7,5°. Время заряжания орудия составляло 1 минута 47 секунд. Для предохранения от попадания воды внутрь барбета пространство между вращающейся башней и верхней палубой прикрывалось парусиновым мамеринцем. Расчёт включал 10 человек. В состав боекомплекта, из 50 выстрелов на ствол, входили бронебойные стальные и фугасные снаряды весом 225,2 кг и заряды к ним весом 65,6 кг бездымного пороха. Угол максимального возвышения орудий доходил до +15°, на "Генерале-Адмирале Апраксине" угол возвышения довели до 35°, скорость снаряда составляла 693 м/с при максимальной дальности стрельбы в около 9,97 км и 16,84 км, соответственно. Вес башни с 2 орудиями и бронёй - около 244 тонн.
    2. Из 4 одноствольных 120-мм пушек Канэ завода с длиной ствола 45 калибров, расположенных побортно в среднем каземате. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на станке Металлического завода на центральном штыре с неподвижными противооткатными устройствами. Штыровое основание — круг­лая стальная отливка, которая крепилась к палубе болтами. На нем имелся круговой желоб с шарами, на которых лежала своим дном поворотная рама. Высота оси цапф от основа­ния тумбы 1125-мм. Подъемный механизм винтовой. Бортовые установки имели сектор обстрела 100°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Время заряжания орудия составляло около 9 секунд. В состав боекомплекта входили снаряды весом 20,48 кг с взрывчатым веществом весом 2,56 кг тротила и взрывателем МРД. Боезапас составлял 200 выстрелов на ствол. Угол максимального возвышения орудия доходил до +20°, а скорость снаряда составляла 823 м/с при максимальной дальности стрельбы в 10 км. Вес установки равнялся 9,05 тонны.
    3. Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, которые размещались побортно в средней части спардека (2), в командирском помещении жилой палубы (2) и на среднем мостике (2). Орудие имело воздушное охлаждение и одиночное унитарное боепитание. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Боезапас состоял из стальной или чугунной гранаты весом в 1,5 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км. Вес установки со щитом доходил до 448,5 кг.
    4. Из 6 револьверных 37-мм пушек Гочкиса с длиной стволов 20 калибров, расположенных на мостиках. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Расчёт орудия включал 2 человека. Скорострельность установки составляла 32 выстрела/мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 445-450 м/с и имела дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Вес пушки с замком составлял 209 кг.
    5. Из 12 одноствольных 37-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 23 калибра, расположенных на марсе фок-мачты (10) и для установки на шлюпках (2). Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту или другой части судна болтами. Расчёт пушки включал 2 человека. Скорострельность без исправления наводки составляла 20 выстр. /мин. Боезапас включал - 2700 выстрелов на ствол. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 170 кг.
    6. Из 4 однотрубных, бронзовых 381-мм надводных торпедных аппаратов (ТА), установленных в носовом и кормовом отделениях жилой палубы (2 выдвижных) и в бортовых отсеках третьего отделения (2 поворотных). Поворотные ТА закреплялись в бортовых шарнирах. Мина Уайтхеда (торпеда) образца 1889 года имела вес БЧ в 81,8 кг при весе самой торпеды 429,4 кг. Скорость хода торпеды составляла 24,75 узла, а дальность действия около 500 метров. Боекомплект состоял из 8 торпед.
    7. Из противоминных сетей системы Булливана, которые состояли из стального проволочного троса и хранились на специальных полках по бортам корабля. Сети устанавливались с помощью бортовых шестов, откидываемых на шарнирах.

    Cистема управления артогнём "Гейслера" включала:

    • 2 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий, зрительные трубы (визирные посты), расположенные побортно. В боевой рубке разместились дающие приборы. Принимающие приборы устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
    • 2 прибора для передачи показаний дальномеров в боевую рубку. В дальномерной рубке побортно установлены дающие приборы расстояний, а в боевой рубке и у орудий ставились принимающие приборы.
    • 2 прибора для передачи направления цели и сигналов орудиям левого и правого борта. В боевой рубке размещались дающие приборы. Принимающие приборы подвешивались у каждого орудия по одному прибору.
    • Приборы и магнитные компасы в боевой рубке, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
    • Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в боевой рубке.
      • Cтанция измерительных приборов, размещённая в боевой рубке. Станция давала показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
      • Предохранительная коробка "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и выключателем, устанавливалась в боевой рубке. К ней подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
      • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
      • Станция трансформаторов.
    Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал тип артустановки (АУ) или 120-мм орудия и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель. Вся система работала на напряжении 23В постоянного тока через трансформатор 105/23В. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 254-мм и 120-мм орудия переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае все расчеты производились командиром АУ или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность залпов.

    Броненосцы береговой обороны I ранга типа "Адмирал Ушаков" должны были составить основную силу для прибрежной защиты баз Балтийского флота. Но им пришлось сражаться у Дальневосточных берегов, при Цусиме. Броненосцы береговой обо­роны входили в 3-й броненосный отряд контр-адмирала Небогатова и следовали за своим флагманом, эскадренным броненосцем «Николаем I». Во время начала боя кораб­ли оказались ближе всего к неприятелю и первыми открыли огонь по японцам. В ходе дневного боя броненосцы пострадали срав­нительно мало, так как, всю свою огневую мощь противник со­средотачивал по флагманским кораблям эскадры. С наступлением темноты артиллерийский бой пре­кратился, а русские корабли с разных сторон были атакованы японскими миноносцами. На следующий день корабли 3-го броненосного отряда, кроме броненосца "Адмирал Ушаков", во главе с флагманом "Императором Николаем I" по приказу контр-адмирала Небогатова сдались японцам. Броненосец "Адмирал Ушаков" из-за пробоин полученных во время дневного боя потерял ход до 5 узлов и отбился от отряда, но продолжал следовать курсом на Владивосток. В 14.30 15 мая 1905 года он столкнулся с японским от­рядом крейсеров. На предложение сдаться, командир корабля капитан 1 ранга В.Н. Миклухо-Маклай (родной брат знаменитого путешественника) приказал открыть огонь. Броненосные крейсера «Иватэ» и «Якумо» держась вне дося­гаемости русских снарядов, расстреливали броненосец совер­шенно безнаказанно. А «Ушаков» не мог ни уйти от них, ни приблизиться к ним. «Бой» длился 40 минут, после чего броненосец накренился на правый борт и начал тонуть. Сам командир, старший офицер Мусатов и минный офицер Жданов погибли, вместе с ними погибли еще 94 члена экипажа. Сдавшиеся противнику «Адмирал Сенявин» и «Ге­нерал-адмирал Апраксин» вошли в состав японского флота в качестве учебных судов под именами «Миси-ма» и «Окиноси-ма».

    Строились броненосцы в эллинге Нового Адмиралтейства в г. Санкт-Петербурге ("Адмирал Сенявин" и "Генерал-Адмирал Апраксин") и в деревянном эллинге Балтийского завода в г. Санкт-Петербурге ("Адмирал Ушаков").

    Головной броненосец "Адмирал Ушаков" вступил в строй Балтийского флота в 1896 году.


    Тактико-технические данные броненосца типа "Адмирал Ушаков"

    Водоизмещение:  
    нормальное 4250 тонн, полное 4648 тонн.
    Длина наибольшая: 
    86,92 метра
    Длина по КВЛ: 
    84,8 метра
    Ширина наибольшая: 
    15,9 метра
    Высота борта в носу: 
    9,33 метра
    Высота борта по миделю: 
    11,02 метра
    Высота борта в корме: 
    9,12 метра
    Осадка по корпусу: 
    5,23 метра
    Силовая установка:  2 паровые машины по 2500 л.с., 4 котла,
    2 винта ФШ, 1 руль.  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    постоянного тока 105 В, 5 динамо-машин по 15,75 кВт.
    Скорость хода: 
    полная 16 узлов, экономическая 10 узлов.
    Дальность плавания: 
    1000 миль при 14 узлах, 2400 миль при 10 узлах.
    Автономность: 
    3 суток при 14 узлах, 10 суток при 10 узлах.
    Мореходность: 
    нет данных.
    Вооружение:  .  
    артиллерийское: 
    4х1 254-мм орудия, 4х1 120-мм орудий, 6х1 47-мм пушек
    Гочкиса, 12х1 и 6х5 37-мм пушек Гочкиса.
    торпедное: 
    4х1 381-мм надводных ТА.
    Экипаж: 
    405 человек (20 офицеров, 5 кондукторов).

    Всего построено броненосцев с 1896 г. по 1899 г. - 3 единицы.

Hosted by uCoz