Главная | Надводные силы | Минный крейсер-Эсминец
Лидер эсминцев
проект 20
1939

Иллюстрации

Чертежи

Картонная модель GPM

Картонная модель JSC

    Лидер эскадренных миноносцев проект 20И - разрабатывался в Италии судостроительной фирмой "Одеро-Терни-Орландо" в г. Ливорно по тактико-техническому заданию разработанному проектировщиками лидеров проектов 1 и 38. Задание предусматривало скорость хода — не менее 42,5 узлов на шестичасовом испытании, дальность плавания 20 узловым ходом — не менее 5000 миль при водоизмещении на испытании в 3000 тонн, 130-мм артиллерия главного калибра в трех двухорудийных башенных установках, шесть 45-мм полуавтоматов, шесть 12,7-мм пулеметов, три 533-мм трехтруб­ных торпедных аппарата, рельсы для постановки мин заграждения. Из поставок исключалось все вооружение, которое подлежало установке в СССР. Корабли предназначались для вывода своих эсминцев в торпедную атаку, уничтожения эсминцев противника, отражения минных атак и являлись флагманами дивизиона эсминцев.

    Корпус корабля клёпанный, с частичным применением сварки, имел сравнительно легкую и рациональную конструкцию. Корабль строился с полубаком, верхней палубой, носовой и кормовой платформой и вторым дном. На протяжении машинно-котельных отделений применялась продольная система набора корпуса, а в оконечностях поперечный набор. Шпация по всей длине корпуса составляла 600 мм. В нос и корму от машинно-котельных отделений располагалась жилая палуба. Основные водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы. Броневой защиты бортов и палубы лидер не имел. Носовой и кормовой мостики, были оборудованы приборами управления кораблем, а так же перед носовым мостиком размещался командно-дальномерный пост (КДП) "Дуплекс" итальянской фирмы "Галилео", а на кормовом мостике дальномер ДМ-3 в дальномерной рубке. Под носовым мостиком находилась трёх ярусная носовая надстройка. В нижнем ярусе носовой надстройки располагались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, командования соединения), штабная каюта, агрегатная и другие посты. В среднем ярусе имелись ГКП и ходовая и штурманская рубки обтекаемой полукруглой формы. В верхнем ярусе располагались сигнальный мостик и рубка. Под кормовым мостиком находилась одно ярусная протяжённая надстройка с штормовым коридором, позволявшим перемещаться по всему кораблю без выхода на верхнюю палубу. Вокруг второй дымовой трубы размещались ростры для спасательных средств и 45-мм артиллерии. Офицерские помещения размещались в носовой части, а матросы жили в кубриках в носу и в корме. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Обе системы подключались к пожарной магистрали. Ран­го­ут был пред­став­лен двумя мачтами. Силуэт эсминца имел сравнительно полные обводы в носовой части, круглую яйцеобразной формы корму с обычными кронштейнами гребных валов и две наклонные, овальные дымовые трубы.
    Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков:

    1. Коффердам, форпик, шкиперская и малярная кладовые (0-7 шпангоут);
    2. Цепной ящик, цистерны корабельных запасов, провизионная кладовая, помещение рефрижераторной машины, кубрик команды №1, каюты офицеров (7-33 шпангоут);
    3. Цистерна питательной воды, артиллерийские погреба №1 и№2, кубрик команды №2, каюты офицеров (33-53 шпангоут);
    4. Артиллерийские погреба №3 и №4, кубрик команды №3, центральный артиллерийский пост, каюты офицеров (53-61 шпангоут);
    5. Котельное отделение №1 (61-75 шпангоут);
    6. Котельное отделение №2 (75-89 шпангоут);
    7. Машинное отделение №1 (89-109 шпангоут);
    8. Котельное отделение №3 (109-123 шпангоут);
    9. Котельное отделение №4 (123-137 шпангоут);
    10. Машинное отделение №2 (137-157 шпангоут);
    11. Цистерна топлива, дизель-генераторное отделение (157-166 шпангоут);
    12. Цистерна корабельных запасов, артиллерийский погреб №5, помещения старшин, агрегатные (166-185 шпангоут);
    13. Цистерны корабельных запасов, кубрик команды №4 и №5 (185-208 шпангоут);
    14. Помещение рулевой машины, химическая каюта (208-218 шпангоут);
    15. Румпельное отделение. (218-232 шпангоут).
    Согласно расчетам лидер гарантированно сохранял плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков. При затоплении трех смежных отсеков сохранить плавучесть удавалось не всегда.

    Рулевое устройство имело электрический привод и один полубалансирный руль расположенный в диаметральной плоскости. Управление осуществлялось с основного и запасного ходовых мостиков и из штурманской рубки. Аварийное управление производилось в ручную из румпельного отсека.

    Водоотливные средства были представлены 8 водоструйными эжекторами с подачей воды по 10 т/час, 1 эжектор - 30 т/час, 3 эжектора по 80 т/час, 4 эжектора по 100 т/час и 4 эжектора с подачей воды по 150 т/час.

    Средства спасения включали 2 моторных баркаса, 2 четырёхвёсельных яла, спасательные круги и индивидуальные спасательные пояса.

    Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя трёхкорпусными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) "Парсонса" мощностью по 62 250 л. с. каждая при 380 об/мин, расположенных одна в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. Турбозубчатый агрегат состоял из одной турбины высокого давления и двух турбин низкого давления. Агрегаты передавали вращение через бортовые валы на два трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ). Пар для турбин вырабатывали четыре водотрубных котла "Ярроу" с нефтяным отоплением, расположенных в котельных отделениях. Давление перегретого пара доходило до 28 кгс/см при температуре 340°С. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Для хранения мазута использовались топливные цистерны, а полный запас топлива составлял 1 200 тонн. Запасы питательной воды включали 147 тонн, питьевой воды 33 тонны, а хозяйственной воды до 54 тонн. Полная скорость корабля составляла 42 узла. Фактическая дальность плавания при экономической скорости в 20 узлов составляла 5 000 миль.

    Электроэнергетическая система постоянного тока 115 В, получала питание от двух турбогенераторов мощностью по 120 кВт каждый, двух дизель-генераторов мощностью по 75 кВт и одного дизель-генератора мощностью 18 кВт с распределительными станциями.

    Вооружение кораблей состояло:

    1. Из 3 двухствольных 130-мм башенных артустановок Б-2-ЛМИ с длинной ствола 50 калибров, расположенных две на баке и одна в корме. Боекомплект, включал 150 выстрелов на ствол и размещался в пяти артпогребах. Его подача к носовым установкам осуществлялась из четырёх погребов четырьмя элеваторами (два для зарядов, два для снарядов), а в случае отказа имелись трубы для ручной подачи боекомплекта. Кормовая установка имела один общий погреб для снарядов и зарядов. Орудие в палубной установке комплектовалось броневой башней со съёмной крышей. Скорострельность установки составляла 8-12 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 25,7 км. Масса орудия с башней доходила до 48,23 тонны. Управление артогнём осуществлялось центральным автоматом итальянской фирмы "Галилео", который позволял определять полные углы вертикального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальномеров, размещенных в носовом стабилизированном командно-дальномерном посту (КДП) "Дуплекс".
    2. Из 6 одноствольных 45-мм универсальных полуавтоматов 21-К с длинной ствола 46 калибров, расположенных у второй дымовой трубы. Причём три орудя на мостике за трубой имели направление в корму и обеспечивали защиту кормовой полусферы, а три на мостике перед трубой, были направлены в нос и обеспечивали защиту носовой полусферы. Эти установки не имели противоосколочных щитов и механических приводов наводки. Расчёт орудия состоял из 3 человек. Скорострельность полуавтомата составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10° до +85°. Начальная скорость снаряда 740 м/с, дальность стрельбы до 9,2 км, а досягаемость по высоте - 6 км. Масса орудия доходила до 507 кг. Управление артогнём осуществлялось вспомогательным автоматом фирмы "Галилео", который позволял определять углы вертикального наведения орудий, но не имел возможности постоянного наблюдения за целью(не имел стабилизации). Наблюдение за воздушной целью осуществлялось с помощью одного 3-метрового дальномера, размещенного в кормовом нестабилизированном дальномерном посту (ДП) "Дуплекс".
    3. Из 6 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК, расположенных побортно два на командном мостике, два у среза полубака и два на кормовом мостике. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Темп стрельбы составлял 125 выстрелов/мин. с последующим перерывом для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км при начальной скорости пули 850 м/с. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Пулемёты имели дульный тормоз, плечевой упор и систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
    4. Из 3 трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов (ТА) 39-Ю с поворотной установкой и прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Галлилео", расположенных на крыше средней надстройки в диаметральной плоскости. ТА палубные поворотные с углами разворота от 62,5° до 118° на оба борта. Торпедные аппараты пороховые, комплектовались ручным приводом и механическим электроприводом для дистанционной наводки. Для дистанционного управления торпедной стрельбой использовался прибор управления торпедной стрельбой "Галилео", который обеспечивал последовательный выстрел торпед. ПУТС "Галилео" позволял решать торпедный треугольник и производить наводку, как аппаратную, так и кораблем. Торпеда 53-38 парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км или 4 км и 10 км. Вес БЧ торпеды составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1,615 тонны. Скорость хода торпеды доходила до 44,5 узлов (4 км), 34,5 узла (8 км) и 30,5 узла (10 км).
    5. Из 76 якорных мин КБ и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
    6. Из 1 параван-охранителя типа К-1, установленного в носовой части. Предназначался для противоминной защиты корабля, на скоростях 14 - 22 узлов подсекал якорные мины в полосе 70 м(по 35 м с каждого борта).
    7. Из 2 бомбосбрасывателей для 20 глубинных бомб БМ-1, расположенных у кормового среза верхней палубы. Общий вес малой глубинной бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,2 м/с, а радиус поражения составлял от 3,5 до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин.

    Система управления огнем "Галилео" включала:

    • Прибор управления стрельбой (ПУС) "Галилео" состоящего:
      • Из центрального автомата управления стрельбой главного калибра (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с стабилизированного дальномерного поста (КДП "Дуплекс") данных вырабатывал направление, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий главного калибра. Помимо управления огнем главно­го калибра он имел схему выработки торпед­ного прицельного угла, то есть мог применять­ся и в качестве торпедного автомата стрель­бы.
      • Из вспомогательного центрального автомата управления стрельбой зенитного калибра (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших с не стабилизированного 3-м дальномера данных вырабатывал углы вертикальной наводки орудий зенитного 45-мм калибра.
    • Данные о курсе своего корабля автоматически поступали от гирокомпаса "Курс", к сожалению, на практике его возможности были сильно ограничены из-за низкой точности.
    • Информация о цели шла в систему управления стрельбой от дальномеров командно-дальномерного поста КДП "Дуплекс", ночных визиров центральной наводки и 3-м дальномера в кормовой дальномерной рубке.
    Система «Галилео» позволяла разделять огонь носовой и кормовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов.

    На кораблях устанавливались гирокомпас "Курс".

    Гирокомпас типа "Курс" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

    Строился корабль на заводе "Одеро-Терни-Орландо" в г. Ливорно (Италия).


    Тактико-технические данные лидера проекта 20И

    Водоизмещение:   стандартное 2800 тонн, полное 4170 тонн  
    Длина наибольшая:  139,7 метра  
    Длина по КВЛ:  132 метра  
    Ширина наибольшая:  13,7 метра  
    Ширина по КВЛ:  13 метров  
    Высота борта в носу:  11,2 метра  
    Высота борта на миделе:  8 метров  
    Высота борта в корме:  4,6 метра  
    Осадка по корпусу:  3,75 метра  
    Силовая установка:  2 турбозубчатых агрегата "Парсонса" по 62 250 л.с.,
    4 котла "Ярроу", 2 винта ФШ, 1 руль  
    Электроэнергетическая
    система:
     
    2 турбогенератора по 120 кВт, 2 ДГ по 75 кВт,
    постоянный ток 115 В, 1 ДГ на 18 кВт.  
    Скорость хода:  полная 42 узла, экономическая 20 узлов  
    Дальность плавания:  5000 миль при скорости хода 20 узлов  
    Мореходность:  до 7 баллов  
    Автономность:  10 суток  
    Вооружение:  .  
    артиллерийское:  3х2 130-мм артустановки Б-2ЛМИ от ПУС "Галилео"  
    зенитное:  6х1 45-мм полуавтомата 21-К от ПУС "Галилео",
    2х1 12,7-мм пулемёта ДШК.  
    торпедное:  3х3 533-мм поворотных ТА 39-Ю с ПУС "Галилео".  
    минное:  76 якорных мины КБ  
    противолодочное:  2 бомбосбрасывателя, 20 бомб БМ-1. 
    радиотехническое:  передатчик "Шквал-М", приёмник "Метель",
    1 приёмопередатчик УКВ "Рейд".  
    навигационное:  1 гирокомпас "Курс-2", 4 127-мм маг. компаса ЗМИ,
    1 лаг ГО-3  
    Экипаж:  250 человек (15 офицеров, 45 старшин)  

    Всего построено кораблей в 1939 г. - 1 единица.


Hosted by uCoz